Единая и поместная: в ожидании взрыва

№23(775) 10 — 16 июня 2016 г. 08 Июня 2016 4.5

  • Единая и поместная: в ожидании взрыва, фото №1

    Единая и поместная: в ожидании взрыва, фото №1, фото №1

    Уже два года православным приходится защищать свои храмы от различных «активистов». Что произойдет, если в церковные дела вмешается государство? // PRAVOSLAVYE.ORG.UA

  • Единая и поместная: в ожидании взрыва, фото №2

    Единая и поместная: в ожидании взрыва, фото №2, фото №2

    Уже два года православным приходится защищать свои храмы от различных «активистов». Что произойдет, если в церковные дела вмешается государство? // PRAVOSLAVYE.ORG.UA

  • Единая и поместная: в ожидании взрыва, фото №3

    Единая и поместная: в ожидании взрыва, фото №3, фото №3

    Уже два года православным приходится защищать свои храмы от различных «активистов». Что произойдет, если в церковные дела вмешается государство? // PRAVOSLAVYE.ORG.UA

Фото 1 из 3

Разговоры о создании на Украине поместной церкви, которые со времени президентства Виктора Ющенко представляли собой перманентный, но вялотекущий процесс, в последнее время резко активизировались. В течение недели по этому вопросу публично высказались Петр Порошенко, глава УПЦ КП Филарет и экс-депутат «Батьківщини» Владимир Яворивский.

Интересно, что в качестве «подносчика снарядов» для данной группы ораторов выступил и митрополит Александр (Драбинко), который вот уже длительное время пытается за счет информационной активности выбраться из маргинального положения, в котором он сейчас оказался внутри УПЦ.

Все они, кроме Порошенко (президентские тезисы носили самые общие формы), определили совершенно конкретные механизмы по созданию в Украине канонической церковной структуры, которая существовала бы параллельно с УПЦ.

В это объединение должны будут войти те общины УПЦ, которые захотят войти в состав «единой Церкви Украины и украинского народа». Все остальные приходы, как сообщил Филарет, должны будут зарегистрироваться как представители Русской Православной Церкви в Украине.

Показательно, что называться такая поместная церковь должна будет Украинской Православной Церковью. То есть она получит имя, под которым зарегистрирована единственная каноническая Церковь в Украине. Такой вывод можно сделать из заявления спикера «Киевского Патриархата» Евстратия (Зори): «Признанная Церковь будет именоваться «Украинская Православная Церковь» и не будет необходимости уточнять, что это Киевский Патриархат».

Интересно и показательно, что официальный сайт Президента Украины уже сейчас называет «Киевский Патриархат» Украинской Православной Церковью без приставки «КП». Является ли это обычной безграмотностью или продуманной политтехнологией сказать пока сложно, но похоже, что в настоящий момент эта оговорка становится частью общей стройной системы.

Что касается «Украинской Православной Церкви», то с ней Филарет, предводитель Киевского Патриархата, разобрался на своем недавнем архиерейском соборе жестко и без сантиментов:

«Религиозная организация, которая именует себя «Украинская Православная Церковь», является неканонический структурой Московского Патриархата в Украине».

Кому-то, возможно, это покажется странным, но абсолютно во всех Православных Церквях, образующих единое тело Вселенской Церкви, ситуацию с православием в нашей стране воспринимают в точности наоборот — канонической Церковью считают УПЦ, а структуру, именуемую УПЦ КП, называют самозванцами и не желают иметь с ними никакого дела.

Впрочем, ситуация, когда украинцам предлагается своя, отдельная правда для внутреннего употребления, не нова. Думается, этот пример не единственный.

Каких ждать нововведений в жизни Поместной Церкви

Если говорить о внешних изменениях, которые неизбежно последуют с образованием Поместной Церкви, то едва ли они обрадуют православных христиан нашей страны.

Во-первых, наверняка последует ряд либеральных реформ, призванных облегчить «тяжкую» жизнь простых прихожан. Уже сейчас в некоторых «прогрессивных» СМИ высказываются мысли о том, что церковные посты, мол, подходят только монашествующим, а для простых мирян являются непосильной ношей. Церковные богослужения слишком длинные, требования к одежде для посещения храмов чрезмерно строги и т. д. и т. п.

Также можно предположить, что Юлианский календарь (т. н. старый стиль), по которому живет Церковь сейчас, будет изменен на Григорианский. Это тоже одно из «веяний времени», чтобы «было, как Европе». Уже состоялась одна такая «пробная» служба, проведенная отцом Георгием Коваленко в ночь на 25 декабря 2015-го:

«Отпраздновали Рождество, не нарушая поста. Сегодня ночью родилась традиция и оформилась идея, которая может помочь всем христианам Украины праздновать Рождество вместе с христианами мира».

Под давлением политического момента вполне вероятна реализация и ряда других нововведений, как, например, изъятия из богослужебного календаря ряда «чужих» святых. Среди них, допустим, могут оказаться Царственные страстотерпцы или особо почитаемая в нашем народе Матрона Московская.

В целом можно сказать, что по сути ничего нового ждать не стоит. Церковные структуры, однажды прогнувшиеся под требования мира, неизбежно идут к своему разрушению и гибели. Достаточно вспомнить расколотых на множество конфессий протестантов, которые начинали с призывов о необходимости реформировать Римскую Церковь, а в итоге докатились до освящения однополых браков. Процесс этот растянулся на несколько веков, но, как известно, Божьи жернова мелют медленно, но неумолимо.

Однако это все вопросы, которые касаются внутренней жизни Церкви. Но ведь любая церковная структура не живет в вакууме, а является составной частью общества.

Ожидание и реальность

Теперь нужно ответить на вопрос, каким образом планируется произвести раскол УПЦ и образовать поместную церковь.

Вспомним фразу главы УПЦ КП Филарета, который заявил:

«Когда мы получим автокефалию, тогда перед президентом и Верховной Радой поставим вопрос о перерегистрации уставов церковных общин, которые должны войти в состав автокефальной церкви. Безусловно, некоторые приходы не захотят этого делать...»

Как известно, в настоящее время каждая община УПЦ является отдельным и независимым юридическим лицом, которое самостоятельно может решать судьбу своей конфессиональной принадлежности. Однако на практике дело обстоит совершенно иначе.

Все чаще в Украине случаются ситуации, когда не община, а жители населенного пункта, где находится православный храм, определяют, в какой юрисдикции ему следует находиться. И никого не смущает тот факт, что такое решение принимается людьми, многие из которых являются представителями совершенно других конфессий или вообще атеистами. И что оно закладывает мощную мину под фундамент общественной стабильности и мира.

У всех еще в памяти жесткие конфликты в селах Западной Украины, самые известные из которых — побоища в Катериновке и Птиче. Тогда многие верующие УПЦ получили ранения и увечья, защищая свои храмы от сторонников «Киевского Патриархата» и боевиков радикальных военизированных группировок.

В настоящее время судьба церковных сооружений в этих населенных пунктах так и осталась неопределенной, а жители сел, которые еще недавно жили в мире и согласии, стали непримиримыми врагами.

Если предлагаемый Филаретом и его коллегами сценарий будет воплощен в жизнь, Украина получит тысячи таких конфликтов, щедро разбросанных по территории страны.

Владимир Яворивский, в частности, заявил:

«Как политик с многолетним стажем я прекрасно понимаю, что религиозные войны — самое опасное, что может быть».

В то же время он признается, что у канонической церкви собираются отнять Киево-Печерскую Лавру и передать ее «Киевскому Патриархату»:

«Как прихожанин Киевского патриархата я точно знаю, что это обсуждается в Киевской городской администрации и городской раде Киева. Все три лавры Украины — Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская — принадлежат Московскому патриархату. Украинские власти считают, что это крайне несправедливо».

Слова Яворивского показывают, что нынешние властители едва ли просчитывают свои действия хотя бы на ход вперед. Попытка создания в нынешней Украине объединенной религиозной структуры под названием «Поместная церковь» грозит стране грандиозным гражданским взрывом. А для страны, наводненной оружием, которая и так находится в состоянии войны, это событие может иметь фатальные последствия.

Таким же разрушительным, хотя и несколько в другой плоскости, создание поместной церкви в Украине может стать и для Вселенского Православия.

Планируется ли создание такой структуры путем механического объединения части приходов УПЦ с раскольниками из УПЦ КП и УАПЦ, или же кураторы «поместности» надеются сперва получить для раскольников признание Константинопольского Патриарха, не так уж важно. Наверняка можно сказать, что у большей части Православных Церквей в мире эта структура, сшитая из различных раскольничьих образований, признания не получит.

Чтобы убедиться в этом, достаточно привести несколько цитат церковных иерархов.

Патриарх Сербский Ириней:

«Зло может рядиться в одеяния веры, света и правды, но его плоды: ложь, разделение и ненависть к ближнему — неизменно обличают его. Раскольники из так называемого «Киевского патриархата» давно отвергнуты Православными Церквями и относятся к Православию только по имени. А их презрение к нормам христианской морали, готовность ненавидеть, лгать и проливать кровь есть тому свидетельство».

Но самый, пожалуй, показательный комментарий по рассматриваемой теме принадлежит иерарху Польской Православной Церкви, архиепископу Люблинскому и Холмскому Авелю:

«У нас добрые, близкие отношения с Константинопольским Патриархом, но если Константинополь будет вмешиваться во внутренние дела канонической Церкви в Украине, я это со всей ответственностью говорю, то Польская Церковь, весь епископат будут первыми врагами Константинополя».

Есть такое слово — «прецедент»

У многих Поместных Церквей есть свои раскольники. Если раскол в Украине будет легализован вне церковных законов, силовым административным путем, это наверняка повлечет за собой активизацию всех псевдоправославных группировок, называющих себя церквями. А это уже станет проблемой, без преувеличения, вселенского масштаба.

Скоро на Крите должен состояться Всеправославный Собор. Накануне его проведения Священный Кинот* Святой Горы Афон официально составил послание, посвященное предстоящему Собору, в котором изложил позицию афонского монашества по отношению к тем, кто по каким-то причинам отошел от Церкви.

В послании подчеркивается, что «значение единства Церкви нуждается в разъяснении. В единстве Церкви находятся только члены Православной Церкви, Тела Христова».

В связи с этим предлагается заменить выражение в параграфе 5 документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»: «поиск утраченного единства христиан» на «возвращение к истине удалившихся от нее [от Церкви] христиан».

Как видим, монашеское братство Афона, имеющее непререкаемый авторитет не только в православном, но и в светском мире, сохраняет принципиальную позицию по поводу объединения Православия со структурами, называющими себя церквями, — только «возвращение к истине удалившихся от Церкви христиан». И ведь речь здесь не только об украинских раскольниках.

Условия же для воссоединения Церкви в Украине были названы Священным Синодом УПЦ еще в далеком 1992 г. Их всего четыре:

1. Прекращение насилия со стороны приверженцев УПЦ КП по отношению к Украинской Православной Церкви.

2. Возвращение Украинской Православной Церкви захваченных силой соборов, храмов и епархиальных центров.

3. Невмешательство центральной и местной власти, народных депутатов во внутреннюю жизнь Церкви.

4. Неучастие в объединении бывшего митрополита Филарета (Денисенко).

Как видим, прошло двадцать четыре года, а данные требования не только не утратили актуальности, но и стали еще более злободневными. Однако унять свои страсти представители непризнанных церковных структур не хотят или не могут. Поэтому авантюра под названием «единая поместная церковь Украины» вполне реальна. Принесет ли в Украину мир и процветание насильственное объединение Церкви с раскольниками? На этот вопрос можно ответить категорически: нет, мира это не принесет.

*Священный Кинот (Протат) — центральный исполнительный орган управления Святой Горы, в который входят представители двадцати монастырей Афона.

Автор: Николай ЛЫСЕНКО

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Крестный ход: почему они идут в Киев

Колонна растянулась до километра. Люди шли целыми семьями

Феодор II: Знаю, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий...

Мы все находимся рядом с канонической Украинской Православной Церковью

Обращение Предстоятеля Украинской Православной...

Этот Крестный Ход фактически объединит Украину

Голос с Крита: они не дождутся?

Не осталось без внимание и скандальное обращение Верховной Рады к патриарху...

Говорит и показывает Фейсбук...

«Да разве можно автокефалию, ведь поубивают друг друга!»

Всеправославный Собор или фон для селфи?

«Вселенскому Патриарху по большому счету не нужны никакие решения этого Собора. Ему...

Бог знает их имена

В селе, где отобрали церковь, верующие УПЦ менее чем за год построили огромный храм

Митрополит Антоний: «Политика и вера не должны...

Церковь созидают ее верующие, те, кто часто посещает храм, принимает участие в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка