О Поместной Церкви и Украине

№20(772) 20 — 26 мая 2016 г. 19 Мая 2016 5

Размышления с митрополитом Антонием Сурожским

Владыка Антоний (1914—2003)

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) был одним из выдающихся миссионеров прошлого столетия. Почти сорок лет он руководил епархией, расположенной на территории Великобритании и Ирландии. Его пастырский опыт построения православных общин в западноевропейской стране, в инославном окружении, свидетельствует о глубоком понимании природы Церкви и христианского служения ближнему. Его идеи вдохновляют и сейчас, помогая нам осознать направление, в котором необходимо развивать церковные структуры в ХХІ веке.

Митрополит Антоний был максимально независимым иерархом в составе РПЦ. Эта независимость владыки от Священноначалия РПЦ подтверждается наличием отдельного Устава его Сурожской епархии, где, например, община выбирала священника, а собрание епархии имело право избрать даже епископа, чего сегодня нет ни в одной из конфессий, существующих на Украине.

Стоит отметить, что митрополит Антоний близко дружил с почившим уже Блаженнейшим Митрополитом Владимиром (Сабоданом). Почему же так важно обратиться к духовному наследию митрополита Антония — иерарха РПЦ, человека, не знавшего близко украинскую историю и культуру?

Потому что сегодня нам навязывают идеологические принципы, которые к Христовой Церкви не имеют никакого отношения. А митрополит Антоний как раз умело дает отпор любым идеологиям, идущим против Христовой Истины.

Церковь — вне идеологии и политики

Сегодня только немой не критикует православных Украины, причем обвинения эти носят крайне политизированный характер. Однако, вероятно, ни один из таковых не задумывается о том, что Церковь — это не учреждение, не партия, а место встречи Бога и человека. «Церковь — это место, где человек может оказаться вместе со Святой Троицей. Это место встречи между Богом, в Троице поклоняемом, и человеком с другими людьми. Церковь — это что-то непостижимое; и когда мы эту Церковь стараемся определить человеческими масштабами, то, конечно, теряем из виду, что в центре Церкви сам Живой Бог».

Митрополит Антоний Сурожский подчеркивал, что нормальные взаимоотношения между конфессиями возможны, только если в их основании не будет стоять та или иная политическая мотивация. Разные политические взгляды, разные трактовки истории и культуры, будучи заостренными и лишенными культуры диалога, разделяют общество. Если же абстрагироваться от идеологических контекстов и попытаться увидеть в другом прежде всего человека с его достоинством, то возможно достичь, по меньшей мере, мирного сосуществования.

В интервью, датируемым еще 1991 годом, митрополит Антоний подчеркивал: «Когда вы больше не разделены идеологией, когда вы больше не сражаетесь по обе стороны баррикад и видите друг друга друзьями, когда люди трудятся вместе на благо одной цели, огромное количество трудностей начинает таять и на смену взаимному противостоянию, которое могло быть раньше, может прийти взаимоуважение».

Слова Владыки Антония из этого интервью очень актуальны для нашей страны! Ведь мы действительно до сих пор еще находимся на пути к обретению общественной и конфессиональной гармонии...

О встрече Католичества и Православия

В этом контексте остро стоит вопрос единства христиан. Сегодня украинцы не могут воссоединиться в области веры, на богословском уровне, но у нас существует реальная возможность — быть христианами в жизни! И это, по мнению митрополита Антония, очень важно, потому что люди, которые вместе работают и стараются спасать жизни, помогать людям, проповедовать любовь, а не ненависть, создают возможность для будущего единства во всем остальном.

Вместе с тем, митрополит Антоний никогда не питал иллюзий в отношении папства и критически оценивал возможность встречи между Католичеством и Православием.

«Знаете, я думаю, что пока Папа будет себя считать единственным главой церкви и будет себя считать наместником Христа, то настоящей встречи быть не может. Что он должен понять, что он человек среди людей, что он должен понять, что он Епископ западной церкви, но и только. Сказать, что я как бы заместитель Петра, как Папа Павел VI сказал: «Меня зовут Павел, но на самом деле я Петр, — это неприемлемо». И считать, что Папа является как бы заместителем самого Христа на земле, — нет, неприемлемо. Кроме Христа, никто не может быть главой Церкви. И если он на этих началах хочет встречать других представителей, то из этого не может получиться настоящей победы над разделением».

Впрочем, недавняя встреча Папы Франциска и Патриарха Кирилла как раз выражает попытку наладить диалог и сотрудничество в практической плоскости, оставив открытым вопрос возможности преодоления богословского разделения между Католической и Православной Церквями.

О Поместной Церкви

В начале мы привели фундаментальное высказывание митрополита Антония о Церкви — это не идеологическая организация, а место встречи Бога и человека.

Сегодня мы постоянно слышим о необходимости создать в нашей стране Поместную Церковь, которая была бы «украинской» и «патриотической». Эти призывы отнюдь не новы, да и сам глава Православной Церкви в Великобритании сталкивался с проявлениями «национализма» в Церкви. Например, его укоряли, что он строит «нерусскую» Церковь.

«А я с самого начала говорил: мы строим Церковь как можно больше похожую на первоначальную древнюю Церковь, когда людей, абсолютно ничего общего между собой не имущих, одно только соединяло: Христос, их вера. Стояли рядом раб и господин, люди всех возможных языков. К этому я стремился здесь: чтобы люди какие угодно могли прийти и сказать: «Да, у нас общее одно: Бог...»

И мне кажется, что в этом разрешение проблемы. Потому что если мы начинаем говорить о русском, греческом или ином православии, мы теряем людей. Дело не в том, что «мы» как приходы теряем людей. Но еще сорок с лишним лет назад я говорил с (греческим) епископом Иаковом Апамейским. Он мне говорил: «Знаете, мы теряем полтораста человек молодежи в год, потому что они отбились от греческого языка». Я спрашиваю: «Почему их не посылать к нам?» — «Нет, мы предпочитаем, чтобы они пропали, чем их передать в «чужую» Церковь...»

Вот против чего я боролся и буду бороться.

Потому что нам нужны верующие — люди, которые встретили Бога. Я не говорю в грандиозном смысле; не каждый может быть апостолом Павлом, но которые хоть в малой мере могут сказать: «Я Его знаю!».

Отколовшиеся от УПЦ верующие сегодня говорят: лучше я буду вне мирового Православия, только бы не в единстве с РПЦ. В свою очередь, верные нашей Украинской Православной Церкви говорят, что нельзя отделяться и создавать автокефальную церковь, потому что мы потеряем тогда Православие.

При каких же условиях возможно создание единой Поместной Церкви в Украине? В Великобритании митрополиту Антонию задавали похожий вопрос, только относительно Британской Поместной Церкви и перспектив ее создания.

Митрополит Антоний ответил: «Есть два момента. Во-первых, надо понимать: для того чтобы образовалась в Великобритании Поместная Православная Церковь, должно пройти еще несколько десятилетий. Это будет не завтра, и осуществить это просто указом откуда-нибудь невозможно. Это должно органически случиться, а до этого надо, чтобы разные национальные Церкви осознали свое единство и захотели, чтобы это единство проявлялось в единстве общения. До сих пор это было невозможным. Это оказалось невозможным, потому что Константинополь претендует почти на папство и на то, что он должен иметь власть над всем; а другие Церкви — Румынская, Сербская и т. д., — еще являются эмигрантским началом, и хотят называться национальными Церквями своих народов. Конечно, в этом их надо поддержать. И я говорю, что пройдет еще несколько десятилетий до того момента, когда все эти различные Церкви смогут соединиться воедино. У нас все больше греков, которые хотят быть православными, а не «грекосами»; сербов, которые хотят быть православными сербами, но не сербами православными; румыны и т. д. Этот процесс будет очень долгим, и мы стремимся не к тому, чтобы искусственно создать такую Церковь, а к тому, чтобы созидать православие».

Итак, единая Поместная Церковь на Украине будет, когда все поймут, что мы должны строить Православие, основанное на единстве во Христе и на любви, а не на этнокультурном фундаменте. Всем нам — украинцам, по гражданству или по крови, необходимо стремиться к тому, чтобы абсолютным центром нашей веры был Сам Бог и Христос!

Вместо послесловия

Завершим наши размышления благословением искреннего христианина и мудрого архиерея, которым был владыка Антоний:

«Пусть Божие благословение сойдет и живет, и действует в нашей Церкви, в народе, в священстве, в правящих кругах Церкви. Пусть благословение Божие защитит нашу Родину, и нашу Церковь от того, что может ее осквернить, умалить. И будем все стремиться стать достойными учениками Христа — друг друга тяготы носить, как говорит апостол Павел, и стараться научить друг друга — друга любить, как Спаситель сказал, как Он нас любит — ценой всей жизни, всего сердца. И пусть радость Христова и покров Божьей Матери будет над нашей многострадальной землей, и нашей многострадальной Церковью».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Крестный ход: почему они идут в Киев

Колонна растянулась до километра. Люди шли целыми семьями

Феодор II: Знаю, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий...

Мы все находимся рядом с канонической Украинской Православной Церковью

Обращение Предстоятеля Украинской Православной...

Этот Крестный Ход фактически объединит Украину

Голос с Крита: они не дождутся?

Не осталось без внимание и скандальное обращение Верховной Рады к патриарху...

Говорит и показывает Фейсбук...

«Да разве можно автокефалию, ведь поубивают друг друга!»

Всеправославный Собор или фон для селфи?

«Вселенскому Патриарху по большому счету не нужны никакие решения этого Собора. Ему...

Бог знает их имена

В селе, где отобрали церковь, верующие УПЦ менее чем за год построили огромный храм

Митрополит Антоний: «Политика и вера не должны...

Церковь созидают ее верующие, те, кто часто посещает храм, принимает участие в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка