Раскол до унии доведет

№15(768) 15 — 21 апреля 2016 г. 13 Апреля 2016 5

Рядовой украинец, который в лучшем случае знает о том, что кроме канонической церкви в стране есть УАПЦ и УПЦ КП, очень удивился бы, узнав о существовании еще одной — УАПЦ (обновленной). Собственно это даже и не отдельная «церковь», а одна из епархий УАПЦ, отколовшаяся после конфликта «архиепископа» Игоря Исиченко с «митрополитом» Мефодием, возглавлявшим УАПЦ до момента своей кончины в феврале прошлого года.

Игорь Исиченко — личность в церковных кругах известная. Долгое время он был последовательным сторонником «трансантлантического проекта», предполагавшего объединение УАПЦ с Украинской Православной Церковью в США*. Как и лидеры прочих неканонических церковных организаций, Исиченко обосновывал такое стремление тезисом о Константинополе как Церкви-Матери и незаконности передачи Киевской Митрополии Московскому Патриархату.

На этом фоне довольно неожиданным стал идеологический разворот, который лидер УАПЦ (обновленной) совершил на XXV епархиальном соборе этой религиозной структуры, состоявшемся 1 апреля 2015 г. И это была не шутка.

После доклада Исиченко «Политические проекты и канонические перспективы преодоления церковного разделения» собор утвердил решение обратиться «с просьбой о братском совете относительно достижения евхаристического общения и административного единства Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ с Украинской Греко-Католической Церковью как с наследницей киевской духовной традиции».

Сразу следует обратить внимание на лексику, используемую в этом обращении и в последующей риторике Исиченко: «киевская традиция», «киевская церковь», «украинская церковь». Подобные фразы типичны для современных греко-католиков. В них отсутствует определение «католическая» или «православная». То есть утверждается, что религиозная традиция украинцев как бы находится выше конфессиональных различий.

Другой характеристикой размышлений греко-католиков является то, что они рассматривают религию сквозь призму «полезности» украинскому государству и игнорируют внутренние требования христианства и веры.

Многие католики и украинские западники рассуждают в духе «православие — это ложный выбор Украины». Подобным образом высказывался Василий Стус. Так поступает и Валерий Шевчук, украинский писатель, исповедующий римо-католицизм. Процитируем его книгу «Козацкое государство»: «считаю, что если бы Украина приняла христианскую веру не восточной, а западной конфессии, то есть римо-католической, еще во времена Владимира или хотя бы короля Данила Галицкого, мы бы имели сегодня меньше проблем и жили бы как народ, твердо вписанный в европейский контекст, а значит, были бы в цивилизационном развитии значительно на высшем уровне, нежели мы есть, ведь римо-католическая конфессия в большей мере содействовала развитию литературы, культуры, образования, науки и искусства, нежели восточнокафолическая».

Оставим пренебрежительное отношение писателя к культуротворческому потенциалу православия и отметим другой момент.

На наш взгляд, греко-католики предлагают верующим заменить страх Божий на переживание «величия нации», смирение и самоуничижение (традиционных для православной ментальности) — на стремление к самоутверждению, веру в Царство Божие на небе — на веру в Нацию и царство земное. В конечном счете предлагают объявить догматы и вероучение как нечто малозначительное, а следование им — фанатизмом, а не нормальной религиозной практикой.

Одним из тезисов православной критики католичества является то, что католики смешивают абсолютное и относительное, перенося центр тяжести интересов верующих людей на земные привязанности.

Именно в этой точке происходит смычка националистически настроенных греко-католиков и неканонических православных образований. Когда «интересы народа» ставятся выше интересов Христа и Церкви, тогда появляются попытки «подогнать» Церковь под земные цели государства или общества.

Также следует учитывать, что отчаянное положение неканонических православных церквей в Украине, вызванное непризнанием их статуса, может подстегивать их искать выход в единстве с католиками. Вопрос о неканоничности тогда будет снят.

Отсюда очень важный вывод: раскол в православии рано или поздно может закончиться новой унией с католиками. Если «Киевский Патриархат» и УАПЦ не покаются и их священники и прихожане не вернутся в лоно Православной Церкви, то они закончат свой путь в лоне церкви греко-католической.

Кажется невероятным? Но разве заявление Исиченко о возможности объединения с греко-католиками не об этом? А можно ведь вспомнить и заявления архиепископа УПЦ в США Всеволода (Майданского), который еще в начале 90-х участвовал в греко-католическом соборе и заявлял о возможности объединения с греко-католиками. Также следует отметить отсутствие каких-либо высказываний «Киевского Патриархата», направленных на защиту истины православия и полемику с УГКЦ.

Интересно, что один из спикеров «Киевского Патриархата» — Евстратий Зоря — довольно сдержанно на тот момент оценил заявление Исиченко, а опасность его шага он увидел только в «обострении дискуссий между православными, в первую очередь УАПЦ и УПЦ КП, и греко-католиками», считая, что полемика между православными и католиками сводится к выяснению «обид, споров и недоразумений». По-видимому, важность отстаивания истины православия «Киевским Патриархатом» даже не учитывается.

Подведем итоги: объединительные идеи, проникновение национально-политических интересов в церковь, каноническая изоляция УАПЦ и УПЦ КП в совокупности могут привести к новой унии. Всем православным (даже тем, кто находится сейчас в УАПЦ и УПЦ КП), которые считают, что православие содержит полноту истины, следует задуматься над тем, куда их тянут вожаки украинского раскола и к какому печальному итогу это может привести.

*Самоуправляемая церковь в составе Вселенского Константинопольского Патриархата.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Терминал для молитвы

В Украине появился новый сервис — заказ молитвы через электронную платежную...

Слышал звон

Все идет к тому, что в Калуше, небольшом городке неподалеку от Ивано-Франковска,...

«Вашими молитвами...»

«Чи ти, чоловіче, будеш в рясі, чи в фелонії, чи ти будеш в спортивнім костюмі,...

Православные сегодня празднуют Яблочный Спас

Праздник напоминает людям о необходимости изменяться духовно

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Ошибка