Грезы «патриарха»

№15(768) 15 — 21 апреля 2016 г. 13 Апреля 2016 4.6

«Их там надо танками давить»

60-е. Филарет (Денисенко) — молодой митрополит

«...и вообще украинского языка не существует...»

«...не осквернять улицы Киева петлюровскими знаменами»

«я поставив питання, що тепер нас уже не задовольняє лише самостійність в управлінні, а нам потрібна повна канонічна незалежність від Російської православної церкви»

«...нинішнє російське керівництво намагається повернути нашу країну, зробити її однією зі своїх провінцій»

«Так Москва зажди діє: війну називає миротворчістю, чуже — оголошує своїм».

Все эти слова принадлежат одному и тому же человеку. Большинство СМИ страны, в которой мы живем, называют его «патриархом Украины-Руси», однако для канонической церкви он бывший монах, лишенный сана. Имя ему — Филарет.

Подборка цитат, с которой я начал свою статью, очень наглядно показывает, какая метаморфоза произошла с бывшим митрополитом Киевским и всея Украины. Однако передо мной не стоит задача погрузиться в глубины души Филарета. Моя цель иная — напомнить читателям, как на Украине случился раскол, и рассказать, как относятся к «Киевскому патриархату» в православном мире. Поэтому без упоминания о некоторых поворотах биографии преданного анафеме архи-ерея никак не обойтись.

С советской властью и без нее

Сейчас Филарету (в миру Михаилу Антоновичу Денисенко) идет 88-й год. Невольно эти цифры наталкивают на параллели с последним советским генсеком Михаилом Горбачевым. Тезке Филарета недавно исполнилось восемьдесят пять, и некоторые иногда высказывают мысль, что Горбачеву просто страшно умирать, поскольку за пределами нашего мира с него спросится, и спросится очень строго.

Можно как угодно относиться к СССР, но политика генерального секретаря ЦК КПСС товарища Горбачева привела к кровопролитию — в Нагорном Карабахе, Баку, Вильнюсе, Оше, Фергане и других горячих точках. За это Михаил Сергеевич не был подвергнут судебному преследованию. А вот бывшего митрополита Филарета осудили. Сделал это Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, когда раскол на Украине стал окончательным фактом.

И кто бы мог подумать, что во главе раскола окажется именно Филарет. Свой путь на пастырском поприще он начал вскоре после Великой Отечественной и по ступенькам церковной иерархии поднимался очень быстро: в тридцать три года — епископ, спустя два года он становится архиепископом, еще через пять лет — митрополитом.

70-е. На службе с Патриархом Пименом

Когда в 1990-м скончался Предстоятель РПЦ Пимен, местоблюстителем Патриаршего Престола стал митрополит Киевский и Галицкий Филарет. В тот момент он был авторитетным владыкой, занимавшим кафедру более двадцати лет, и, казалось, кому как не Филарету предстоит возглавить церковь. Тем более что и Пимен, и его предшественник Алексий I, побывав в роли местоблюстителей, избирались Предстоятелями РПЦ.

С Филаретом вышло иначе: в июне 1990 г. Поместный Собор большинство голосов отдал митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию. Спустя несколько дней после Собора произошла интронизация нового Святейшего Патриарха — Алексия II.

Прошло несколько месяцев, и Архиерейский Собор РПЦ преобразовал Украинский Экзархат в Украинскую Православную Церковь, даровав ей независимость и самостоятельность в управлении. Решение было очень серьезное — ведь до этого никогда на Украине не было самостоятельной православной церкви (различные раскольнические организации не в счет).

В октябре 1990 г. в Киев прибыл Патриарх Алексий II, чтобы вручить Филарету томос (указ) о создании УПЦ. В день приезда Предстоятеля в центральных районах столицы УССР творилась настоящая вакханалия: по улицам носились какие-то люди и орали «Геть московського попа!», также участники этой акции дрались с верующими, а кое-кто из депутатов республиканского Верховного Совета ложился на дорогу, чтобы не дать проехать Патриарху.

Алексий II все-таки попал на территорию Софии Киевской. В соборе состоялось торжественное богослужение. После него выступил Филарет и публично осудил протестующих, которые, как он считал, не понимали всю важность того, что происходило в Софийском соборе.

Надо сказать, что скандальные слова Филарета о танках, об украинском языке и сине-желтых флагах родом как раз из того, перестроечного, времени. К примеру, о бронетехнике тогдашний митрополит Киевский грезил после поездки во Львов, где активисты Народного Руха подвергли его обструкции.

Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан так рассказывает об этом случае: «Я его (Филарета — Авт.) встречал в киевском аэропорту «Жуляны». Он возвратился очень хмурый и озабоченный. Первыми словами как-то обречённо-горько сказал: «Там Советской уже власти нет. Их там надо танками давить». Такой была его реакция на встречу с галицкой интеллигенцией...» («У истоков рождения УПЦ», www.vladyka-ionafan.ru).

Вообще с советской властью у Филарета всегда были очень гармоничные (пожалуй, даже слишком гармоничные) отношения. Но в августе 1991 г. случился путч, и СССР начал рассыпаться. В начале октября того судьбоносного года Филарет обратился к Алексию II с просьбой даровать УПЦ автокефалию.

10 июня 1990 г. Патриарх Алексий II в день своей интронизации. Поместный Собор отдал ему большинство голосов

Если бы это произошло, то митрополит Киевский стал бы «патриархом Киевским», причем сделано все было бы каноничным путем. Однако для этого нужно, чтобы автокефалии желало большинство верующих и духовенства, чего в конце 1991-го не было и в помине: верные УПЦ не хотели отделяться от церкви-матери. О чем и свидетельствовали многочисленные обращения, поступавшие в Московскую Патриархию.

Но владыка Филарет остановиться уже не мог. Угроза раскола становилась все более явственной. Весной 1992 г. Предстоятель УПЦ участвовал в работе Архиерейского Собора в Москве. Филарет покаялся и пообещал, что, вернувшись в Киев, созовет Собор, который выберет нового главу украинской церкви. Когда Патриарх Алексий вторично попросил подтвердить это, Филарет ответил: «Мы ведь христиане. Сказано в Писании «да будет слово ваше да — да, нет — нет, а все остальное от лукавого» («Чому світове Православ'я не визнає київського патріархату?», www.pochaev.org.ua).

Архиерейский Собор закончился, Филарет вернулся в Киев, собрал пресс-конференцию и заявил, что находился под сильным давлением Московской Патриархии, а значит, никуда не уйдет и останется на своем посту до конца дней, ибо «дан Богом украинскому Православию» («Краткая хроника событий раскола»).

По сути после этого раскол уже стал необратим, хотя Алексий II еще пытался умиротворить Филарета. Но тщетно. Тогда в мае 1992-го в Харькове состоялся Архиерейский Собор УПЦ, который низложил Филарета и избрал нового митрополита — Владимира, возглавлявшего церковь вплоть до своей кончины летом 2014 г.

В июне Архиерейский Собор собрался в Москве. На нем было произведено судебное разбирательство (деяние) в отношении Филарета. Собор постановил:

«— за жестокое и высокомерное отношение митрополита Филарета (Денисенко) к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1:7-8; святых апостолов правило 27-е),

— внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18:7; Первого Вселенского Собора Правило 3-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е),

— клятвопреступление (святых апостолов правило 25-е),

— публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е),

— совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (святых апостолов правило 28-е),

— учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е):

1. Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире.

2. Считать все рукоположения в сан диакона, пресвитера и епископа, совершенные митрополитом Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая с. г., а также все прещения, наложенные им на клириков и мирян с 6 мая с. г., незаконными и недействительными». (Материалы Архиерейского Собора 11 июня 1992 г., www.patriarchia.ru).

Все дальше от Бога

Таковы были последствия раскола для самого Филарета. Что плохого появление «Киевского патриархата» принесло верующим? Вопрос очень серьезный. Особенно он важен потому, что многим жителям Украины трудно разобраться, какая церковь действительно спасительная, а какая нет, тем более что, кроме УПЦ-КП, имеется еще УАПЦ, и обе они претендуют на имя «православная».

Из-за этого часто возникают споры, недопонимания и обиды. Вот пример диалога, который автор этих строк слышал не раз. Касается он Владимирского собора в Киеве, который считается главным храмом УПЦ-КП:

— Ой, я была во Владимирском соборе, заказала там сорокоуст...

— Ты что, там же раскольники!

— ....?! — пауза и затем с обидой: — Бог един! Какая разница, куда ходить...

Бог действительно един, а вот разница в посещении храма канонического и храма, захваченного раскольниками, велика. В свое время Христос рукоположил своих апостолов. Апостолы рукоположили своих учеников, ученики рукоположили своих учеников, и так век за веком. Все это называется апостольским преемством.

Рукоположения очень важны — через них передается благодать Святого Духа, и это дает право священнику совершать таинства: причащать, крестить, венчать, отпевать.

Филаретовские «батюшки» делать этого не могут, ибо глава их организации из сана был извергнут, а все его рукоположения, совершенные в расколе, скажем так, аннулированы (говоря по-церковному, «находятся в запрещенном состоянии»). В УПЦ-КП, конечно, и венчают, и причащают, но это все лжетаинства, которые человека только отдаляют от Бога. И это не просто плохо — это ужасно.

Теперь нужно ответить еще на один вопрос, связанный с расколом. Многие считают, что поскольку Украина независимое государство, то у нее должна быть своя, самостоятельная церковь. Первое, что нужно помнить, — такая церковь в стране есть. Это УПЦ, Предстоятелем которой ныне является Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.

80-е. Филарет в Оптиной пустыни

УПЦ — независимая и самостоятельная, но не автокефальная церковь. Кто-то может решить, что автокефалию не дает Москва. Ответить на это можно словами главы Отдела внешних церковных связей УПЦ, митрополита Луганского и Алчевского Митрофана:

«Автокефалия дается всей Церкви в рамках отдельного государства, при наличии желания подавляющего большинства церковного народа, а не отдельным ее частям или областям. Поэтому, во-первых, ставить вопрос об изменении статуса Украинской Церкви можно лишь тогда, когда раскол будет преодолен. А во-вторых, такой вопрос может задавать только признанная Церковь, в частности в нашем случае — Украинская Православная Церковь как конфессия, присутствующая в канонически-правовом поле мирового Православия. А не те или другие раскольнические группировки, какими бы высокими целями они ни прикрывались» (eparhia.dp.ua, ноябрь 2014 г.)

Кроме того, в православном мире нет обязательного правила, чтобы у каждого суверенного государства была своя церковь. Так, в Беларуси существует экзархат РПЦ. Экзархат — это церковное наместничество за пределами метрополии. В свое время такая форма управления существовала и на Украине, но, как было сказано, в 1990-м статус повысили, и была создана УПЦ.

2010-е. «Патриарху» исполнилось 87 лет

Возвращаясь к Беларуси, нужно сказать, что отсутствие отдельной православной церкви никак не мешает стране развиваться. Другой пример — Черногория. Она независима, но ее верующих окормляет Сербская Православная Церковь.

И в Черногории, и в Беларуси имеются свои раскольники, но по своей численности и влиянию они просто ничтожны, как всякая маргинальная группа. В частности, у «Белорусской автокефальной православной церкви» на родине приходов вообще нет, они функционируют на территории США, и их всего два. «Черногорская церковь» действует и в республике, и за рубежом (в Аргентине), а приходов у нее не больше двух десятков. И опять-таки — обе упомянутые «церкви» не каноничны, и совершаемые ими таинства таковыми не являются.

Голос братских церквей

Выше было сказано о том, как отозвалась на украинский раскол РПЦ, являющаяся для УПЦ церковью-матерью. Теперь пришла пора сказать о том, как на образование «Киевского патриархата» реагировал остальной православный мир.

В октябре 1991-го находившийся тогда в Киеве митрополит Халкидонский Варфоломей осудил назревающий раскол и назвал его богоотступным делом. Спустя несколько дней Варфоломей был избран Предстоятелем Константинопольской Православной Церкви и Вселенским Патриархом.

Позднее, когда раскол уже случился, Варфоломей встречался с Филаретом и вел переговоры. Когда об этом стало известно, ряд православных патриархов выступили с резким протестом. В итоге Предстоятель Константинопольской Церкви заявил, что Филарета извергли из сана на легитимных основаниях, а также признал законным главой УПЦ митрополита Владимира.

В 1993-м вице-премьер Николай Жулинский докладывал президенту Леониду Кравчуку: «Филарета никто не признает как архиерея» (archiv.orthodox.org.ua/page-1520.html).

Прошло восемь лет, и в Киев на 950-летие Лавры съехались иерархи различных православных церквей. Они дали украинскому расколу исчерпывающую оценку, которая заслуживает быть процитированной полностью.

Предстоятель Элладской Православной Церкви Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул:

«Наша мерность от имени всей полноты святейшей Элладской Церкви заверяет Вас, что в Вашем лице (Блаженнейший митрополит Владимир Сабодан. — Авт.) Мы признаем канонического Митрополита Киевского и всея Украины, истинного и единственного хранителя апостольского предприятия в святейшей Православной Церкви Украины, вместе с высокоуважаемой иерархией, честным клиром и благочестивым украинским народом, который находится под Вашим церковным управлением».

Митрополит Карфагенский Хризостом (Александрийская Православная Церковь):

«Я представляю Блаженнейшего Петра VII, Папу и Патриарха Александрийского и всей Африки. Раскол — это проблема не только Украинской Церкви, но и всего Православия. В Церкви должен быть порядок. Мы приехали, чтобы засвидетельствовать каноническое единство с Митрополитом Владимиром. Кроме него, мы других не знаем».

Епископ Нифонт (Антиохийская Православная Церковь):

«Я горжусь тем, что представляю здесь Блаженнейшего Игнатия, Патриарха Антиохии и всего Востока, Предстоятеля нашей древнейшей Церкви, в которой впервые прозвучало имя «христианин». Мы признаем только Церковь, возглавляемую Митрополитом Владимиром, и настойчиво отстаиваем каноны Церкви. Раскол — это игра, созданная для того, чтобы разделить народ, потому что то, что разделяет Церковь, разделяет и народ».

Епископ Сагарджийский и Гурджаанский Андрей (Грузинская Православная Церковь):

«Мы с епископом Зугдидским и Таишским Герасимом представляем Святейшего и Блаженнейшего Илию II, Католикоса — Патриарха всея Грузии. Мы признаем лишь Церковь Митрополита Владимира. Украинские раскольники приезжали в Грузию, но никогда Грузинская Православная Церковь не поддержит ни один раскол, потому что это всегда обман. У меня была возможность прогуляться по знакомому мне Киеву, я зашел во Владимирский собор и хотел помолиться. Но я даже не мог представить, что эта святыня не принадлежит Православию — безблагодатная, и православный человек не может там даже молиться. Мне было очень обидно, неприятно, и я поспешил выйти».

Епископ Зворничко-Тузлянский Василий (Сербская Православная Церковь):

«Наша Церковь имеет великую любовь к Украинской Православной Церкви. Эта Церковь прошла Голгофу, и мы ожидаем Его Воскресения и Воскресения всего украинского народа. Разделение — это дело дьявола. Раскольники должны прийти ко Христу, поклониться и сказать : «Господи, прости мне грехи мои и прими меня как верного раба Своего». Другого пути нет».

Митрополит Нафанаил (Болгарская Православная Церковь):

«Мы сами знаем, что такое раскол, и поэтому Святейший Патриарх Максим благословил нас не только присутствовать на торжествах, но и выразить свою поддержку и любовь Блаженнейшему Владимиру, Митрополиту Киевскому и всея Украины. Раскол — это неправда, которая не может быть долгой. Раскольники мечтают о признании, но это невозможно. У них один путь — возвращение через покаяние в ту Церковь, которую основал Христос».

Епископ Тримифунтский Василиос (Кипрская Православная Церковь):

«Раскол в Украине — это большая и серьезная проблема, которая должна разрешаться тем органом или Собором, который компетентен его разрешить. По приглашению Украинской Православной Церкви в этом Соборе могут принять участие представители других Поместных Церквей. Путь решения этой проблемы должен быть строго каноническим».

Митрополит Иоаннис (Албанская Православная Церковь):

«Мы знаем о непростой ситуации в Украине. Мы приехали сюда, чтобы поддержать каноническую Церковь Митрополита Владимира, и надеемся, что все люди в Украине будут ей верны. Эта Церковь — благословение для Украины и украинского народа».

Архиепископ Люблинский и Холмский Авель (Польская Православная Церковь):

«Я счастлив, что по благословению Предстоятеля нашей Церкви Блаженнейшего Митрополита Саввы могу представлять православных Польши на этих торжествах. То, что здесь собрались представители всех Поместных Церквей мирового Православия, свидетельствует о нашем единстве, о том, что мы являемся единой каноничной Православной Церковью. Мы волнуемся о ситуации в Украине, молимся, чтобы всем раскольникам — «филаретовцам» и «автокефалистам» — Господь дал дар покаяния, и они вернулись в дом Отчий. У нас хорошие, близкие отношения с Константинопольским Патриархом, но если Константинополь будет вмешиваться, я это ответственно говорю, во внутренние дела канонической Церкви в Украине, то Польская Церковь, весь епископат будут первыми врагами Константинополя».

Епископ Михаловский Иоанн (Православная Церковь Чешских земель и Словакии):

«Раскол в Украине должен быть преодолен только на базе Святого Православия и канонов Церкви. Кто отошел, тот отошел. Наша Церковь признает лишь Блаженнейшего Митрополита Владимира».

Епископ Оттавы и Канады Серафим (Православная Церковь Америки):

«Я прибыл по благословению Блаженнейшего Феодосия, Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады. Раскол — это всегда трагедия. Если случится, что какая-то из Церквей признает раскол, то это не решит проблему, а приведет к дополнительному расколу, а потому это просто невозможно. Раскол — это искушение, но это не испытание от Бога, а искушение от дьявола. Раскольники должны покаяться, мы же не должны их отвергать».

Архидиакон Иов, преподаватель Свято-Сергиевского богословского института в Париже (Константинопольский Патриархат):

«Для православных верующих Франции, для всего академического состава преподавателей и студентов нашего богословского института проблема раскола в Украине является вопросом, который очень волнует. Мы разделяем ту богословскую и догматическую точку зрения, что в Украине единой канонической Церковью является Украинская Православная Церковь, имеющая статус широкой автономии и самоуправляемости. Раскол — это экклезиологическая ересь, потому что его представители считают, что они стоят выше соборной Церкви и что они могут сами разрешить определенные внутри церковные вопросы. Это абсолютно невозможно с канонической точки зрения. Конечно, мы видим, что в Украине есть большой потенциал для утверждения Поместной Церкви. Но этот вопрос должен решаться соборно, в консультации с Матерью-Церковью — Русской Православной Церковью. Того, что раскольники произносят православный Символ веры, недостаточно, и это ни о чем не свидетельствует. Нужно еще и находиться в этой Церкви, то есть быть в евхаристическом единении с другими Поместными православными церквами, что мы продемонстрировали в Киеве. Они же не находятся в таком единении ни с одной Православной Церковью мира.

Грустным почерком раскольников является их агрессивность, стремление любой ценой утвердиться в лоне какой-либо законной Церкви. Они засылают своих делегатов в другие страны, путем обмана пытаются представить себя как каноническую Церковь. Но в Церковь Христа Спасителя обманным путем не войти». («Позиция Поместных Церквей в отношении раскольнических группировок в Украине», raskolam.net).

С 2001 г. прошло полтора десятилетия, однако позиция зарубежных церквей в отношении «Киевского патриархата» ничуть не изменилась. Особенно это заметно сейчас, когда раскольники ведут себя все более брутально. Поэтому в декабре 2015-го Патриарх Болгарский Неофит обращался к Петру Порошенко и в своем письме однозначно указывал, что каноническая церковь на Украине одна — УПЦ.

А совсем недавно в Запорожье побывала делегация Румынской Православной Церкви во главе с секретарем Священного Синода епископом Варлаамом. Владыка подчеркнул, что «Румынская Православная Церковь внимательно следит за событиями, которые происходят в Украине, и для нее в Украине существует единая каноническая Православная Церковь во главе с Ее Предстоятелем Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием» (news.church.ua, 1 апреля).

Тем не менее Филарет не оставляет надежд на международное признание. И в первую очередь — от Патриарха Константинопольского. Впрочем, в недавнем интервью руководитель УПЦ-КП сетовал, что Варфоломей очень занят предстоящим Всеправославным собором, поэтому пока что с признанием придется подождать.

Однако вряд ли надеждам главы УПЦ-КП суждено сбыться. Один из афонских подвижников отец Афанасий недавно дал свою оценку бывшему митрополиту Киевскому и всея Украины. Вот что сказал инок со святой горы Афон: «Падший монах Филарет разорвал Хитон Христов. Как учат Святые Отцы, этот грех не смывается даже мученической кровью. И на Афоне его никто никогда не признает. А Афон является определенным духовным камертоном, с которым поверяют истину». Точка.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Крестный ход: почему они идут в Киев

Колонна растянулась до километра. Люди шли целыми семьями

Феодор II: Знаю, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий...

Мы все находимся рядом с канонической Украинской Православной Церковью

Обращение Предстоятеля Украинской Православной...

Этот Крестный Ход фактически объединит Украину

Голос с Крита: они не дождутся?

Не осталось без внимание и скандальное обращение Верховной Рады к патриарху...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Ошибка