«Материнская» проблема

№13(766) 1 — 7 апреля 2016 г. 30 Марта 2016 1 5

Владимир, Успенский собор. После приезда Киевского Митрополита он стал главным храмом Руси // CULTURE.RU

Остановите музыку!

В основании церковного раскола в Украине лежат несколько исторических мифологем, которые эксплуатируются «Киевским патриархатом» в ритме заевшей пластинки. Их комментарии к любой теме о Церкви заканчиваются одними и теми же «аргументами» — «Киевскую Митрополию присоединили незаконно», «Московская Церковь», «РПЦ не признавали 100 лет», «перечисляют деньги», «не молятся на украинском языке», «Константинополь — Церковь-Мать» и все в таком же духе.

В прессе время от времени появляется информация о том, что Вселенский Патриарх Варфоломей II якобы считает Константинопольский патриархат «Церковью-Матерью» для «украинского православия». Недавно, после встречи Президента Украины с главой Фанара*, этот тезис снова прозвучал.

Однако, поскольку Патриарх Варфоломей практически никогда не давал интервью на эту тему, ограничиваясь разговорами во время встреч тет-а-тет, достаточно сложно подтвердить или опровергнуть такие

утверждения. Даже если из уст Вселенского Патриарха и звучали подобные заявления, их можно подвергнуть серьезной исторической критике.

Попробуем пройтись по каждой «ноте» назойливой песни представителей неканонических церковных образований. В этой статье речь будет идти о двух из этих мифологем, а именно:

— Киевская Митрополия была подчинена Московскому Патриархату незаконно.

— Константинополь до сих пор является Церковью-Матерью для УПЦ.

Чтобы понять историю «Киевской Митрополии», нужно заглянуть лет на 350 раньше в 1686 г. (в тот год Киевская Митрополия была присоединена к Московскому Патриархату).

Между язычниками и католиками

В 1299 г. после нашествия монголо-татар и запустения Киева киевские митрополиты вынуждены были поменять свою резиденцию. Ею был избран город Владимир-на-Клязьме. Сейчас это город Владимир, расположенный в 176 километрах от Москвы. Этот факт свидетельствует о том, что в сознании тогдашнего населения Руси не было противопоставления Малой Руси и Большой Руси, поскольку они составляли единое культурное и политическое пространство. Поэтому переезд духовенства из Киева во Владимир не был чем-то экстраординарным.

С 1325 г. резиденцией Киевских митрополитов официально стала Москва. Выбор новой кафедры, разумеется, был утвержден Константинопольской Церковью. Учитывая политическую ситуацию в раздробленной Руси, выбор северо-восточных русских земель в качестве нового церковного центра был вполне логичен — Польша являлась католическим государством, Литва — управлялась князем-язычником, поэтому особого выбора не было — оставались только православные земли на севере Руси.

Первым митрополитом Русской Церкви, который выехал из Киева со всем причтом, стал Максим Грек. После Митрополита Феогноста митрополитом Киевским и всея Руси стал Митрополит Алексий. Для северо-восточных русских земель это был выдающийся период. Лицо Церкви определяли такие люди как Сергий Радонежский и тот же Митрополит Алексий, который был выдающимся подвижником и много сделал для православных епархий в Большой Руси.

Южнорусские и западные епархии оказались в составе Великого Княжества Литовского и Польского королевства. Это препятствовало выполнению митрополитами киевскими, которые находились в Москве, своих обязанностей по отношению к этим епархиям. Литвой управлял князь-язычник, который рассматривал Церковь только как инструмент политического влияния.

Поэтому, когда Митрополит Алексий приехал в Литву для выполнения своих пастырских обязанностей, он был схвачен и арестован. Впоследствии ему удалось все же бежать из плена, но доступа к литовским епархиям он уже не имел.

*Фанар — исторический район в Стамбуле, где расположена резиденция Патриарха Константинопольского. После завоевания города турками-османами здесь было сконцентрировано православное население Стамбула. Сегодня именуется Фенером и входит в муниципальный район Фатих.

По причине политического давления со стороны князя Литовского, интриг духовенства, которое находилось на территории Великого Княжества Литовского, Константинопольский Патриархат создал отдельную Литовскую Митрополию. Произошло это в 1317 г.

В 1355-м Литовско-Киевская Митрополия управлялась Митрополитом Романом, который довольно агрессивно конкурировал с Митрополитом Алексием. Но Митрополитом Киевским и всея Руси считался именно Алексий (вплоть до 1378 г.).

Впоследствии была создана единая Киевская Митрополия под управлением Митрополита Киприана, который был поставлен под давлением литовского князя Ольгерда, угрожавшего обратиться в католичество. Впрочем, митрополичьей кафедрой продолжала оставаться Москва.

В 1441 г. Митрополит Киевский и всея Руси Исидор принял унию. В результате произошел разрыв отношений с Константинопольским Патриархатом и образование Русской автокефальной Церкви с самостоятельной традицией.

В этом контексте действия Константинопольских патриархов, их признание или непризнание РПЦ обесценивались «грехопадением» Константинополя в виде Флорентийской унии с католиками. Вселенский Православный Патриархат, который был не в состоянии защитить истину Православия, не имел более прежнего духовного авторитета. А с падением Константинополя в 1453 г. он утратил политическое влияние и независимость.

После распада единой Киевской Митрополии образовалась Литовско-Киевская Митрополия с центром в Вильно (ныне Вильнюс). Такой шаг Вселенского Патриарха (а нового Митрополита Киевского Григория Болгарина поставил, с нарушением канонов, патриарх Григорий III Мамма, приверженец унии) имел негативные последствия для епархий Малой Руси, поскольку они оказались под угрозой поглощения католиками.

Следующий Константинопольский Патриарх Дионисий I принял уже бывшего униата Григория и утвердил его в качестве Митрополита Киевского и всея Руси.

Недальновидность и бессилие Константинополя, его неспособность как-либо влиять на ситуацию в южнорусских епархиях выразились в том, что спустя 150 лет, в 1596 г., духовенство Литовско-Киевской Митрополии, фактически в полном составе, приняло Брестскую унию!

Ян Матейко. «Проповедь Скарги». Иезуит Петр Скарга был одним из главных инициаторов унии, которая для Украины обернулась большой бедой // POLSKATRADYCJA.PL

Возрождение Митрополии

После Брестской унии Киевская Митрополия фактически перестала существовать: только через четверть века Иерусалимский Патриарх при посредничестве запорожского казачества восстановил на украинских землях церковную иерархию. Восстанавливать ее помогали также и представители других православных церквей. Так что заново воссозданная Киевская Митрополия в каком-то смысле стала «чадом» сразу нескольких «матерей».

В Речи Посполитой положение Православной Церкви оставалось тяжелым: она находилась под постоянной угрозой уничтожения или соблазна унии. Это удивительно, но сейчас приходится напоминать современным украинцам о процессе насильственного окатоличивания, об опасности полного уничтожения Православия на украинской земле.

Только благодаря твердости казачества и нового украинского духовенства Православие продолжало сопротивление. Но борьба была бы неравной и рано или поздно закончилась, если бы — а нужно стараться объективно смотреть на историю — не помощь Московского государства, которое в течение 13 лет вело войну с католической Речью Посполитой, выполняя Переяславские соглашения с Богданом Хмельницким. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на положение Православных епархий в Правобережной Украине XVII—XVIII в.

В свете этих событий становится ясным, что никаких 700 лет непрерывного существования Киевской Митрополии под омофором Константинополя нет. Тем более нет оснований продолжать считать Константинополь Церковью-Матерью для современных украинских православных епархий.

Если выражаться языком семейного права, Вселенский Патриархат был лишен родительских прав за неисполнение своих непосредственных обязанностей. Во-первых, он не смог утвердить истинную Православную веру во вверенных ему епархиях, поскольку сам склонялся к унии с католиками ради определенных политических выгод. Во-вторых, какую опеку мог дать Вселенский Патриархат, будучи за сотни километров, под игом Османской империи? Какую реальную поддержку он мог оказать украинскому народу в его борьбе против католической Польши?

Работники социальных служб могут рассказать много историй о том, как после многих лет лишенные родительских прав «мамаши» приходили в органы опеки с намерением восстановиться в родительских правах. Однако зачастую это диктовалось банальным желанием получить денежную помощь при рождении следующего ребенка.

Позиция некоторых представителей Константинопольского Патриархата (если они, конечно, таковыми являются) и их публичные заявления напоминают именно сцену возвращения непутевой матери с претензией на «бывших» детей.

Приемная мать, за многие годы успевшая стать настоящей матерью для приемных детей, ибо она их кормила, воспитывала, защищала от внешних врагов, сталкивается с тем, что некоторые из ее детей попали под влияние сказки о «настоящей биологической» матери и начали грубить приемной. Другие дети, наоборот, остаются верны своей приемной матери, потому что с благодарностью помнят о всем том, что она им дала — пищу, кров, защиту.

Впрочем, это, конечно, метафоры. Исторические же факты свидетельствуют о том, что после Брестской унии отношения Киевской Митрополии со Вселенской Патриархией невозможно описывать как отношение материнской и дочерней структуры.

Нелишним будет напомнить тот факт, что в начале XX в. Константинопольский патриархат поддержал обновленческий раскол, за которым явственно торчали «уши» советских органов госбезопасности. В результате сотни украинских священников канонической Церкви принимали общий мученический венец от рук безбожников. Хороша «материнская» забота, нечего сказать.

Как бы то ни было, история отношений украинского и российского Православия насчитывает несколько веков. За это время переплелись связи в сфере духовного образования и богословского самосознания, утвердилось почитание общих святых.

В этом контексте становится понятно, что подчинение Киевской Митрополии образца 1686 г. не может оцениваться негативно. В составе Московского Патриархата украинское духовенство получило значительные преимущества.

Так, Феофан Прокопович стал одним из сподвижников Петра I и автором церковной реформы. Первым председателем Святейшего Синода стал украинец Стефан (Яворский), который повлиял на развитие духовного образования в Российской империи. Ну а самым важным является то, что украинское Православие было избавлено от посягательств Католической Церкви.

Что касается собственно переподчинения Киевской Митрополии Московскому Патриархату, следует отметить, что Восточное православное духовенство (Иерусалимский Патриархат, Антиохийский и др.) с воодушевлением воспринимало и всячески поддерживало политическое усиление Москвы, надеясь, что со временем именно московский царь поможет грекам свергнуть власть турок.

Иерусалимский Патриарх Паисий убеждал Богдана Хмельницкого принять подданство российскому царю, обращался напрямую к Алексею Михайловичу, чтобы он и Молдову взял под свое покровительство. То есть в целом политическая и церковная логика вели к тому, чтобы признать за Московским Патриархатом право на Киевскую Митрополию.

И хотя следующий Иерусалимский Патриарх Досифей с недовольством отнесся к тому, что Киевская Митрополия была подчинена Московскому Патриархату, но хиротонию нового Митрополита не отрицал: «Егоже и хиротонию приемлем, и прочая оставляюще, молимся владыце Христу, да даст ему сил правити благо и богоугодно».

Ну а материальную помощь восточным патриархатам Москва и так оказывала в течение долгого времени и безвозмездно. Акцентировать внимание на денежной составляющей этого вопроса не имеет смысла. Главную роль тут сыграли не золотые червонцы, а позиция османского султана, который руководствовался политической целесообразностью и склонил Патриарха Дионисия к тому, чтобы удовлетворить прошение московской делегации.

Так или иначе, переход Киевской Митрополии уже осуществился, и данная Патриархом грамота только закрепляла существующий порядок вещей. Даже если бы и не было этого признания в 1686 г., оно пришло бы спустя некоторое время. Благо значительная часть украинского духовенства и общества выступала за такое единство.

В сухом остатке

Таким образом, суммируя вышесказанное, делаем выводы:

— Константинополь давно перестал быть Церковью-Матерью для украинских епархий, и нет никаких оснований для того, чтобы он претендовал на какую-то церковную власть на территории Украины. Тем более претендовал на те епархии, которые в XVII в. еще не существовали и были созданы уже в составе РПЦ.

— Переход Киевской Митрополии в состав Московского Патриархата позволил избежать поглощения украинского Православия католичеством.

— Константинопольский Патриарх никогда не претендовал на то, чтобы отменить свой указ. Нигде и никогда он подобных заявлений не делал. Тем более что многие Автокефальные Церкви получили свой статус в результате политического давления на Константинополь. Поэтому Константинополю пришлось бы пересматривать ряд своих решений.

— В любом случае Киевский Патриархат никакого отношения к данной проблеме не имеет, поскольку единственным законным наследником Православной Киевской Митрополии в Украине является УПЦ, и ей самой решать, что делать с собственным прошлым и кого признавать в качестве Церкви-Матери.

— Данная проблема вообще не имеет никакого смысла в том контексте, что УПЦ давно получила независимость и самостоятельность в управлении и является фактически автономной от РПЦ Церковью.

Поэтому зачем ломиться в двери, которые и так открыты?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Крестный ход: почему они идут в Киев

Колонна растянулась до километра. Люди шли целыми семьями

Феодор II: Знаю, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий...

Мы все находимся рядом с канонической Украинской Православной Церковью

Обращение Предстоятеля Украинской Православной...

Этот Крестный Ход фактически объединит Украину

Голос с Крита: они не дождутся?

Не осталось без внимание и скандальное обращение Верховной Рады к патриарху...

Говорит и показывает Фейсбук...

«Да разве можно автокефалию, ведь поубивают друг друга!»

Всеправославный Собор или фон для селфи?

«Вселенскому Патриарху по большому счету не нужны никакие решения этого Собора. Ему...

Бог знает их имена

В селе, где отобрали церковь, верующие УПЦ менее чем за год построили огромный храм

Митрополит Антоний: «Политика и вера не должны...

Церковь созидают ее верующие, те, кто часто посещает храм, принимает участие в...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Andrew Temnuy
08 Апреля 2016, Andrew Temnuy

Остановите землю для КП-стов, а то ща дуба врежут. Уф, по полочкам, по фактам и по печени. Вот где я вижу нормальный подход к вопросу и проработке материала для статьи.
Свидомые, тут вашего деда поливають водой надо, а то ща вскипит)))

- 0 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка