Великий пост: есть, молиться, любить

№11(764) 18 — 24 марта 2016 г. 14 Марта 2016 5

«Так что, даже рыбу нельзя?!», «Сколько длится пост — 42 дня или 49?», «А сколько раз нужно ходить в церковь?». Все эти вопросы мы часто слышим каждую весну. Поводом для них становится Великий пост. Священнослужители, монахи, воцерковленные прихожане к этому событию готовятся, ждут его и хорошо знают, что можно в это время, а чего нельзя. Однако немало других мирян зачастую оказываются в плену заблуждений. Поможем им разобраться, что же такое Великий пост.

В первую очередь нужно уяснить в чем его суть и почему пост носит такое название. Весенний пост самый продолжительный, но дело отнюдь не в сроках. Как известно Господь наш Иисус Христос сорок дней пребывал в пустыне, где готовился к своей миссии. Во время уединения Христос постился. Мы же подражаем ему, а также (и это очень важно) становимся сопричастниками Христовых Страстей и Светлого Воскресения. Потому-то пост и называется Великим.

Второй вопрос: когда христиане начали поститься? Святитель Василий Великий считал, что пост появился вместе с человечеством и первые люди придерживались воздержания еще в раю. Если же говорить о мирской истории, то точно можно сказать, что уже в IV в. последователи Христа воздерживались в еде и питье. В частности, в те далекие времена верующим разрешались только хлеб, сушеные овощи и фрукты. Есть их можно было только вечером. Более того, целый день постящиеся не пили даже воду. Со временем строгости стало меньше и нынешние христиане могут не ждать вечера, если они голодны.

Третий вопрос — сколько дней длится Великий пост? Здесь зачастую возникает путаница. Сам Великий Пост заканчивается в день праздника Входа Господня в Иерусалим известного также, как Вербное воскресенье (в 2016 г. его будут отмечать 24 апреля). После этого наступает Страстная седмица (или неделя). Она тоже постная, причем очень строгая. Таким образом получается, что сам Великий пост длится сорок два дня, а еще семь приходятся на Страстную седмицу. Воздержание же в пище для православных занимает все сорок девять дней.

Покончив с неразберихой, обратимся теперь к одной из наиболее животрепещущих тем, связанных с Великим постом, — к теме еды.

Советчик из дореволюционного времени

Нередко происходит так, что люди связывают пост с ограничениями в пище. Однако отказывать себе в чем-то человек может в любое время года и это называется коротким словом «диета». А вот пост — это не диета. Здесь уместно будет сделать отступление литературного характера и полностью привести коротенький рассказ писателя Степана Писахова. Написано произведение до революции и называется «Как купчиха постничала»

Итак, читаем:

«Уж така ли благочестива, уж такой ли правильной жизни была купчиха, что одно умиленье!

Вот как в масленицу сядет купчиха с утра блины ись. И ест, и ест блины — и со сметаной, с икрой, с семгой, с грибочками, с селедочкой, с мелким луком, с сахаром, с вареньем, разными припеками, ест со вздохами и с выпивкой.

И так это благочестиво ест, что даже страшно. Поест, поест, вздохнет и снова ест.

А как пост настал, ну, тут купчиха постничать стала. Утром глаза открыла, чай пить захотела, а чаю-то нельзя, потому пост.

В посту не ели ни молочного, ни мясного, а кто строго постился, тот и рыбного не ел. А купчиха постилась изо всех сил: она и чаю не пила, и сахару ни колотого, ни пиленого не ела, ела сахар особенный — постной, вроде конфет.

Дак благочестивая кипяточку с медом выпила пять чашек да с постным сахаром пять, с малиновым соком пять чашек да с вишневым пять, да не подумай, что с настойкой, нет, с соком. И заедала черными сухариками.

Пока кипяточек пила, и завтрак поспел. Съела купчиха капусты соленой тарелочку, редьки тертой тарелочку, грибочков мелких, рыжичков, тарелочку, огурчиков соленых десяточек, запила все квасом белым. Взамен чаю стала сбитень пить паточный. Время не стоит, оно к полудню пришло. Обедать пора. Обед постной-постной! На перво жиденька овсянка с луком, грибовница с крупой, лукова похлебка.

На второ грузди жарены, брюква печена, солоники — сочни-сгибни с солью, каша с морковью и шесть других каш разных с вареньем и три киселя: кисель квасной, кисель гороховый, кисель малиновый. Заела все вареной черникой с изюмом. От маковников отказалась:

— Нет-нет, маковников ись не стану, хочу, чтобы во весь пост и росинки маковой во рту не было!

После обеда постница кипяточку с клюквой и с яблочной пастилой попила.

А время идет и идет. За послеобеденным кипяточком с клюквой, с пастилой тут и паужна.

Вздохнула купчиха, да ничего не поделать — постничать надо!

Поела гороху моченого с хреном, брусники с толокном, брюквы пареной, тюри мучной, мочеными яблоками с мелкими грушами в квасу заела.

Ежели неблагочестивому человеку, то такого поста не выдержать — лопнет.

А купчиха до самой ужны пьет себе кипяточек с сухими ягодками. Трудится — постничат! Вот и ужну подали.

Что за обедом ела, всего и за ужной поела. Да не утерпела и съела рыбки кусочек, лещика фунтов на девять.

Легла купчиха спать, глянула в угол, а там лещ. Глянула в другой, а там лещ!

Глянула к двери — и там лещ! Из-под кровати лещи, кругом лещи. И хвостами помахивают. Со страху купчиха закричала.

Прибежала кухарка, дала пирога с горохом — полегчало купчихе.

Пришел доктор — просмотрел, прослушал и сказал:

— Первый раз вижу, что до белой горячки объелась.

Дело понятно, доктора образованны и в благочестивых делах ничего не понимают».

Не забудем чувство меры

Рассказ этот, как мы видим, не лишен доброй иронии, но здесь имеется главное: Степан Писахов очень рельефно выделил главную ошибку героини — она поставила телесную составляющую поста выше духовной. Это неправильно.

Пост для того и существует, чтобы человек рос душой, побеждал собственные страсти, каялся в грехах, а одной диеты для этого недостаточно. Поэтому тому, кто постится, нужно как можно чаще бывать в храме, исповедоваться и причащаться. Духовный подвиг прежде всего, а постная еда всего лишь средство для его совершения.

И все-таки, что можно есть в Великий пост, а что нельзя. В эти дни православные не употребляют мясо, молочные продукты, яйца и рыбу. В последнем случае есть несколько исключений: рыба разрешается в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) и в Вербное воскресенье, ему предшествует Лазарева суббота и в этот день можно позволить себе рыбную икру.

Это описание постной кухни в общих чертах. Есть, однако, немало нюансов. Существует монастырский устав, согласно которому иноки и инокини постятся в своих обителях. Данный устав очень строг. Допустим, в первый день Великого поста (он именуется Чистым понедельником) монахам предписано вообще воздерживаться от пищи. В другие дни они употребляют продукты, приготовленные без растительного масла. Исключение составляют только суббота и воскресенье, а также праздничные дни.

Понятно, что далеко не каждый православный, ведущий мирскую жизнь, способен соблюдать пост по монастырскому уставу. Соответственно лучше составить себе такое меню, которое человеку воздерживающемуся по силам и не наносит вред здоровью. Лучше всего в таких вопросах советоваться со своим духовником: у священников большой опыт в подобных делах и можно не сомневаться, что решение проблемы найдется.

И снова подчеркнем — нужно заботиться о собственном здоровье.

Существует еще одна проблема, а именно — умеренность в постных продуктах. Порой получается так, что человек не ест, мяса не пьет молока, но зато чревоугодничает постной едой. Собственно говоря, описанная выше купчиха из рассказа Писахова попалась именно в такую ловушку. Чтобы не повторять ее ошибок, всегда нужно помнить о чувстве меры.

А как же алкоголь? Наших людей этот вопрос всегда очень занимает. Священники на него как правило отвечают так: в субботу и воскресенье разрешается вино. Разумеется, и тут важна мера.

Теперь о тех, кому в пост дается послабление. Это беременные женщины, больные, старики и люди, занятые тяжелым трудом. Им священник может дать благословение и разрешить те или иные продукты.

Поведение тоже меняется

Кроме кулинарно-гастрономического аспекта есть у Великого поста еще одно измерение — поведенческое. Православные в такие дни не должны развлекаться и веселиться. Это значит, что, например, поход в театр во время поста нужно отложить.

То же относится к спортивным соревнованиям. Кстати, на супружескую спальню ограничения также распространяются: телесную любовь придется перенести на другое время.

Стоит сказать и о том, как вести себя на людях. Если, допустим, постящийся, приходит в гости (к примеру, отметить день рождения кого-то из близких), то он не должен привлекать к себе повышенное внимание, когда все застолье начинает вертеться вокруг него. Пост и скромность — практически синонимы.

Во время Великого поста часто возникает еще одна сложность. Тот, кто не употребляет белковую пищу (мясо, молоко и др.) становится вспыльчивым, раздражительным. Тут нужно помнить золотые слова, которые священники часто говорят своим прихожанам: «Главное во время поста — не есть людей!».

Обязательно нужно сказать и вот о чем: если вдруг христианин оскоромился (т. е. съел не постное), то раздувать данный случай до размеров трагедии, а уж тем более впадать в отчаяние, являющееся грехом, не стоит. Всегда можно исповедаться в нарушении поста и продолжить свой духовный подвиг дальше.

Ну и еще один совет (особенно он важен для тех, кто постится в первый раз). После окончания поста возвращаться к употреблению мяса нужно постепенно, аккуратно и осторожно. Не раз случалось, что выезд «на шашлыки» в день Пасхи заканчивался дикими болями в желудке и вояжем в ближайшую больницу. Поэтому и после разговения о чувстве меры нужно помнить всегда.

И напоследок напоминаем — в 2016 г. Светлое Христова Воскресение будет праздноваться 1 мая.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Крестный ход: почему они идут в Киев

Колонна растянулась до километра. Люди шли целыми семьями

Феодор II: Знаю, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий...

Мы все находимся рядом с канонической Украинской Православной Церковью

Обращение Предстоятеля Украинской Православной...

Этот Крестный Ход фактически объединит Украину

Голос с Крита: они не дождутся?

Не осталось без внимание и скандальное обращение Верховной Рады к патриарху...

Говорит и показывает Фейсбук...

«Да разве можно автокефалию, ведь поубивают друг друга!»

Всеправославный Собор или фон для селфи?

«Вселенскому Патриарху по большому счету не нужны никакие решения этого Собора. Ему...

Бог знает их имена

В селе, где отобрали церковь, верующие УПЦ менее чем за год построили огромный храм

Митрополит Антоний: «Политика и вера не должны...

Церковь созидают ее верующие, те, кто часто посещает храм, принимает участие в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка