Война против Церкви

№8(761) 26 февраля — 3 марта 2016 г. 24 Февраля 2016 5

Кто победитель, кто проигравший?

Киево-Печерская Лавра. Духовенство и миряне отстаивают святыню // FOTOLITOPYS.IN.UA

Изменение политического ландшафта страны коснулось и Украинской Православной Церкви. Сначала на ее голову обрушилась острая критика — в подавляющем числе случаев несправедливая и надуманная. Однако со временем среди хаоса различных обвинений стала просматриваться четкая и целенаправленная кампания по дискредитации УПЦ. Некоторые ее представители даже прямо заявили о том, что против их Церкви развернута настоящая информационная война.

Для начала вернемся к революционным событиям февраля 2014 г. Еще тогда, до аннексии Крыма и начала АТО на Донбассе, в Украине вполне могли начаться массовые беспорядки с перспективой перерасти в глобальную религиозную войну. В ночь с 22-го на 23 февраля имела место попытка захвата Киево-Печерской Лавры УПЦ (www.pravmir.ru/, 24 февраля 2014 г.). Она была скорее стихийной, нежели организованной, тем не менее свой след в истории оставила.

Представитель «Киевского патриархата» Павел Добрянский во время выступления на майдане призывал народ идти громить «московських попів» с тем, чтобы святыню отдать УПЦ КП. Также на майдан пришло сообщение из Феодосиевского монастыря (УПЦ КП) о том, что из Лавры якобы вывозят ценности и мощи святых. В результате несколько сотен агрессивно настроенных людей, многие из которых были вооружены, подтянулись к центральному входу обители. И лишь появление на месте событий нескольких известных и авторитетных людей во главе с будущим президентом Петром Порошенко, а также большое количество верующих УПЦ, стянувшихся к Лавре, смогли предотвратить захват.

В это же время произошла попытка захвата и Почаевской Лавры (www.aif.ru, 26 февраля 2014 г.). Около полудня 25 февраля к Лавре подъехали шесть автобусов. Из них вышли люди, назвавшие себя представителями УПЦ КП, заблокировали вход, не пускали паломников. Однако монахи и верующие образовали плотную живую стену перед вратами обители. В итоге Лавру удалось отстоять.

Почаевская Лавра. Защитники обители // ORTHODOXY.ORG.UA

Практически параллельно с этими событиями разворачивались не менее значимые процессы в иных сферах. При участии ряда общественных активистов было составлено «Звернення до Верховної Ради України стосовно передачі святинь українського народу їх законним власникам». 27 февраля они обратились к Верховной Раде с просьбой о передаче комплексов Киево-Печерской и Почаевской Лавр в собственность УПЦ КП. Обращение подписали 16 представителей общественности, в частности Дмитро Павлычко, Левко Лукьяненко, Игорь Юхновский, Вячеслав Брюховецкий, Юрий Щербак, Николай Жулинский и Павло Мовчан.

Тогда этот документ казался излишне эмоциональным и предвзятым. Поэтому мало кто мог всерьез предположить, что его тезисы вскоре получат в Украине самое широкое распространение. Именно в этом обращении впервые появляется агрессивная бездоказательная риторика в отношении УПЦ. А также появляются слова и выражения, которые спустя два года значительной частью украинцев будут восприниматься как истина, не требующая подтверждения: «зависимость УПЦ от заграничного центра», «известный украинофоб Онуфрий», «форпост Русского мира», «иерархи УПЦ благословляли убийство сотен невинных людей».

Поскольку все эти тезисы в той или иной форме активно используются и в настоящее время, соответствующее обращение вполне можно считать точкой отсчета развернувшейся против УПЦ информационной войны. Тем же периодом датируются и первые серьезные антицерковные фейки (т. е. ложные вбросы).

В частности, речь идет об информации о якобы прячущихся «титушках» на территории как Киево-Печерской, так и Почаевской Лавры, что позднее не подтвердилось. Большой резонанс вызвали и сообщения о пребывании в Почаеве изгнанного из Киева Виктора Януковича, которые, как показали дальнейшие события, также не соответствовали действительности.

В целом события, произошедшие за два последующих года, позволяют сделать вывод, что блицкриг по захвату православных святынь провалился. Однако оппоненты УПЦ не опустили руки, сделав ставку на мощную информационную пропаганду. Согласно данной тактике активными помощниками церковных рейдеров должны были стать самые обычные люди. Для этого их всего лишь нужно было убедить в том, что УПЦ — «антиукраинская коллаборационистская структура, действующая в интересах врага».

В результате в СМИ и на различные общественные площадки хлынули потоки неправды, манипуляций и передергиваний. Главной целью такой кампании являлось систематическое доведение искаженной информации об УПЦ до целевых аудиторий, ведь принцип «ложь, повторенная тысячекратно, становится правдой» еще никто не отменял.

Кроме того, после подписания в феврале 2015 г. вторых Минских соглашений о деэскалации вооруженного конфликта на Донбассе в информационном пространстве Украины, до того заполненном сводками с восточного фронта, возникла некоторая пустота. Этим и воспользовались критики УПЦ, активно лепя из нее образ нового врага, против которого должно бороться украинское общество.

При этом критики умалчивали о том факте, что УПЦ — автономная Церковь и единственная признанная в мире украинская православная конфессия. Активно продвигался лишь один посыл: это вражеский «Московский Патриархат». Для многих украинских изданий это словосочетание стало базовым для представления УПЦ в своих сюжетах и публикациях в качестве «средоточия мирового зла».

Какие же обвинения звучали в адрес Церкви в течение последних двух лет? Давайте назовем их и посмотрим, как они соотносятся с действительностью.

УПЦ, несмотря на декларируемую автономию от Русской Православной Церкви, от нее полностью зависима и выполняет все приказы из Москвы.

Этот миф очень распространен в среде критиков. Причем пользоваться им стали еще до тех событий, которые произошли в Киеве в начале 2014 г. Его повторял даже нынешний директор Департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Андрей Юраш. Так, комментируя вопрос о статусе УПЦ, он позволил себе заявить: «УПЦ (МП) не має жодного автономного статусу. Лише людина, яка ніколи не читала Статутів УПЦ (МП), РПЦ, може поширювати цю тезу. Слово «автономна» ніде в Статуті не вжите» (risu.org.ua/, 11 февраля 2013 г.). Тем не менее, зайдя на официальный сайт Отдела внешних церковных связей РПЦ и открыв раздел «Документы» (mospat.ru/ru/documents/ustav/xi-2/), мы в пункте 18 церковного устава обнаруживаем четкую позицию: «Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии».

УПЦ пропагандирует «Русский мир», а его идеология является террористической.

Митрополит Онуфрий в одном из недавних интервью предельно однозначно заявил: «Относительно Русского мира. Мы никакой ни Русский, ни Украинский мир не строим. Мы строим мир Божий. Мы хотим этого мира. Если мир Божий будет в нас, то и Украина будет хорошим государством, сильным, могущественным. Если Бога с нами не будет, то мы будем жалкими и несчастными» (pravoslavye.org.ua/, 22 января 2016 г.).

Часто в контексте «Русского мира» СМИ для убедительности вспоминают о действовавшем на востоке Украины военизированном формировании «Русская православная армия», пытаясь тем самым вызвать у неискушенного читателя впечатление, что УПЦ тесно связана с этой РПА. Однако Украинская Православная Церковь неоднократно заявляла, что не имеет никакого отношения к этой структуре (один из примеров можно найти на портале orthodoxy.org.ua/, 4 ноября 2014 г.).

Патриарх Кирилл объявил войну на Донбассе священной.

Хотя в реальности Патриарх не делал подобных заявлений, множество украинских изданий широко тиражировали эту фейковую информацию. Этим отметились и ТСН (ru.tsn.ua/, 19 мая 2014 г.), и «Антикор» (antikor.com.ua/, 1 сентября 2014 г.), и многие другие ресурсы. В результате такой пропаганды многие простые украинцы стали верить, что Патриарх Кирилл именно так все и сказал.

В храмах и монастырях УПЦ укрывали боевиков и прятали оружие.

Весной 2014-го в Святогорской Лавре сотрудники СБУ и МВД провели обыск с целью обнаружения «титушек» и оружия. По итогам следственных действий ничего найдено не было (regnum.ru/, 18 апреля 2014 г.).

В марте следующего года по приглашению приходского совета Свято-Николаевского собора города Стаханова храм посетила официальная группа ОБСЕ (sed-eparhia.com/, 28 марта 2015 г.). Ее целью была проверка информации, обнародованной на интернет-ресурсе InformNapalm, о складах боеприпасов, якобы расположенных на территории храма. После осмотра зданий иностранные наблюдатели убедились в полной недостоверности предоставленной информации и подтвердили непричастность Свято-Николаевского храма к фактам, о которых писал InformNapalm.

Стаханов. Миссия ОБСЕ боеприпасы в соборе не нашла // SED-EPARHIA.COM

Совсем недавно в местной газете города Константиновка «Провинция» (www.konstantinovka.com.ua) было опубликовано интервью благочинного Константиновского округа Донецкой епархии УПЦ КП протоиерея Константина Кузнецова, в котором он, оправдывая захват храма УПЦ в этом регионе, заявил: «...представители МП себя дискредитировали — ... устраивали в церквах склады с оружием».

Однако священник УПЦ КП, как и другие «обвинители», не приводит конкретной информации. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан, комментируя слова Кузнецова, отметил: «Этим обвинениям нет никаких доказательств. Если есть храмы, в которых хранится оружие, то нужно указать, где находится этот храм, когда там хранилось оружие и есть ли уголовное дело, которое ведут следственные органы по факту хранения этого оружия, потому что иначе, если фактов нет, а есть только голословные обвинения, это похоже на донос, клевету и лживую пропаганду. К сожалению, именно это мы видим и в заявлениях СМИ, и в утверждениях клириков так называемого Киевского патриархата» (gorlovka-eparhia.com.ua).

УПЦ отправляет в Москву пожертвования украинцев, где на эти деньги закупается оружие, убивающее воинов в АТО.

Самый яркий пример подобного тезиса — слова митрополита Луцкого и Волынского УПЦ КП Михаила, сказанные им на проповеди в селе Ратное 23 ноября 2015 г.: «Жертвуя этому Храму (имеется в виду УПЦ МП. — Авт.), вы вкладываете в фонд убийства ваших детей. Каждая купленная свечка в храме Московского патриархата — это купленный патрон для убийства ваших детей» (www.youtube.com, канал «Православ'я Волині»).

Однако этот миф был развенчан более шести лет назад, когда на пресс-конференции по первым итогам визита предстоятеля РПЦ Патриарха Кирилла на Украину протоиерей Николай Балашов отметил: «Средства, которые получает Киев, не уходят в Москву. Все ресурсы, которые у нее есть и она получает, она направляет для решения своих задач на территории Украины» (news.guru.ua/, 28 июля 2009 г.).

Иерархи УПЦ называют конфликт на Донбассе братоубийственным, и потому их позиция — сепаратистская.

Блаженнейший Онуфрий высказался по этому поводу максимально четко: «Наша Церковь никогда не была сепаратистской. И те, кто ее так шельмует, наверное, те же самые люди — сепаратисты. Наша Церковь пытается объединить всех граждан Украины в одну Божью семью. Независимо от того, на каком языке человек говорит, в каком регионе он живет. Мы всегда стараемся людей приблизить к Богу и около Бога всех объединить. Есть такие люди, которые себя считают большими патриотами. Которые все, что не соответствует образу их мыслей, считают сепаратизмом. Бог им судья. Мы делаем так, как Бог учит. Бог всех любит и призывает, чтобы мы любили друг друга» (pravoslavye.org.ua/, 22 января 2016 г.).

Приведенные выше «обвинения» — самые популярные и наиболее тиражируемые многими СМИ. Однако это далеко не предел. Встречаются еще более оригинальные фейки антицерковной направленности. Приведем несколько примеров.

27 июля 2015 г. журналисты ТСН (ru.tsn.ua/) в сюжете, посвященном Крестному ходу в день памяти святого князя Владимира, сообщили, что колонна верующих УПЦ даже не остановилась возле памятника «Небесной сотне», чтобы почтить память погибших. Это оказалось откровенной неправдой, поскольку духовенство УПЦ во главе с митрополитом Онуфрием отслужило возле упомянутого памятника заупокойную литию. И этому есть немало свидетельств. Так, если заглянуть на страничку синодального информационно-просветительского отдела УПЦ (news.church.ua/, 27 июля 2015 г.), то на фотографиях хорошо видно, как предстоятель нашей Церкви совершает богослужение у поклонного креста. Нелишним будет процитировать и информационное сообщение с той же странички: «У поклонного креста на улице Грушевского Его Блаженство вместе со всем духовенством и мирянами вознес молитвы за упокой души всех, кто погиб во время трагических событий февраля 2014 года.».

Отдельно нужно выделить «творчество» священника УПЦ КП Константина Холодова. 19 мая прошлого года на своей странице в Фейсбуке Холодов сообщил, что в селе Ольха Романовского р-на Житомирской обл. священник УПЦ с именем Петр якобы отказался молиться о здравии военнослужащего-односельчанина. Однако, как сообщили в Житомирской епархии, в селе Ольха, как и во всем Романовском р-не, нет ни одного священника по имени Петр. Настоятелем Свято-Покровского храма указанного села долгое время является схиархимандрит Амфилохий (Волощенко).

В середине лета 2015-го украинские СМИ разнесли еще один рассказ Константина Холодова (risu.org.ua/, 9 июля 2015 г.). На этот раз служитель «Киевского патриархата» поведал о том, что офицеру украинской армии, который перед выездом в АТО пришел помолиться в Киево-Печерскую Лавру, «священник посоветовал развернуть войско на Киев». И снова действующие лица по странному совпадению анонимны — нет ни имени офицера, ни имени священника. Зато, делая выводы из своей истории, Холодов сообщает, что в Киево-Печерской Лавре «всі попи сєпари. МП, як не як перші сєпари ще з 1992 року».

Можно также вспомнить недавние события в Житомире, когда депутат городского совета Житомира от «Свободы» Виктор Брокарев безосновательно обвинил священников УПЦ в уничтожении креста, установленного возле житомирского вокзала Филаретом.

В местной прессе тиражировалось сообщение депутата, который утверждал, что к нему обратился «владыка Изяслав из УПЦ КП» и «рассказал, что священники УПЦ МП срезали крест, разрушили ограждение и начали незаконное строительство на земле Киевского Патриархата и надежда только на «Свободу».

Позже выяснилось, что полицейские нашли вандала, который 22 января срезал крест возле железнодорожного вокзала Житомира и выбросил на помойку иконы. По информации правоохранителей, преступление совершил человек, который занимался на привокзальной площади «агитацией Слова Божьего», а крест демонтировал, поскольку считал, что тот может упасть. В полиции подчеркнули, что «агитатор» не относится ни к одной из православных конфессий (ruporzt.com.ua/, 24 января 2016 г.)

Стоит отметить, что и другие представители упомянутой политсилы отличаются повышенным «неравнодушием» к Православной Церкви. Так, Артем Семенихин, мэр Конотопа, избранный от партии «Свобода», препятствовал проведению в городе крестного хода УПЦ. Несмотря на то, что 15 декабря 2015 г. суд признал данный запрет неправомерным, мэр-радикал все равно пытался сорвать это мероприятие.

Также, по свидетельству управляющего Конотопской и Глуховской епархией епископа Романа (Кимовича), Семенихин активно агитировал приходящих к нему на прием священников УПЦ к переходу в «Киевский патриархат», обещая им полную поддержку и содействие.

Представитель «Свободы» отметился и в недавнем конфликте в селе Красноселье Гощанского р-на Ровенской обл. Противостояние в селе было вызвано словами главы сельсовета Надежды Гуменюк, которая заявила, что священник УПЦ якобы хочет приватизировать местную церковь.

Перечень подобных примеров можно было бы продолжить — они были, есть и едва ли прекратятся в ближайшем будущем. Таким образом, можно говорить о том, что информационная война против УПЦ — не миф, а реальность. Но в войне против Церкви, пусть даже информационной, не может быть победителей, могут быть лишь проигравшие.

Совсем недавно на Кубе завершилась историческая встреча Папы Франциска и Патриарха Кирилла. Большое внимание в подписанной ими декларации уделено Украине. В частности, в документе есть такие слова: «Выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм, что все православные христиане Украины будут жить в мире и согласии, а католические общины страны будут этому способствовать, чтобы наше христианское братство было еще более очевидно».

Услышат ли в Украине эти слова?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Крестный ход: почему они идут в Киев

Колонна растянулась до километра. Люди шли целыми семьями

Феодор II: Знаю, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий...

Мы все находимся рядом с канонической Украинской Православной Церковью

Обращение Предстоятеля Украинской Православной...

Этот Крестный Ход фактически объединит Украину

Голос с Крита: они не дождутся?

Не осталось без внимание и скандальное обращение Верховной Рады к патриарху...

Говорит и показывает Фейсбук...

«Да разве можно автокефалию, ведь поубивают друг друга!»

Всеправославный Собор или фон для селфи?

«Вселенскому Патриарху по большому счету не нужны никакие решения этого Собора. Ему...

Бог знает их имена

В селе, где отобрали церковь, верующие УПЦ менее чем за год построили огромный храм

Митрополит Антоний: «Политика и вера не должны...

Церковь созидают ее верующие, те, кто часто посещает храм, принимает участие в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка