Всеправославный собор — быть или не быть?

№23(775) 10 — 16 июня 2016 г. 08 Июня 2016 3.7

Январское собрание Предстоятелей Церквей в Шамбези стало важным шагом на пути к собору, но не последним... // NASHAGAZETA.CH

До начала Всеправославного Собора осталось меньше двух недель. Это событие без преувеличения имеет огромное значение, поскольку окажет влияние на жизнь трехсот миллионов православных верующих по всему миру. 17 июня впервые за тысячу лет более 400 епископов, представляющих 14 Автокефальных Православных Церквей, соберутся в Православной академии Крита.

Цель Собора — рассмотреть насущные вопросы пастырского и миссионерского характера. Среди них проблемы, относящиеся к миссии Православной Церкви в современном мире, православной диаспоре, таинству брака, соблюдению постов, механизму провозглашения автономии и отношению Православной Церкви с другими христианами.

По мере приближения этого события проявились острые противоречия внутри православного мира, повлиявшие на подготовку к «Святому и Великому Собору». Настороженное отношение многих верующих, борьба противоположных богословских взглядов и напряженные отношения между иерархами поставили под вопрос саму возможность проведения Собора. Что именно послужило «камнем преткновения» для служителей Церкви? Попробуем разобраться объективно, опираясь на факты.

Эллада и Афон возражают

Подготовка к Всеправославному Собору длилась почти полвека. Менялась повестка дня, названия итоговых документов, наконец на Всеправославном собрании Предстоятелей Поместных Церквей в Шамбези согласовали проекты документов и регламент Собора. Однако не успели высохнуть чернила на подписанных документах, как одно за одним посыпались критические замечания в отношении к проектам документов и принятому регламенту. Следует отметить, что сами документы составлялись одними людьми, а подписывались другими. Возможно, это послужило одной из причин такой запоздалой реакции.

Кроме этого, высказывались и претензии к действиям Константинопольского Патриархата в отношении других Поместных Церквей. Еще до совещания в Шамбези возникли проблемы с участием в нем Предстоятеля Элладской Православной Церкви Иеронима I. В коммюнике Константинопольского Патриархата отсутствие главы Греческой Церкви объяснили «личными причинами».

Такая формулировка вызвала негативную реакцию Элладской Православной Церкви, после чего последовало опровержение. Греческая Церковь объяснила, что причиной отсутствия первоиерарха Элладской Церкви послужили действия Константинопольского Патриархата по отношению к ее канонической территории. Суть конфликта заключается в притязаниях Константинопольского Патриархата на северные территории Греции, которые фактически входят в состав Элладской Церкви, хотя формально относятся к юрисдикции Константинополя.

Еще одна претензия в адрес Вселенского Патриархата уже после проведения совещания в Швейцарии прозвучала со стороны Антиохийского Патриархата, который выразил глубокое разочарование решением Константинопольского Патриархата отложить разрешение конфликта между Антиохийской Церковью и Иерусалимским Патриархатом.

По мнению Антиохийского Патриархата, нужно было решить конфликт до начала Собора, чтобы он смог стать выражением православного единства. Призыв отложить решение данной проблемы до окончания Всеправославного Собора нивелирует его цель и ставит под угрозу его проведение в намеченные сроки, заявили в Антиохийской Церкви.

Главным объектом критики, пожалуй, стали некоторые проекты документов, вынесенные на рассмотрение Всеправославного Собора. Среди них наиболее резкую реакцию и возмущение духовенства и мирян вызвал проект документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Это неудивительно, поскольку в документе затрагиваются моменты, относящиеся к учению о Церкви, ее сущности и природе, а также ее границах.

Другими словами, это вопрос самоопределения Православной Церкви и ее претензий на эксклюзивность в вопросе спасения. Уступить в этом вопросе означает поколебать устоявшиеся представления о Церкви в Православии и нивелировать необходимость исповедания православной веры.

Если у кого-то возникнет представление, что такой консерватизм присущ только Православной Церкви, это будет ошибкой. Совсем недавно бывший глава Католической Церкви Бенедикт XVI сетовал по поводу «глубокого кризиса» в католическом мире. Бывший глава всех католиков выступил против точки зрения, которая допускает спасение вне Католической Церкви. «Зачем вам пытаться убедить людей принять христианскую веру, если они могут спастись и без нее?» — задал риторический вопрос Папа.

По мнению Бенедикта, такой подход мешает католикам видеть потребность в исповедании своей веры: «если вера и спасение не являются более взаимозависимыми, то вера становится менее мотивирующей». Именно при Бенедикте XVI в 2007 г. опубликовали документ, в котором подчеркивалось, что «единая Святая, Вселенская и Апостольская Церковь» «пребывает» исключительно в Католической Церкви.

По схожей логике ряд представителей православного духовенства и мирян выступили против размывания границ между разными христианскими конфессиями. Главная претензия к проекту документа об отношении Православной Церкви к остальному христианскому миру относится к терминологической неопределенности и путанице, которая приводит к представлению о том, что Церковь утратила свое «единство» и нуждается в его восстановлении.

Многие епископы, богословы и представители православного монашества негативно высказались касательно фразы в 5-м пункте документа о «восстановлении единства христиан», указывая на ее ошибочность и некорректность.

Митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Церковь) отметил, что фраза «восстановление единства христиан» является ошибкой, поскольку Церковь никогда не теряла единства с Богом, а потому ей не нужно искать это единство. Известный православный богослов митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) (Элладская Церковь) также считает, что выражения, в которых говорится об утрате единства Церкви, нужно исправить, поскольку «единство Церкви не может быть нарушено».

Высказал свою позицию и Афон — во все времена один из наиболее авторитетных голосов Православия. По мнению Священного Кинота, «значение единства Церкви нуждается в разъяснении. В единстве Церкви находятся только члены Православной Церкви, Тела Христова». В связи с этим представители Афона предложили заменить выражение в параграфе 5 документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»: «поиск утраченного единства христиан» на «возвращение к истине удалившихся от нее (от Церкви — Авт.) христиан». В послании Священного Кинота подчеркивается, что термин «Церковь» допустимо использовать только по отношению к Православной Церкви». По отношению к инославным предлагается использовать определение «христианские доктрины и исповедования».

Москва предлагает

Конструктивная критика прозвучала также в отношении документов «О браке» и «Миссия Православной Церкви в современном мире». Впрочем, намного серьезнее оказались претензии к регламенту Собора, который называется «Регламент организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви». Достаточно серьезными, чтобы стать одной из причин фактического отказа Болгарской Православной Церкви от участия во Всеправославном Соборе. По крайней мере, до тех пор, пока не будут устранены принципиальные разногласия.

Кандидат богословия иерей Алексей Кнутов высказал опасения относительно процедуры принятия Собором предложенных на его рассмотрение документов. По его мнению, Регламент не предполагает одобрения или неодобрения представленных документов, поскольку нет четких указаний на проведение голосования по проектам документов. Статья 12 («Голосование и утверждение текстов») при ближайшем изучении относится лишь к процедуре рассмотрения поправок к текстам и деталям визирования подготовленных текстов.

Кроме этого, и процедура голосования по поправкам тоже вызывает вопросы. Во-первых, голосование проводится только в отношении поправок к уже заранее согласованным текстам. Во-вторых, «поправки, которые не были приняты единогласно, не утверждаются». Получается, что обсуждение того или иного документа в рамках отдельной Поместной Церкви может никак не повлиять на судьбу того или иного документа. Ведь достаточно одного голоса, чтобы любая из поправок оказалась отвергнутой Собором.

Представители Константинопольского Патриархата считают, что причиной критики грядущего Собора являются «национализм и зелотизм», то есть приверженность национальным интересам Поместных Церквей и ультраконсервативным взглядам.

В свою очередь критики Константинопольской Церкви указывают на ее неоправданное возвышение над другими церквями и конструирование «надцерковной юрисдикции с установлением особого статуса одного из предстоятелей, а именно — Константинопольского Патриарха».

По мнению того же иерея Алексея Кнутова, «вся система подготовки Собора методично и последовательно наделяет Константинопольского патриарха — одного из равноправных предстоятелей Православных Церквей — совершенно исключительными правами». Согласно регламенту только Константинопольский Патриарх именуется «Святейшим» (все остальные — «Блаженнейшими»), также он получает исключительное право созывать Соборы, председательствовать на них и рассылать письма с извещением о решениях Собора, что является исторически беспрецедентным.

Регламентом также предусмотрено расположение Предстоятелей Церквей в зале заседаний, где будет проходить Собор, на основании диптиха Константинопольского Патриархата. По мнению Синода Болгарской Церкви, предложенное расположение нарушает принцип равенства Предстоятелей Православных Церквей.

Все эти противоречия и отказ Болгарской Православной Церкви от участия в Соборе вынудили Русскую Православную Церковь предложить главам Церквей провести экстренное совещание с целью доработки отдельных документов и разрешения конфликтных вопросов. Предложение более чем разумное. Хватит ли главам Церквей воли и решимости преодолеть все трудности и дойти до конца, — увидим.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Крестный ход: почему они идут в Киев

Колонна растянулась до километра. Люди шли целыми семьями

Феодор II: Знаю, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий...

Мы все находимся рядом с канонической Украинской Православной Церковью

Обращение Предстоятеля Украинской Православной...

Этот Крестный Ход фактически объединит Украину

Голос с Крита: они не дождутся?

Не осталось без внимание и скандальное обращение Верховной Рады к патриарху...

Говорит и показывает Фейсбук...

«Да разве можно автокефалию, ведь поубивают друг друга!»

Всеправославный Собор или фон для селфи?

«Вселенскому Патриарху по большому счету не нужны никакие решения этого Собора. Ему...

Бог знает их имена

В селе, где отобрали церковь, верующие УПЦ менее чем за год построили огромный храм

Митрополит Антоний: «Политика и вера не должны...

Церковь созидают ее верующие, те, кто часто посещает храм, принимает участие в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка