Три стихии Богдана Плиша

№6(759) 12 — 18 февраля 2016 г. 10 Февраля 2016 4.7

Хор «Кредо» на фестивале «Международная Пасхальная Ассамблея» в Успенском соборе Лавры // KYIV-CREDO-CHOIR.COM

Как-то, будучи на одном из концертов именитого камерного хора «Кредо», я обратила внимание, что в нотных папках певцов прикреплен образок.

Как оказалось, этот знак — вовсе не дань современным традициям, когда иконы лепят чуть ли не во все видные места от сглаза и «на счастье», а внутренняя потребность каждого музыканта. И прикреплены они исключительно для исполнителей. Потому-то и находятся внутри.

Создатель «Кредо», а по-латыни это название переводится как «верую», — Богдан Плиш, молодой, но уже известный в музыкальных кругах столицы дирижер.

Во-первых, в 2002 г. он создал хор «Кредо» — коллектив, в репертуаре которого высокие образцы духовной музыки.

Во-вторых, вот уже три года он — главный хормейстер Национальной оперы Украины. С его участием состоялись на этой сцене постановки опер «Дон Карлос», «Золушка», «Наталка Полтавка», «Любовный напиток», «Сказка о царе Салтане», хоры к балетам «Дафнис и Хлоя», «Грек Зорба», ряд других.

В-третьих, много лет Богдан Плиш — регент церковного хора храма архангела Гавриила при телекомпании «Глас».

С ним мы говорили о вере, надеждах и любви.

— Богдан, интересно все-таки, чей облик в нотных папках?

— Образ Богородицы. По церковному преданию, у поющих людей есть несколько небесных покровителей, среди них самая главная — Божья Матерь.

В нашем случае это не формальность, это живая потребность артистов; инициатива принадлежит моему другу и помощнице, директору хора «Кредо» — Елене Мушко.

Дело в том, что наш коллектив организовывался на базе церковного хора. Все люди, которые принимали участие в его образовании, были певчими в храмах. Постепенно ансамбль разрастался, и на его базе был создан нынешний камерный хор.

Не буду посвящать во все детали внутренней жизни коллектива, но скажу, что некоторые процессы, связанные с подготовкой программ или дальними выездами коллектива, сопровождаются молебном, мы получаем благословение на начало благого дела. Таково наше мировосприятие, для нас это необходимо.

— Камерный хор «Кредо» известен благодаря победам в фестивалях, громким премьерам, скажем, исполнением оратории Пярта «Плач Адама» — ее, по-моему, больше и не слышали в столице. Вы работаете с современными композиторами. Для дирижера и хора эффективнее, когда автор принимает участие в творческом процессе, или когда его влияние минимизировано?

— Безусловно, быть первооткрывателем всегда приятно и почетно. Нам в жизни везло — часто на пути встречались по-настоящему талантливые люди, в содружестве с ними рождалось на свет нечто ценное и глубокое. Первые опыты работы с современниками возникли во время участия в украинских фестивалях «Музыкальные премьеры сезона», «КиевМюзикФест», потом творческие связи разрастались. Начиная с третьего-четвертого года существования коллектив уже нередко обращался к молодым композиторам с предложениями о сотрудничестве.

К примеру, для Московского пасхального фестиваля мы создали программу «Пасха новая, святая». Идея состояла в том, чтобы показать полный круг богослужений, связанных с этим праздником. Проект фактически создавался по нашему заказу украинскими и российскими композиторами.

Сейчас готовится новая программа к «Международной Пасхальной Ассамблее» в сотрудничестве с современным украинским композитором Александром Родиным. Проект называется «Лики Богородицы». В нем образ Божьей Матери представлен в нескольких аспектах. Девочка, которой уготована миссия в истории человечества; мать, рождающая младенца; женщина, которая видит страдания своего невинного Сына, Богородица, усыновившая в лице Иоанна Богослова весь род людской...

Говоря о контактах с композиторами, вспоминаю единственный случай, когда я вынужден был предупредить автора, что если он не прекратит вмешиваться в репетицию, а она была генеральной, не выйду на сцену. После концерта мы оба с благодарностью пожали друг другу руки.

— В дискографии «Кредо» есть «Литургия св. Иоанна Златоуста», написанная отцом Романом. Как вам работалось с композитором в сане? Кажется, в некоторых ваших проектах он был даже солистом?

— Знакомство и сотрудничество с иеромонахом Романом (Подлубняком) — несомненная удача. Отец Роман участвовал в первом концерте хора «Кредо», который состоялся давным-давно в 2002 г. Мы исполняли «Демественную литургию» Александра Гречанинова, и нужен был солист. Кто-то из певцов предложил послушать отца Романа, который служит в Лавре.

Этот человек наделен тембром особой выразительности и содержательности, и огонек веры, очевидно, в нем был зажжен Богом раньше, чем огонек любви к музыке.

Также «Кредо» записали цикл «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова, где отец Роман поет соло. Этот диск мы представляли в разных странах, общались с племянником композитора — Александром Белоненко, унаследовавшим весь фонд Свиридова, который занимается среди прочего организацией концертов. Он слышал этот цикл в различных вариантах, но его комментарии к нашему исполнению были весьма позитивными. Что, безусловно, приятно.

С отцом Романом мы общаемся и по делам регентства, спрашиваем друг у друга совета. Время от времени мы исполняли в храме за богослужением произведения, которые он написал. В какой-то момент их набралось такое количество, что я предложил создать полный литургический цикл. Презентация «Литургии св. Иоанна Златоуста» состоялась в Софии Киевской.

  • Создавая звук

    Создавая звук, фото №1

    Богдан Плиш

  • Создавая звук

    Создавая звук, фото №2

    Богдан Плиш

  • Создавая звук

    Создавая звук, фото №3

    Богдан Плиш

Фото 1 из 3

Гала-хор

— Хор Национальной оперы Украины славится своим мощным звучанием, гибкостью. Есть ли в его составе знаменитые некогда по Певческим капеллам басы-октависты (профундо) — редкие голоса, напоминающие рокот грома или органа (так писали те, кто слышал известнейших исполнителей в прошлом веке, среди таких восхищенных были Лист, Шуман, Берлиоз)?

— В хоре оперы есть очень хорошие басы. Пожалуй, в плане тембрального и голосового богатства это самый впечатляющий коллектив. Что и неудивительно, ведь по такому принципу подбора голосов он и формировался.

Но специфика хора в операх такова, что здесь не используются крайние нижние регистры — эта функция возложена на оркестр: виолончели, контрабасы и так далее.

Произведения с использованием басов-октавистов мы можем найти не в оперной литературе, а в духовной акапельной музыке. Обратите внимание, в Европе музыка этих жанров развивалась как пение с сопровождением, и мы практически не знаем примеров, когда в вокальных партиях были прописаны очень низкие ноты. Их играл, например, орган.

А вот в русской, украинской духовной музыке максимальной выразительности нужно было добиваться только средствами хора, вот и приходилось использовать крайние регистры. Если говорить о практике, то мне довелось работать с целым рядом хороших басов-октавистов — в Киеве они есть.

— В представлении большинства обывателей театр — мир богемы, страстей, которые за кулисами подчас кипят ярче, чем на сцене. Каково это — быть православным среди светской театральной жизни?

— Мне кажется, что страсти, о которых вы говорите, в основном остались в истории театра, а сейчас живут как часть преданий.

Работа в театре — тяжкий труд, что у солистов, артистов хора, что у балета. К слову, я не знаю в Киеве ни одного хорового коллектива, который бы работал так много и интенсивно, как в опере. Судите сами: 3—4 раза в неделю выход на открытую площадку — сцену, прибавьте сюда цикл внутрихоровых и оркестровых репетиций плюс создание новых программ. Все это вызывает у меня глубочайшее уважение к работе коллег.

Среди них я встречаю людей глубоко религиозных, у которых все, что связано с верой, — не пустословие, не атрибутика, а внутренняя жизнь. Знаю, что многие артисты перед выходом на сцену крестятся или читают молитву. Некоторые артисты хора и солисты поют в храмах Киева.

Так что театр, религия — вещи никак не взаимоисключающие. Я не вижу здесь конфликта, наоборот, мне кажется, что эти сферы намного ближе, чем кажется на первый взгляд. Думаю, наличие таких людей в театре наполняет искусство какой-то духовной содержательностью.

— Как вам удается совмещать регентство, а службы бывают утренние, вечерние, и работу в театре, где с утра — репетиции, вечером — спектакль?

— В этом смысле я счастливый человек. Так сложилось, что на всех поприщах деятельности у меня есть люди, на которых могу положиться: надежные, хорошие помощники по линии регентства и в театре. Они могут заменить, если по какой-либо причине не могу присутствовать на службе. И в театре также сложился прекрасный коллектив хормейстеров, с которыми большую часть работы осуществляем вместе.

В своей работе мы стараемся сохранить лучшие традиции предыдущего поколения хормейстеров, работавших в театре, среди которых и мой педагог — Лев Николаевич Венедиктов. Главное стараемся поддержать пульсацию живого творческого процесса. Рядом со мной есть опытные коллеги, которые около полувека работают в театре, например, Владислав Михайлович Згуровский, Инна Владимировна Шилова, Наталья Павловна Роменская, Анатолий Леонидович Семенчук. К ним присоединилась молодое поколение профессионалов, таких как Александр Леонидович Тарасенко, Николай Николаевич Шевер и я.

— Национальная опера часто готовит гала-концерты с программой арий и дуэтов из оперных спектаклей. Не интересно вам было бы представить в подобном формате хоры из опер?

— В свое время Лев Николаевич Венедиктов (Герой Украины, главный хормейстер Киевского академического театра оперы и балета им. Шевченко, в 1986—1991 гг. — директор театра) проводил подобные концерты. К слову, в планах на этот сезон, которые сейчас обсуждаются, — два возможных гала-концерта такого типа. Не уверен, правда, что оба пройдут в текущем сезоне. Планируется, что один из них будет построен на самых ярких хорах из опер Верди, тех, которых нет в репертуаре театра. Во втором прозвучат хоры из опер украинских авторов.

Зона душевного комфорта

— Вы привыкли работать с профессиональными певцами, которые читают партии с листа, им не нужно объяснять очевидные для музыкантов вещи. Певчие из церковного хора знают музыкальную грамоту или поют на слух?

— Честно говоря, мне не доводилось еще работать с людьми в храме, которые не имеют музыкального образования. По крайней мере в киевских церквях поют профессионалы.

В хоре храма архангела Гавриила — 12 человек, но в таком количестве мы практически никогда не работаем. На ежедневные богослужения выходят 2 человека — этого достаточно для проведения будничных служб. Если мы говорим о вечерних службах и воскресных, тогда бывает шесть певчих или квартет. Наш храм по своим параметрам — камерный и не требует большего.

Мне кажется, что пение при богослужении отличается от концертных выступлений хора. Задачи у них совсем разные. Главная цель церковного пения — помочь верующему быть причастным к тому, что происходит по чину. Музыка должна помогать, но ни в коем случае не уводить в сторону, не перетягивать, условно говоря, внимание со службы на себя.

— Как регент в церкви вы соблюдаете посты? В таком случае как справляетесь с нагрузкой в театре, хоровом коллективе, когда требуется концентрация физических и духовных сил?

— Регент — это должность, функциональная роль. Неверно будет рассматривать пост или другие предписания церкви, привязывая их к какой-то профессии. Это вопросы не деятельности, а души человека. Хормейстер ли я или регент, как человеку, посещающему храм, мне полагается соблюдать посты. Получается у меня блюсти их все? Нет. В силу разных обстоятельств.

— Ваша семья тоже участвует в церковной жизни?

— Супруга — певица, солистка Национального дома органной и камерной музыки, солистка Национальной капеллы «Думка», но еще со времен студенчества поет в церковном хоре, в котором работаю. Мне повезло, что у нас обоюдное видение в вопросах веры.

Начиная с двух недель, будучи крещеным, наш сын регулярно посещает храм. Сейчас ему семь с половиной лет. Церковь, в которой мы служим, — домовая, по будням богослужения посещают в основном работники телекомпании «Глас». По выходным приходят артисты хора, прихожане, многие — с детьми. Возраст разный: от 1,5 до 9 лет.

Здесь есть воскресная школа. Отдельную роль в воспитании наших детей играет супруга священника. Матушка, пока родители участвуют в богослужениях, увлекает деток, вместе они готовят рисунки, например к Рождеству, мастерят открытки. Перед причастием все они обязательно появляются в храме.

Так умилительно выглядит, когда заходит кто-то из «нянюшек», что занимаются детьми, а за ней стайка ребят. Они выстраиваются перед амвоном, складывают ручки для благословения, хором поют «Отче наш». Мне кажется, это лучший способ введения в мир церкви, потому что очень естественный. Сын с детства понимает этику поведения в храме, знает молитвы.

— Нынешняя ситуация в стране и мире никак не способствует оптимизму. Даже сильные духом люди все чаще испытывают разочарование, уныние. Присуще ли вам такое состояние и как вы с ним справляетесь?

— Мир и мы вместе с ним проходим этап слома в сознании. Каждый человек имел свои убеждения, стоял на определенных позициях и вдруг столкнулся с ситуациями, к которым оказался не готовым. И это касается не только отдельных людей, но и целых институций.

Я прохожу также определенные процессы сомнений. Глядя на то, что происходит в стране и за ее пределами, думаю о периодах в истории, связанных с глобальными потрясениями — гражданской войной, Второй мировой. Сравнивая, понимаешь: бывает так, что целые народы могут заблуждаться, что существуют процессы, которые выводят в центр внимания вещи, вовсе не заслуживающие доминирования.

Чтоб сохранить душевный покой, приходится сужать зону открытости к проявлениям внешнего мира. Будучи человеком церковным, находящимся в структуре церкви, тем не менее вижу, что и в этой среде есть много вещей, которые не приемлю. Но они не должны увести от главного.

Главное — это моя вера, дорогие люди, друзья, работа — вокруг этого держу себя и строю отношения.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Крестный ход: почему они идут в Киев

Колонна растянулась до километра. Люди шли целыми семьями

Феодор II: Знаю, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий...

Мы все находимся рядом с канонической Украинской Православной Церковью

Обращение Предстоятеля Украинской Православной...

Этот Крестный Ход фактически объединит Украину

Голос с Крита: они не дождутся?

Не осталось без внимание и скандальное обращение Верховной Рады к патриарху...

Говорит и показывает Фейсбук...

«Да разве можно автокефалию, ведь поубивают друг друга!»

Всеправославный Собор или фон для селфи?

«Вселенскому Патриарху по большому счету не нужны никакие решения этого Собора. Ему...

Бог знает их имена

В селе, где отобрали церковь, верующие УПЦ менее чем за год построили огромный храм

Митрополит Антоний: «Политика и вера не должны...

Церковь созидают ее верующие, те, кто часто посещает храм, принимает участие в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка