Дом, который построил Домс

№20v(748) 29 мая — 4 июня 2015 г. 29 Мая 2015 4.3

Маркетинговую стратегию Львовской пивоварни следует признать весьма удачной. Собственно, рекламные идеи в городе Льва лежат на поверхности: история, связь времен, 300-летние традиции. Все очень просто как для подачи посылов, так и для их восприятия потребителем. Но в результате воплощения несложных задумок на фоне общего падения производства и потребления пива в прошлом году апелляция к национальным устоям позволила заводу даже нарастить выпуск и реализацию пенного напитка. О том, как это удалось сделать, рассказывает директор пивоварни Алексей ОЛИЙНИЧУК.

Алексей Олийничук: «Теневого производства и оборота пива просто не существует»
Алексей Олийничук: «Теневого производства и оборота пива просто не существует»

Алексей занял должность директора завода не так давно — 16 февраля этого года. Будущий руководитель предприятия получил высшее образование в Национальном техническом университете «Киевский политехнический институт» по специальности биотехнология.

Начал работу в ПАО «Карлсберг Украина» в 2003 г. оператором пульта управления в варочном цехе, а спустя всего четыре месяца его назначили на позицию сменного мастера цеха пивопроизводства. В 2006 г. получил повышение до ведущего технолога Киевского пивзавода, а в 2011-м стал главным национальным пивоваром «Карлсберг».

Карьерный портал

— На Львовской пивоварне достаточно высокая средняя заработная плата — 7 тыс. грн. в месяц. Я так понимаю, текучесть кадров у вас отсутствует?

— Наши люди ценят свои рабочие места, но и мы ценим наших людей. Особой текучки кадров нет. Это говорит о том, что социальный пакет компании подобран оптимально, и для Украины он конкурентоспособен.

— Час назад я общался с начальником лаборатории пивоварни Натальей Кущик. Оказывается, она прошла путь от простого работника до руководителя одного из ключевых подразделений всего за 10 лет...

— У нас весьма высокий процент людей, которые сделали карьеру именно в «Карлсберг Украина». Например, я дошел до должности директора пивзавода за 11 лет.

— Вы приехали во Львов из Киева. Подобное решение высшего руководства — единичный случай, либо в Carlsberg Group принята практика периодической ротации руководящего персонала между предприятиями группы, как это делается в других транснациональных компаниях?

— Достаточно много людей из Украины работают сейчас в швейцарском офисе корпорации, как в свое время у нас трудились люди из Западной Европы.

Существует несколько уровней ротации. Многие наши менеджеры и специалисты от 3 месяцев до полугода работали на разных предприятиях компании в Украине. Это очень хорошо прежде всего для коммуникации, обмена информацией, так как люди на всех заводах знают друг друга лично.

Многие побывали на ротации за границей. Я, например, три месяца провел в Дании. Некоторые сотрудники ездили в Россию и азиатские страны. Это принято. Если у предприятия группы в любой точке мира есть запрос на какого-то специалиста или менеджера, то из каждого региона может быть предложен кандидат на данную должность. Но обязательное условие, конечно, высокий уровень знания английского языка.

— Датчане говорят, что у них свиней больше, чем людей...

— О свиноводстве ничего сказать не могу, но как машиностроительная страна Дания развита чрезвычайно. Всего на 7 млн. жителей там много крупных производственных центров.

— Я об этом спросил потому, что как побочный продукт свиноводства датчане подняли на высокий уровень актуальную для нашей страны альтернативную энергетику. В частности, выпуск биогаза.

— С ростом цен на энергоресурсы это нормальная практика. На двух заводах «Карлсберг Украина» — в Киеве и Запорожье — в 2008— 2009 гг. тоже запущены очистные сооружения с производством биогаза. Сегодня они покрывают 12% потребности предприятий в природном газе.

— Таким образом, мы плавно перешли к еще одному не менее актуальному для Украины вопросу энергосбережения.

— Львовская пивоварня по потреблению тепловой энергии, воды и электричества — один из лучших заводов среди всех предприятий Carlsberg Group. Здесь практикуется многолетний системный подход. Еще с 2009 г. внедрены программы по улучшению энергоэффективности. Организованы постоянно работающие группы по разным направлениям экономии. На каждую единицу оборудования, в любом цехе мы понимаем, где, что и сколько расходуем.

Некоторые мероприятия — простая экономия. Другие же требуют дополнительных инвестиций. Есть планы по реализации задумок наших сотрудников. Мы их мотивируем должным образом, чтобы у людей был интерес генерировать новые идеи по энергосбережению.

Оптимизируем некоторые процессы, чтобы снизить расход энергоресурсов. К примеру, потребление воды на наших заводах составляет 2,2—2,4 л воды на 1 л пива. А ведь начинали с 4—4,5 л воды на 1 л пива.

Продукт с историей

— Принято считать, что украинский рынок пива бесконечно далек от насыщения, следовательно, у производителей хмельного напитка перспективы роста будут просматриваться еще довольно долго. С какими результатами ваша компания закончила прошлый год?

— По потреблению пива Украина, конечно, отстает от таких стран, как Чехия и Германия, примерно в два раза. Но в последние годы отечественный рынок напитка уже не растет. В 2014 г. падение производства составило около 9% в целом по отрасли и почти 6% по «Карлсберг Украина». Хотя именно на Львовской пивоварне объемы продукции немного выросли, что связано в первую очередь с открытием новых рынков за пределами нашей страны.

— В чем причины сокращения производства пива в стране? И за счет чего Львовской пивоварне удалось даже нарастить объемы?

— Пиво в первую очередь — эмоциональный напиток. А на фоне событий, которые сейчас происходят в нашей стране, эмоции не самые положительные, мягко говоря.

Но все же главные причины — тяжелая макроэкономическая ситуация, падение доходов населения и девальвация гривни. Наконец, свою роль сыграли дополнительные регуляторные ограничения для отрасли, в частности повышение акциза на 42,5%.

Что касается нашего завода, то ему помог, во-первых, успешный запуск новых сортов пива — «Львовское «Роберт Домс». Во-вторых, на нашей производственной площадке мы разливаем продукцию для других компаний Carlsberg Group, в частности для рынка Польши.

Роберт ДомсРоберт Домс (нем. Robert Doms; 1816—1893) — львовский предприниматель немецкого происхождения, общественный деятель и филантроп, основатель и владелец нефтяных и озокеритных рудников в Бориславе. Параллельно с нефтяным бизнесом вкладывал средства в пищевую промышленность. В 1850-х гг. во Львове на ул. Клепаровской возродил пивзавод (ныне — Львовская пивоварня)

— А было ли в истории пивоваренной отрасли нашей страны золотое время?

— Да, в 2000-х гг., когда рост рынка иногда достигал 17% в год. Это был период становления отрасли, основные игроки вкладывали деньги в расширение мощностей. Компания «Карлсберг Украина» в 2008 г. купила семь линий розлива. Общие инвестиции в оборудование заводов в Киеве, Запорожье и Львове составляли тогда около 60 млн. евро. Хотя за эти деньги в то время можно было бы построить новый пивзавод.

— Львовское пиво — продукт с хорошо продуманной исторической легендой. Тематические ролики на телевидении, акции, фестивали, концерты в поддержку бренда. Очевидную историко-культурную традицию продолжает и продвижение на рынок нового бренда Robert Doms. Насколько такая маркетинговая стратегия помогает реализации продукта? Как изменилось отношение потребителя к пиву «Львовское» в год 300-летия завода? На какой результат рассчитывают в компании?

— Мы гордимся, что Львовская пивоварня является старейшим предприятием на территории Украины. Безусловно, мы стремимся донести историю завода потребителям с помощью маркетинговой активности.

Даже в условиях экономической нестабильности по результатам прошлого года доля «Карлсберг Украина» на рынке составила около 28%. И большую роль в удержании позиций компании играет торговая марка «Львовское». Рыночная доля ТМ в натуральном измерении в 2014 г. превысила 13% как раз благодаря маркетинговой стратегии и развитию платформы «национальных традиций».

Наибольший вклад в рост доли «Львовского» внес запуск в мае 2014 г. марки Robert Doms. Этот продукт представлен в трех вкусах: «Богемский», «Венский» и «Мюнхенский». Его доля уже в декабре прошлого года составила 1,1%. И мы надеемся, что в год юбилея завода марка может занять лидирующие позиции на рынке пива.

Проходная. Высокая заработная плата исключает текучесть кадров на Львовской пивоварне
Проходная. Высокая заработная плата исключает текучесть кадров на Львовской пивоварне

Ремесленное пиво

— Какова политика предприятия по модернизации мощностей пивоварни? По каким критериям отбирается оборудование?

— С 1999 г. в модернизацию Львовской пивоварни инвестировано более $35 млн. На заводе установлены три линии розлива. Одна из них — KHS (Германия) мощностью 50 тыс. стеклянных бутылок в час. Имеется также немецкая линия KRONES производительностью 24 тыс. ПЭТ-бутылок в час.

В основном мы ориентируемся на технику европейских производителей. В частности, в варочном отделении эксплуатируется оборудование Meura (Бельгия), много установок (фильтры, насосы) компании Alfa Laval (Швеция) и др.

Впрочем, ряд проектов мы осуществляем с украинскими компаниями. Хотя они и применяют импортные комплектующие, рабочая сила используется отечественная.

— Какие работы вы доверяете нашим компаниям? Монтаж металлоконструкций?

— В основном да. Но на самом деле в стране существует ряд предприятий машиностроения, которые способны самостоятельно произвести оборудование, к примеру емкостное, для пищевой промышленности с использованием лишь некоторых зарубежных узлов.

— На все три пивзавода «Карлсберг Украина» поставляется одинаковое оборудование?

— Не всегда. Есть определенные стандарты по исполнению. Но техника приобретается исходя из задач, которые ставятся перед конкретным предприятием. Если это линия розлива, то ее поставщики — две немецкие фирмы, о которых я говорил выше. По всему остальному могут быть разные подходы. Но, конечно, немаловажным фактором является соотношение цены и качества между сопоставимыми производителями.

— Определенная унификация и стандартизация оборудования трех заводов связана с одинаковым их ассортиментом?

— Немного не так. Ряд сортов разливают и в Киеве, и в Запорожье, и во Львове. Это касается национальных марок, таких как «Львовское» или «Славутич». А, например, Robert Doms производится только во Львове.

— Robert Doms и дальше будет выпускаться только во Львове?

— Да. Это крафтовое пиво (craft beer — прямой перевод — «ремесленное пиво»; в европейской традиции — авторское пиво, главным мотивом создания которого было вдохновение и творческий процесс. — Авт.).

— Почему?

— Пиво связано с историей собственника пивоварни XIX в. Роберта Домса.

— Пиво на 90% — это вода. И она влияет на вкусовые качества напитка. Насколько отличается один и тот же сорт пива, разлитый во Львове и, к примеру, в Запорожье?

— В каждом регионе вода, конечно, отличается. Но у нас есть определенные стандарты по ее подготовке. И они гораздо жестче, чем нормативы для питьевой воды в Украине.

Вода, которая используется в производстве, проходит четыре этапа очистки. Песчаный фильтр помогает убрать из жидкости грубые примеси; угольный — удаляет хлор, органические соединения, запах; ионообменный — уменьшает показатели щелочности и твердости; дегазатор — извлекает углекислый газ и насыщает воду кислородом.

— Каковы основные принципы снабженческой политики предприятия? Зависит ли выбор поставщика основного сырья (солод, хмель) от сорта пива?

— Закупки в компании проходят на тендерной основе. Большую часть сырья и комплектующих материалов берем в Украине. Например, почти весь солод. Также отдаем предпочтение нашим производителям бутылок, этикеток, кроненпробок.

Хмель используем и отечественный, и импортный. Но основная масса хмеля — из Германии. К сожалению, в нашей стране существует нехватка этого сырья хорошего качества. Поэтому только 9% хмеля от наших потребностей мы приобретаем у украинского поставщика.

— Насколько обширна география сбыта вашего пива?

— Сегодня «Львовское» представлено на всей территории Украины, а лидеры по продажам — западные регионы. Кроме того, осуществляется экспорт в 23 страны.

— Львовская пивоварня не конкурирует с киевским и запорожским заводами?

— Нет. Если посмотреть на карту, то с точки зрения логистики наши предприятия расположены очень удачно.

— То есть речь идет все-таки о том, что за каждым заводом закреплен свой регион сбыта?

— Только для некоторых сортов пива, и это зависит от логистических затрат и собственно специфики производства. Пиво, которое выпускают только на том или ином заводе, продается по всей Украине. Сорта, которые делают на всех трех, везут исходя из оптимальной карты поставок.

Водка без пива

— С 1 июля правительство планирует перевести пиво в разряд алкогольных напитков. Чем обернется подобная инициатива для рынка?

— На самом деле вопрос не в том, что пиво будет отнесено к алкогольным напиткам. Основная проблема — за такой короткий срок для пивоваренной отрасли полностью меняется регулирование. Правила игры становятся такими, как для крепкого алкоголя, без учета технологических особенностей и самой культуры потребления пива.

Облечь в точные цифры финансовые потери от такого приравнивания пока не представляется возможным. Но минимум это списание уже закупленной этикетки, множество лицензий и разрешительных документов, списание торгового оборудования и т. д., что исчисляется сотнями миллионов гривен.

Если говорить о глобальных последствиях, то законодательные новшества спровоцируют падение рынка пива еще большими темпами, что приведет к закрытию отдельных производственных площадок, сокращению рабочих мест как в пивном бизнесе, так и смежных отраслях экономики.

Такого режима регулирования нет ни в одной стране ЕС. Поэтому если правительство и парламент твердо стоят на пути в Европу — слова не должны расходиться с делом. Кроме того, по нашему убеждению, любые кардинальные изменения в регулировании должны вводиться только после детального анализа их последствий, консультаций с профессиональными экспертами и бизнесом.

— Как раз в разгар высокого пивного сезона.

— Да, это так. Радует, что на данный момент мы нашли понимание в правительстве и наш диалог направлен в конструктивное русло. Приравнивание технических аспектов регулирования производства и реализации пива к крепкому алкоголю не принесет ни дополнительного контроля, ни денег в бюджет, ни выгоды потребителю, так как теневого производства и оборота пива не существует.

Если не внести вовремя соответствующие правки в профильный закон, уже с июля один за другим начнут закрываться маленькие производители, так как, например, сумма оптовой лицензии в 500 тыс. грн. для них просто неподъемна. Существенно пострадает и мелкая розница. А это уже вопрос не только конкуренции, но и развития рынка как такового.

Справка «2000»

ПАО «Карлсберг Украина». В состав группы входят пивзаводы в Киеве (мощность — 473 млн. л пива в год), Запорожье (407 млн. л) и Львове (231 млн. л). В компании работают более 1650 человек.

В портфеле Carlsberg в Украине бренды: «Львівське», «Балтика», Carlsberg, Tuborg, «Арсенал», «Славутич», «Жигулевское Запорожского Разлива», «Хмільне», «Квас Тарас», сладкие безалкогольные напитки ретро-серии и ТМ «Розмай лісовий», Somersby, Guinness, Kilkenny, Harp, Warsteiner, Grimbergen, Kо..nig Ludwig, Kronenbourg.

Киев — Львов — Киев

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

И рюмочку пива

Лучшие пивные ярмарки мира в 2015 году

Бытие определяет питие

Закусывайте темное пиво мороженым, в крайнем случае — шоколадом, а светлое —...

Хмель, кориандр и апельсиновая корочка

«Карлсберг» прививает украинцам любовь к истории: за львовским пивом...

От пива не поправляются!

Калорийность 100 г пива в зависимости от сорта составляет 42—63 ккал. Вполне...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Ошибка