Украинская Православная Церковь: время гонений, время укрепления веры

№25(777) 24 — 30 июня 2016 г. 22 Июня 2016 1 5

2014-й, Предстоятеля УПЦ поздравляют с избранием на престол. Тогда Порошенко обещал: «...Мои глаза и мое сердце, и двери всегда будут открыты для Вас» // NBNEWS.COM.UA

16 июня парламент 245 голосами «за» принял постановление «Об обращении Верховной Рады Украины к патриарху Варфоломею о предоставлении автокефалии православной церкви в Украине». Попрание Конституции, в которой сказано об «отделении церкви от государства», давно превратилось в норму. Вопросы преодоления падения экономики, оттока инвестиций, достижения мира на востоке нашего государства 245 голосов депутатов почему-то не собирают.

Припоминаю декабрь 2000 г., когда делегация тогдашней Верховной Рады тоже встречалась с патриархом для вручения обращения. У Константинополя тогда хватило мудрости успокоить украинских «неофитов»: составы парламента меняются, а Церковь — остается.

И все же я бы не стал недооценивать сегодняшние попытки считающих себя политиками «засветиться» на конфессиональном поприще. Ведь нынешний парламент у нас особый. Это сборище людей, преимущественно склонных к простым решениям. Захотели воевать — пожалуйста. Поднимем тарифы, несмотря на обнищание людей, — давайте. Захотим свою церковь «смайстрячить» — а почему бы не попробовать?

Все это было бы смешно, а о религиозных канонах вообще можно было бы не говорить, если бы и действия депутатов не вписывались в определенную логику уничтожения Украинской Православной Церкви.

Проанализируем факты.

Три депутатских удара

Обращение к патриарху Варфоломею — это одно из трех решений парламента, направленных против УПЦ. Два других — на подходе.

23 февраля в Раде зарегистрировали законопроект № 4128. Это изменения в закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Его авторы желают внести изменения в процедуру подчиненности религиозных общин своим религиозным центрам.

22 марта появился законопроект №4511 «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которое признано Верховной Радой Украины государством-агрессором». Так как в списке «агрессоров» в Украине числится отнюдь не Лесото, легко догадаться, какую страну имеют в виду.

Почему же действия против Украинской Православной Церкви радикализировались именно сейчас и к каким последствиям приведет принятие данных решений парламента?

Задумка лежит на поверхности. Кому-то выгодно представить ситуацию так, что УПЦ якобы подчинена «центру в государстве-агрессоре». Следующий удар наносится по структуре Церкви: это внесение изменений в порядок подчинения религиозных общин. Вот так Церковь пытаются развалить изнутри.

Контекст ситуации. Практически ни дня не проходит без сообщений о захвате храмов, осуществляемом «Киевским патриархатом», людьми Филарета. Но они ничего бы не смогли без содействия государства. Пример: в феврале Министерство культуры передает УПЦ КП архитектурный памятник, храм «Малой Софии», часть Национального заповедника «София Киевская». Незаконными действиями в передаче музейного объекта государство не ограничивается: в мае Тернопольский облсовет предлагает Кабмину лишить УПЦ ее святыни — Свято-Успенской Почаевской Лавры, преобразовав ее в некий «Кременецко-Почаевский государственный историко-архитектурный заповедник».

Атаку против Церкви ведут, как на войне. Это и есть война. В СМИ — многомесячная истерика: Украинская Православная Церковь якобы «непатриотична», не высказывается ни против одной из сторон конфликта на востоке, ни против Российской Федерации. УПЦ упорно пытаются представить как главного врага Украины, как «руку Москвы».

Церковь пытаются разделить на «правильную» и «неправильную». Юраш, директор департамента по делам религий и национальностей Минкультуры, в сентябре прошлого года дошел до того, что призывал «перенести на контролируемые Киевом территории 4 епархиальных центра, которые сейчас находятся на территориях «ДНР» и «ЛНР». То есть — отказаться от верующих на той территории Украины, где нынешняя политическая власть потеряла контроль.

Власть не обращает внимания на то, что УПЦ достаточно высказывалась по всем резонансным внутриполитическим темам. Было четко заявлено, что Церковь не может отказаться ни от одного своего мирянина, но никогда и никоим образом не ставит под сомнение целостность украинского государства.

А разве могло быть иначе? Нет, ибо Церковь в таком случае становилась бы политическим инструментом.

Нанося удары по Украинской Православной Церкви, действующая власть бьет не по воображаемым «скрепам русского мира». Позиция крупнейшей православной конфессии Украины не устраивает тех, кто желает продолжения войны на востоке. А ведь при переходе к устойчивому миру не только пропадает всякий смысл в «партии войны». Именно тогда и реализуется великая миссия УПЦ. Открыто и публично заявившая о своем нежелании занимать чью-то сторону в гражданском конфликте, сохранив свою паству и на западе, и в центре страны, и на востоке, Украинская Православная Церковь сможет организовать процесс внутриполитического диалога и примирения в обществе.

Но все это в будущем, до которого еще надо дожить. Если получится. Если Церковь выстоит. Удары-то ведь готовятся действительно нешуточные.

Догнать и перегнать СССР

Вот наиболее провокационный — законопроект «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной Радой государством-агрессором», цинично внесенный в парламент накануне Святой Пасхи.

В правовом государстве такое, с позволения сказать, «законотворчество» даже бы не обсуждалось ввиду отсутствия предмета дискуссии. Центр Украинской Православной Церкви находится в нашем государстве. Он в Киеве. Учредителем Украинской Православной Церкви выступает ее Собор.

Дьявол в этом законопроекте в деталях вопреки обыкновению не прятался. Его замысел выпячен. Статья 5 этого законопроекта предусматривает, что назначение центрального и регионального руководства религиозных организаций осуществляется при согласовании с Минкультом.

Это просто праздник какой-то.

Знают ли авторы законопроекта, что даже в советские времена вмешательство в дела Церкви осуществлялось более завуалированно?

Могут ли им рассказать, как во времена Третьего Рейха, в феврале 1938 г., по настоянию германских властей епископ Серафим (Ляде) был назначен митрополитом Берлинским и Германским с титулом «фюрера всех православных в III Рейхе и во всех контролируемых им территориях»? Напомнить, чем закончилась та малоприятная история?

А чем она принципиально отличается от того, что ныне в Украине предлагают наделить Минкульт функциями согласования назначений епископов, наместников, настоятелей и других руководителей религиозных организаций?

С помощью законопроекта №4128, в котором хотят изменить процедуру подчиненности религиозных общин, депутаты собираются применить против Украинской Православной Церкви многократно апробированную в бизнес-конфликтах рейдерскую схему «отжима» недвижимости.

Это рейдерство предлагают назвать «свободным изменением религиозной подчиненности». И что такое эта свобода?

Предполагается, что на собрании прихожан определенной религиозной общины смогут присутствовать не принадлежащие к ней физические лица. После того как они заявят, что «отождествляют» себя с этой религиозной общиной», что «принимают участие в ее повседневной религиозной жизни» — они и проголосуют за это свободное изменение.

Вот оно, лукавство.

А что значит «отождествление»?

А что такое «участие в повседневной жизни» конкретной общины? Эти люди проживают на территории населенного пункта, где находится конкретный храм? Нет. Они еженедельно ходят в эту церковь, исповедуются, причащаются, несут определенные послушания? Нет.

И выходит, что под «отождествлением себя с религиозной общиной» и «участием в ее религиозной жизни» преподносят одноразовый приезд на собрание каких-то людей, по сути «титушек», с целью сменить подчиненность религиозной общины.

Одноразовый приезд — это подвоз людей, нанятых Филаретом, его «титушек».

Вот так и хотят сделать, чтобы голосованием простого большинства неизвестно откуда взявшихся и явно агрессивно настроенных физических лиц храм передавался Филарету.

Так спрашивается, чью свободу защищают авторы законопроекта? Свободу реальных прихожан конкретной религиозной общины? Или свободу Филарета?

Эта рейдерская схема, между прочим, угрожает не только УПЦ. Используя ее, можно отбирать культовые сооружения и у представителей других конфессий.

Возникает логичный вопрос: кто стоит за всеми этими действиями?

Только Филарет? Вряд ли, политического влияния у него недостаточно. Но после того как законопроекты № 4128 и 4511 будут приняты, а спикер Парубий их подпишет, в чем можно не сомневаться, они поступят на подпись президенту Петру Порошенко.

Вот здесь и наступает для него момент истины.

Существует много рассуждений, а не Порошенко ли стоит за атакой на Украинскую Православную Церковь. Прихожанином которой он сам, между прочим, как минимум являлся — Ионинского монастыря в Киеве.

Что выберет Порошенко? Защитить УПЦ или уничтожать Церковь?

Я помню заявление Порошенко от 28 июля 2015 г.: «Украине нужно создать свою «поместную православную церковь». И обещание Порошенко: «я как президент и глава государства заверяю, что государство не будет прибегать ни к каким насильственным шагам и давлению, мы должны уберечь межконфессионный мир, как зеницу ока».

У Порошенко есть много способов остановить негативное развитие событий, и не подписывать законы — только один из вариантов. Законопроекты №4128 и 4511 можно попросту не принимать. Для этого достаточно, чтобы парламентская фракция Порошенко просто не дала свои голоса.

Впрочем, вспоминая «успехи» Порошенко в реализации других его предвыборных обязательств, я готов и к тому, что он даст команду голосовать за антицерковные законы, а затем подпишет их. И этим спровоцирует новый внутрицерковный раскол в украинском православии.

Но может, хватит экспериментировать с верой? Порошенко не первый, кто действует против Церкви, и, хотя я и не желаю этого, боюсь, он и не последний. Но ушли антицерковные персонажи до него, уйдет и он. А Церковь — останется.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Крестный ход: почему они идут в Киев

Колонна растянулась до километра. Люди шли целыми семьями

Феодор II: Знаю, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий...

Мы все находимся рядом с канонической Украинской Православной Церковью

Обращение Предстоятеля Украинской Православной...

Этот Крестный Ход фактически объединит Украину

Голос с Крита: они не дождутся?

Не осталось без внимание и скандальное обращение Верховной Рады к патриарху...

Говорит и показывает Фейсбук...

«Да разве можно автокефалию, ведь поубивают друг друга!»

Всеправославный Собор или фон для селфи?

«Вселенскому Патриарху по большому счету не нужны никакие решения этого Собора. Ему...

Бог знает их имена

В селе, где отобрали церковь, верующие УПЦ менее чем за год построили огромный храм

Митрополит Антоний: «Политика и вера не должны...

Церковь созидают ее верующие, те, кто часто посещает храм, принимает участие в...

Собрание отдельных Православных церквей не станет...

Если бы политики не вмешивались, то мы нашли бы пути к единству уже давным-давно

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Вероника
09 Июля 2016, Вероника

Уважаемый Вячеслав Владимирович! Спасибо за хорошую аналитическую статью. Радует, что можно читать Ваши материалы на страницах "2000". Творческих успехов Вам, ждём новые статьи.

- 2 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка