Говорит и показывает Фейсбук...

22 Июня 2016 5

Владимирский собор. Если комбинация с автокефалией удастся, то он станет не «патриаршим», а «митрополичьим» // JUSTFUNFACTS.COM

В последние недели «православный» сегмент популярной социальной сети бурлит, как взорвавшийся вулкан. Это вызвано огромным количеством событий, которые могут определить будущее мирового и украинского православия. В центре внимания пользователей Фейсбука темы, связанные с проведением Всеправославного Собора, возможным признанием структур раскольников в Украине, скандальным законопроектом №4128, а также потенциальными гонениями на УПЦ.

Мы попытались вычленить наиболее знаковые и интересные комментарии.

По мнению председателя Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды, нынешнее мероприятие на Крите невозможно назвать Всеправославным Собором: «Согласно Регламенту, Собор созывает Константинопольский Патриарх с согласия ВСЕХ предстоятелей Поместных Церквей...

Представитель Антиохийского Патриархата (это) решение не поддержал. Поэтому все звучащие сейчас слова о том, что решение было принято в январе и неважно, что кто-то потом отказался ехать, беспочвенны: решение не было принято, т.к. одной подписи изначально не было. Русская Церковь надеялась, что в оставшееся время вопрос будет урегулирован. К сожалению, не удалось».

В свою очередь заместитель главы Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич предложил заняться «соборной математикой»: «Если Всеправославный Собор все-таки соберется в ближайшие дни, несмотря на отказ ряда Церквей принимать в нем участие, то получится интересная картина. На Собор приедет 9 Церквей из 15, то есть две трети. Но по количеству верующих эти 9 Церквей представляют всего лишь одну треть из общего количества всех православных, то есть около 30%. В то время как на Собор не собираются ехать 6 Церквей (Болгарская, Антиохийская, Сербская, Грузинская, Русская, Американская), которые суммарно представляют около 70%, или две трети, всех православных в мире. Таким образом, в случае проведения Собора без участия этих Церквей может получиться, что 70% православных должны будут согласиться с решениями, принятыми 30% православных».

Обратил свое внимание отец Николай и на обращение парламента Украины к главе Фанара: «8 лет назад церковный историк написал ответ на обращение Верховной Рады к Константинопольскому Патриарху Варфоломею с просьбой признать недействительным акт 1686 года о передаче Киевской Митрополии от Константинопольского к Московскому Патриархату:

«Действительно, для православного церковного сознания критерием каноничности является не процедура принятия того или иного решения, а рецепция Церковью совершившихся перемен. Например, 17 правило Четвертого Вселенского Собора предписывает в случае возникновения между епископами спора о канонической принадлежности той или иной территории руководствоваться критерием давности установленных границ.

Если спорная территория в течение тридцати лет состояла в ведении одной епархии, ее каноническая принадлежность не может быть оспорена. Эту норму подтвердил позже и Трулльский Собор своим 25-м правилом. Хотя буквально указанные каноны относятся к сельским и деревенским приходам, тем не менее, по замечанию митрополита Никодима (Милаша), их нужно понимать в общем контексте канонической традиции, в соответствии с которой «права епархиальных епископов на свои области основывались главным образом на обычае, а затем на давности».

Исходя из этого критерия, сам факт того, что Константинопольская Церковь вот уже более 300 лет признает законность иерархии, поставляемой в Украину Русской Православной Церковью, служит достаточным основанием для того, чтобы акт 1686 года оставался в силе и по сей день».

Упомянутое обращение можно трактовать и еще в одном весьма интересном ракурсе, считает иерей Геннадий Шкиль. Исходя из логики документа, одобренного парламентом, «Киевский патриархат» не является «ни поместной, ни автокефальной, ни вообще церковью». Ведь украинские депутаты просят признать не автокефалию т. н. УПЦ КП, а автокефалию еще не созданной в Украине церкви. А значит, подчеркивает отец Геннадий, «Верховная Рада большинством голосов подтвердила, что в нашей стране нет никакого патриарха».

Подобные рассуждения можно заметить и у блогера Максима Костенко: «Я поражаюсь некоторым комментариям экспертов, которые говорят о возможном даровании автокефалии «украинской православной церкви».

Из материала на ВВС: «Якщо Собор не відбудеться у повному складі і РПЦ не приїде, то збільшуються шанси на отримання автокефалії УПЦ КП», — розповіла ВВС Україна Людмила Филипович. Вона вказує, що найімовірнішим сценарієм є надання УПЦ КП автокефалії, проте у пониженому статусі митрополії, а не патріархії».

Возникает несколько вопросов.

Первый — а зачем УПЦ КП «автокефалия» (церковная независимость), если она с 1992 г. уже и так независима от всего мирового Православия? Это как — дарование независимости независимой структуре? Независимости от кого или чего? От Филарета?

Второй — интересное получится дарование «независимости» путем понижения статуса т. н. УПЦ КП. Аналогия — мы вас признаем не как самостоятельное государство (которым вы себя сейчас считаете), а как автономный округ...

Третий — не исключено, что под шумок разговоров о «даровании автокефалии» т. н. УПЦ КП действительно признают. Но в качестве митрополии Константинопольского патриархата. Тогда вообще будет цирк — гордые «сини Батьківщини», так гордящиеся своей независимостью и желанием подальше убежать от призрака эфемерного церковного влияния Москвы, сами себе повесят на шею ярмо Фанара. Который в свою очередь практически во всем слушается Турцию. Сразу прямым ходом — к двойному подчинению. Это будет просто «блестящий стратегический выбор»!».

Не менее острым получилось и обращение к прихожанам УПЦ: «Неудобный вопрос ко всем нашим братьям и сестрам из Украинской Православной Церкви, неистово ратующих за «автокефалию». Предположим, что патриарх Константинопольский Варфоломей поддастся искушению и даст «зеленый свет» формированию альтернативной УПЦ канонической структуры в Украине. Сразу за этим последует принятие законопроекта №4128 (который дает право всем кому не лень решать судьбу того или иного прихода) и прочее.

Неужели вы все верите в то, что все пройдет «чинно и благородно», без насилия и унижений? На бумаге, конечно, все идеально. Кто захочет перейти, тот перейдет в новую структуру. А те, кто не захочет? Неужели непонятно, что им уготована незавидная участь? И что их будут выбрасывать из храмов при содействии радикалов и под «прикрытием» закона №4128? Что повторится все то, что сейчас происходит на западе Украины. Может, напомнить вам события в Птичьей, где наших били арматурой и дубинками? Или Катериновку, где прихожан буквально втаптывали в землю сапогами силовиков и радикалов?

Вы с этим согласны? Чтобы ваших братьев и сестер постигла такая участь? Если да, то Бог с вами. Это дело вашей совести и убеждений. Только потом не рассказывайте, что вы «не ожидали и не думали». Ответственность за гонения ляжет и на ваши плечи.

Если нет, то не повторяйте бездумно то, что вам скармливают из эфиров ТВ и с амвонов те, кто либо желает за счет «трансформации» украинского православия и раскола своей собственной Церкви вновь вернуться на властный олимп, либо обрести долгожданное признание в обход покаяния и реального примирения с Богом».

Серьезный резонанс среди православных пользователей соцсети вызвало и сообщение о том, что Собор православных церквей обсудит гонения и притеснения православных христиан в Украине, на севере Африки, в Сирии и Ираке.

Свое мнение об этом высказал православный журналист Андрей Рогозянский: «Можно предположить, что последует. Естественно, только Патриарх Константинопольский Варфоломей в силах защитить гонимых православных Украины и прекратить вражду. Фанар все-таки, что ни говори, — гений спекуляций, в одной фразе соединена как «пастырская озабоченность» происходящим на чужой канонической территории, так и идея, почему «Единая Православная Церковь Украины» не получит самостоятельности, а будет управляться извне. Да разве можно автокефалию, ведь поубивают друг друга!».

Крестный ход: почему они идут в Киев

Колонна растянулась до километра. Люди шли целыми семьями

Феодор II: Знаю, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий...

Мы все находимся рядом с канонической Украинской Православной Церковью

Обращение Предстоятеля Украинской Православной...

Этот Крестный Ход фактически объединит Украину

Голос с Крита: они не дождутся?

Не осталось без внимание и скандальное обращение Верховной Рады к патриарху...

Всеправославный Собор или фон для селфи?

«Вселенскому Патриарху по большому счету не нужны никакие решения этого Собора. Ему...

Бог знает их имена

В селе, где отобрали церковь, верующие УПЦ менее чем за год построили огромный храм

Митрополит Антоний: «Политика и вера не должны...

Церковь созидают ее верующие, те, кто часто посещает храм, принимает участие в...

Собрание отдельных Православных церквей не станет...

Если бы политики не вмешивались, то мы нашли бы пути к единству уже давным-давно

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка