Сжигая мосты

№21(773) 27 мая — 2 июня 2016 г. 25 Мая 2016 5

«Киевский патриархат» больше не видит в УАПЦ равноправного партнера

13 мая состоялся архиерейский собор «Украинской православной церкви Киевского патриархата». Его итоги для многих стали шокирующими. Впервые УПЦ КП публично объявила себя единственной канонической церковной структурой Украины.

Для УПЦ (МП) данное самопровозглашение — не более чем пустой звук. Ведь как бы ни старались представители «Киевского патриархата» придать себе, тем более самочинно, некий весомый в православном мире статус, они все равно останутся в глазах Всемирного Православия только раскольниками.

Следует пояснить, что преодоление раскола не является вопросом юридического или административного характера. Все гораздо глубже и касается истин, неподвластных обычным управленческим решениям и законам.

Если говорить простым языком, то в канонических церквях присутствует благодать, которая позволяет свершаться таинствам — причастию, крещению, венчанию и т. д. Это та жизненно важная сила, которой напрочь лишены ушедшие в раскол. И ее невозможно «загнать» в отколовшуюся от Всемирного Православия структуру каким-либо волюнтаристским решением. Именно поэтому единственным путем преодоления любого раскола является возвращение его адептов в лоно канонического (законного) Православия через процесс покаяния.

Совершенно иная ситуация складывается с «Украинской автокефальной православной церковью». Она, наравне с «Киевским патриархатом», вот уже продолжительное время добивается признания со стороны Православных Церквей мира. В этом процессе УАПЦ настойчиво и систематически продвигает мысль о том, что в силу различных причин она имеет полное право на получение канонического статуса.

И тут архиерейский собор УПЦ КП вдруг наносит по ее амбициям сокрушительный удар. Так, в соответствии с уже официальной позицией «Киевского патриархата», УАПЦ является неканоническим образованием, которое подпадает под определение «самочинного сборища» согласно 1 правилу святителя Василия Великого.

В среде «автокефалистов» столь громкое заявление со стороны еще недавних партнеров по объединению восприняли крайне болезненно. И ответная атака не заставила себя долго ждать. На ее острие выступил епископ Мукачевский и Ужгородский УАПЦ Виктор (Бедь), который обвинил УПЦ КП во лжи и манипуляции фактами.

В частности, он отметил, что «Украинская автокефальная православная церковь» имеет гораздо более древнюю историю, чем «Киевский патриархат», и поэтому она никак не могла «отделиться» от религиозной структуры, которую сейчас возглавляет Филарет (Денисенко). Более того, епископ подчеркнул, что именно УАПЦ решением своего Всеукраинского православного церковного собора, который проходил 5—6 июня 1990 г., провозгласила «Киевский патриархат».

Не менее значимо и то, что УПЦ КП припомнили попытки де-факто уничтожить «Украинскую автокефальную православную церковь» путем снятия ее с государственной регистрации в начале 90-х гг. прошлого века.

«В период с июня 1992 года по июнь 1995 года посткоммунистическим режимом президента-коммуняки Леонида Кравчука при соучастии руководства УПЦ Киевского патриархата (в частности, сегодняшнего Патриарха Филарета Денисенко, фактического управляющего данной церковной структуры со времени ее самопровозглашения) УАПЦ был нанесен значительный ущерб: уничтожались приходы, под давлением власти духовенство и общины УАПЦ принуждали переходить в УПЦ КП, отбирались храмы, строения, собственность и т. д.», — отметил Виктор (Бедь).

По его мнению, именно преступное и незаконное снятие с государственной регистрации Устава УАПЦ в пользу самопровозглашенного «Киевского патриархата» привело к тому, что «Украинская автокефальная православная церковь» была насильственным путем остановлена на пути признания и вхождения в состав Вселенского патриархата.

Наблюдая за этим обменом весьма ядовитыми «любезностями», стоит вспомнить, что за последние двадцать лет обе организации пережили несколько неудачных попыток объединиться в единую структуру для, как они говорят, «формирования единой поместной церкви». В прошлом году после очередного провала у многих сложилось впечатление, что «Киевский патриархат» больше не будет договариваться с УАПЦ.

Нынешняя ситуация подтверждает обоснованность этих прогнозов. Ведь столь прямое и однозначное обвинение в отсутствии каноничности в адрес организации, которая сыграла значительную роль в создании УПЦ КП, выглядит весьма показательно. Простыми словами это можно передать так: «не захотели объединяться на наших условиях, теперь это ваши проблемы, готовьтесь к еще более жестким подходам».

Общий же вывод из подобных дискуссий наталкивает на мысль о том, что на идее создания на базе УПЦ КП и УАПЦ «единой поместной церкви в Украине» можно поставить большой и жирный крест. Отныне каждый будет идти своей дорогой. Если, конечно, в процесс вновь не вмешается «административный ресурс», который довершит дело, начатое в далеком 1992-м году.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Крестный ход: почему они идут в Киев

Колонна растянулась до километра. Люди шли целыми семьями

Феодор II: Знаю, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий...

Мы все находимся рядом с канонической Украинской Православной Церковью

Обращение Предстоятеля Украинской Православной...

Этот Крестный Ход фактически объединит Украину

Голос с Крита: они не дождутся?

Не осталось без внимание и скандальное обращение Верховной Рады к патриарху...

Говорит и показывает Фейсбук...

«Да разве можно автокефалию, ведь поубивают друг друга!»

Всеправославный Собор или фон для селфи?

«Вселенскому Патриарху по большому счету не нужны никакие решения этого Собора. Ему...

Бог знает их имена

В селе, где отобрали церковь, верующие УПЦ менее чем за год построили огромный храм

Митрополит Антоний: «Политика и вера не должны...

Церковь созидают ее верующие, те, кто часто посещает храм, принимает участие в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка