Почему греко-католики одобряют экуменизм, а православные — нет

№21(773) 27 мая — 2 июня 2016 г. 25 Мая 2016 4.2

Для католиков глава церкви — Папа Римский. Для православных — Христос

Несколько месяцев назад Глава украинских греко-католиков Святослав (Шевчук) в одном из интервью выразил уверенность в необходимости экуменического диалога между Православной и Католической Церквями: «Экуменизм — это не объединение против совместного врага, а объединение во имя единого Бога».

Причем он сделал это заявление практически сразу после того, как на встрече в Гаване Папа Римский Франциск и Патриарх Кирилл пришли к единому мнению о том, что уния в принципе не может являться приемлемой моделью христианского единства.

Странная складывается ситуация — не правда ли?

В этой статье мы хотели бы поговорить о том, чего так и не поняли в отношении унии между католиками и православными украинские греко-католики.

Главное препятствие в достижении христианского единства

На первый взгляд может показаться, что в словах Святослава (Шевчука) есть определенный смысл. И действительно — почему бы христианам всего мира не объединиться ради веры в Единого Бога? Тем более что к этому призывает нас некто иной, как апостол Павел: «Умоляю вас братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10).

Однако если внимательно вчитаться в этот апостольский текст, можно увидеть, что апостол не призывает христиан к объединению любой ценой. Он не просто говорит о единстве, но ставит два необходимых условия для этого объединения: наличие в людях одного духа и одних мыслей. Именно они, по мысли апостола, и должны стать теми

определяющими факторами, с помощью которых может быть достигнуто единство между христианами всего мира, в том числе между католиками и православными.

Принципиальные мировоззренческие отличия между Православием и Католичеством

В отличие от восточного, западное христианство на протяжении всей своей истории мыслило в большей степени юридическими и моральными категориями, нежели категориями онтологическими.

В результате чего на Западе появилось учение о Боге Творце как о Справедливом Судии, воздающем человеку добром за добро и наказанием за злые поступки! В этом учении Бог предстает пред нами как некий «самодержец», постоянно держащий в страхе своих подданных, требуя от них неукоснительного исполнения его заповедей-предписаний.

В результате в западном христианстве исказилось само понимание смысла духовной жизни. Было утрачено истинное понимание учения о спасении — спасение стали видеть в удовлетворении желаний Всевышнего Бога, начали считать, что неукоснительное установление правил, регулярное участие в обрядах, покупка индульгенций и формальное совершение разного рода добрых деяний дают человеку некую «гарантию» достижения вечного блаженства. Так, внешние дела приобрели в западном христианстве «свою особую» самодовлеющую сущность — цену, уплаты которой вполне хватало для личного спасения и оправдания перед Богом.

Помимо этого на Западе исказилось и учение о Церкви Христовой. Дело тут не только в учении о папском примате, согласно которому именно Римский Понтифик является главой христианской Церкви (для православных Главой Церкви является Христос и только Христос), сколько в том, что в Католичестве доминирующим, основополагающим принципом церковной жизни стал самый настоящий авторитаризм.

И поэтому на сегодняшний день Католическая Церковь организована по принципу вертикального подчинения, где она (эта вертикаль) замыкается на главенстве одного человека над всей Церковью.

Согласно же православному вероучению, процесс спасения человека мыслится совершенно иначе: люди (как живые клетки) присоединяются к здоровому организму — Телу Христа (а Церковь, собственно, и есть Мистическое Тело Христа) — и получают в Нем исцеление, т. к. становятся единоприродными со Христом. В этом смысле Церковь является не «прокуратурой», где раздаются индульгенции и решается вопрос о виновности или невиновности человека перед Господом Богом, а тем Мистическим организмом, в котором человек обретает действительную полноту жизни в Боге, и следовательно, — полноценное общение с другими людьми.

Разное отношение к экуменизму

Соответственно, подобное святоотеческое отношение к Церкви отразилось для восточного христианства и в формах церковного устройства, которое строится на принципах соборности и равенства всех поместных Православных Церквей друг перед другом.

Для православного Востока главенствующим принципом церковной жизни является не авторитарная вертикаль, а сохранение в неповрежденном виде евангельского учения о спасении, раскрытом во всей своей полноте и красоте святыми отцами в Священном Предании Церкви.

Однако для наших братьев католиков православные нормы церковного устройства и догматы веры не являются чем-либо важным или таким, с чем можно было считаться. Во все времена для католиков важнейшим условием объединения с другими христианскими конфессиями являлось сохранение возможности «встроить» своих собратьев по экуменическому диалогу в структуру Католической Церкви, а попросту говоря — подчинить их Ватикану.

При этом католики согласны идти на любые уступки: они готовы оставить православным их обряды, их праздники и другие традиции в нетронутом виде, что, собственно, и случилось с нашими униатами. Главное, чтобы те, с кем они объединяются, признали верховенство Римского Понтифика над собой.

Для православных же это не только нарушает сами принципы церковного устройства, но на деле означает исчезновение Православной Церкви как таковой (Брестская уния является ярчайшим тому подтверждением).

Конечно, мы можем сохранить нетронутыми свои обряды и вероучение, но как тогда быть с вероучением Католической Церкви? Ведь на деле, признав легитимность Римской Церкви как первенствующей и подчинившись ей административно, мы вынуждены будем мириться с многочисленными искажениями догматического характера, которые присутствуют в католицизме.

Но как, скажите, тогда быть с тем, что очень часто православное и католическое вероучение противоречат друг другу? Чего мы добьемся в таком случае? Полной дезориентации верующих людей, раскола, противостояния на религиозной почве и многих других негативных явлений вплоть до религиозных войн? Может быть, именно поэтому и в Москве, и в Ватикане поняли всю бесперспективность унии в деле объединения наших Церквей?

Почему же тогда наши греко-католики не могут понять той простой мысли, что православные не готовы к объединению любой ценой? Не готовы пожертвовать спасительной истиной Православия ради мнимого, фиктивного единства.

Ведь объединение между католиками и православными не может произойти вплоть до того времени, пока мы не будем жить единым духом и едиными мыслями, которые основаны на святоотеческом понимании Евангелия и спасения в Церкви. А для этого нашим братьям католикам нужно отказаться от тех многочисленных заблуждений, которые накопились в жизни западной Церкви за многие века ее существования.

Пока этого не случится, мы готовы вести диалог, в процессе которого будем стараться познакомить наших братьев католиков с истинным, православным, святоотеческим пониманием спасения в христианстве и учения о Церкви Христовой. Так что если в Православии и возможен экуменический диалог, то только в такой форме. Ибо зачем нужен экуменизм, в результате которого нам придется отказаться от Истины?

Справка «2000»

Экуменизм — объединение всех конфессий в одну мировую церковь. Важную роль в этом движении играют протестанты и католики. Для Православной Церкви экуменизм — это взаимодействие между христианскими конфессиями по вопросам социального служения церкви, а также по некоторым общецерковным вопросам.

Иеродиакон ИОАНН (КУРМОЯРОВ)

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Крестный ход: почему они идут в Киев

Колонна растянулась до километра. Люди шли целыми семьями

Феодор II: Знаю, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий...

Мы все находимся рядом с канонической Украинской Православной Церковью

Обращение Предстоятеля Украинской Православной...

Этот Крестный Ход фактически объединит Украину

Голос с Крита: они не дождутся?

Не осталось без внимание и скандальное обращение Верховной Рады к патриарху...

Говорит и показывает Фейсбук...

«Да разве можно автокефалию, ведь поубивают друг друга!»

Всеправославный Собор или фон для селфи?

«Вселенскому Патриарху по большому счету не нужны никакие решения этого Собора. Ему...

Бог знает их имена

В селе, где отобрали церковь, верующие УПЦ менее чем за год построили огромный храм

Митрополит Антоний: «Политика и вера не должны...

Церковь созидают ее верующие, те, кто часто посещает храм, принимает участие в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка