Матвей Вайсберг: В юности я читал по восемьсот страниц в день

№45(795) 11 — 17 ноября 2016 г. 09 Ноября 2016 4.6

Матвей Вайсберг

Художник Матвей Вайсберг вспоминает, как за один день осилил «Гамлета», «Фауста» и «Евгения Онегина», рассказывает, что последний раз перечитал Анну Каренину с телефона, и признается в том, что ему проще найти нужную книгу в интернете или в магазине, чем в собственной домашней библиотеке.

— Почему и для чего вы читаете книги?

— Потому что есть такая физиологическая потребность. Возникла она достаточно рано, где-то лет в семь, а в клуб любителей запойного чтения я вступил в десять. Потом, уже попозже, бил всяческие рекорды. Помню, прочитал за два дня двухтомник Паустовского «Повесть о жизни», а там каждый томик страниц на восемьсот. Как-то в один день прочел «Гамлета», «Фауста» и «Евгения Онегина». До сих пор не понимаю, как они все у меня в голове не перемешались.

— Где вы обычно читаете?

— И в мастерской, и дома, и в транспорте. Опять-таки, в детстве дорога в школу и обратно на метро и троллейбусе занимала по 45 минут, и так я прочитал очень много книг. Сейчас больше читаю дома, в основном, сидя или полулежа. В детстве меня постоянно отучали читать лежа, говорили, что это вредно для глаз, и я в конце концов поверил. Теперь то же самое говорю своему сыну Симе.

— Какой носитель вы обычно используете?

— Конечно, раньше это были бумажные книги — благо домашняя библиотека, собранная тремя поколениями, насчитывает несколько тысяч томов. К сожалению, теперь она постепенно становится, скажем так, предметом мебели, и я все больше использую электронные носители. Смешно сказать, последний раз я перечитал Анну Каренину вот с этого гаджета. Да-да, это телефон, только с экраном на 6,4 дюйма. Телефонов большего размера в мире нет.

Впрочем, бумажные книги я тоже читаю. Вот, например, Андре Мальро. Даже хорошо, что я не нашел его в интернете, и теперь могу наслаждаться бумажной книгой. Делаю закладочки, что-то записываю на полях. Мне так удобно, потому что это весьма специфическая литература. Плотный текст об искусстве, который нужно читать по чайной ложке.

— Каков круг вашего чтения?

— Очень широкий. Даже вот эта маленькая подборка книжек в мастерской дает о нем представление. Тут есть сакральные тексты, которые я читаю не как верующий, а как светский человек — просто потому, что часто использую в своей работе библейские темы. Есть и научно-популярные — читаю много работ по космологии, по физике, о новых открытиях — о кварках, о бозоне Хиггса, книги Стивена Хокинга, Брайана Грина, Стивена Вайнберга и т. д.

Кстати, о науке я не только читаю, но и слушаю. Сейчас в интернете появляется много публичных аудиолекций: включаю себе Попова или Семихатова и работаю. Много читаю с экрана. Например, в Фейсбуке часто дают ссылки на интересные тексты: прочтешь что-нибудь провокационное и начинаешь копаться, разбираться в проблеме.

Фикшн читаю реже, и не столько читаю, сколько перечитываю. Например, раньше раз в несколько лет какой-нибудь из романов Толстого. Ну и есть книжки, которые я могу перечитывать когда угодно и с любого места. Это «История одного города» Салтыкова-Щедрина и «Похождения бравого солдата Швейка» Гашека. Я сейчас Симе пообещал, что буду с ним читать вслух. Хочу, чтобы он в свои 11 лет начал постигать сии премудрости.

— Какая книга больше всего повлияла на вас в юности?

— Придется перечислить несколько. В восьмом-девятом классе эта было «Евангелие от Робеспьера» Анатолия Гладилина. Оно произвело на меня оглушительное впечатление, после него я увлекся историей французской революции, вылавливал все книги на эту тему. В юности у меня всегда из кармана торчало что-нибудь из Малой библиотеки поэта — синий томик Лорки, красный Маяковского, фиолетовый Верлена, серый Блока. Это уже когда я начал влюбляться — поэзия, как известно, способствует. Еще «Трудно быть богом» братьев Стругацких, в свое время это была очень важная для меня книжка. Ну и тогда уже надо назвать «Понедельник начинается в субботу».

— Какая книга сейчас лежит на вашем столе?

— Всегда читаю несколько книг одновременно. Как я уже говорил, это Андре Мальро, «Голоса безмолвия» и другие книги по искусству. Например, о Гойе, с которым связаны мои недавние работы.

— Как выглядит ваша домашняя библиотека?

— Она очень спорадическая и совсем не структурированная. Если мне нужна какая-то книга, ее приходится долго искать. Я вроде бы помню, где приблизительно она должна находиться, но иногда мои поиски заканчиваются обращением к Гуглу или походом в книжный магазин.

— Назовите топ-5 главных книг вашей жизни.

— «Хаджи-Мурат» Льва Толстого. Уже упомянутая лирика Маяковского. Опять-таки уже названная «История одного города» Салтыкова-Щедрина. Пожалуй, «Дон Кихот» Сервантеса. Сейчас я, наверное, назвал бы еще свою любимую книжку последних лет — украинские переводы Миколы Лукаша. Гениальный переводчик, знал двадцать языков. Мы даже были соседями по дому, но я его, к сожалению, не помню.

А шестую можно? Пусть это будут «Необычайные похождения Хулио Хуренито» Ильи Эренбурга. Когда-то в ранней молодости я зачитал ее до дыр. Через Эренбурга мы открывали для себя Модильяни, Пикассо — других возможностей для этого тогда просто не было.

  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №1
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №2
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №3
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №4
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №5
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №6
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №7
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №8
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №9
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №10
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №11
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №12
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №13
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №14
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №15
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №16
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №17
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №18
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №19
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №20
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №21
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №22
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №23
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №24
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №25
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №26
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №27
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №28
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №29
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №30
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №31
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №32
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №33
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №34
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №35
  • Матвей Вайсберг

    Матвей Вайсберг, фото №36
Фото 1 из 36

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Ошибка