Экосистема инноваций: Найти Facebook для страны

28 Ноября 2016 5

Экосистема инноваций: найти Facebook для страны

Боязнь рисков, нехватка знаний и отсутствие поддержки молодого поколения родителями — главные проблемы украинской стартап-индустрии. Семь лет назад Израиль столкнулся с похожими трудностями, но нашел способ, как мотивировать молодежь быть более активными в инновациях и бизнесе.

Тему экосистемы инноваций подняли участники форума «Украина — Израиль 2016». Израильские эксперты рассказали о своем опыте развития стартап-индустрии, а украинские отметили проблемы предпринимательства в нашей стране и способы их решения.

Экосистема инноваций: найти Facebook для страны

Университет и бизнес

Генеральный директор Центра предпринимательства Тель-Авивского университета (STARTAU) Елена Донец рассказала на форуме, как поднимали стартап-индустрию в Израиле.

Экосистема инноваций: найти Facebook для страны — Наш университет попал в десятку мировых, чьи выпускники стали самыми успешными предпринимателями. Но в 2009 г. у нас были проблемы, которые сейчас есть у многих стран постсоветского пространства. Тогда мы организовали STARTAU — это сообщество предпринимателей внутри университета. Нам удалось заинтересовать не только студентов, но и выпускников, которые хотели воплотить свои идеи в жизнь.

Мы сделали практические программы обучения предпринимателей, стали проводить воркшопы и семинары, приглашать выпускников университета, которым удалось создать свои компании, чтобы они делились опытом и таким образом возвращали свои знания.

Много студентов поступает в университет не только ради образования, но и чтобы получить нужные навыки и создать свой бизнес. Поэтому я считаю, что любой университет должен сотрудничать с бизнес-сообществами, ведь большинство инноваций рождается в университетских стенах во время исследований.

Наша цель — помочь молодежи найти инвесторов или получить гранты от государства, но в Израиле не получится создать огромный бизнес, так как рынок очень мал, поэтому мы также помогаем выходить командам на международный рынок через инкубаторы и акселераторы. Мы сотрудничаем с Англией, Германией, Латинской Америкой.

Опыт страны-стартапа

В мире новым и интересным проектам помогают выйти на рынок бизнес-инкубаторы. В Украине тоже есть организации, готовые оказать поддержку стартапам. Один из примеров — «ВДНХ-tech», телеком-акселератор созданный новой командой ВДНХ при поддержке компании «Киевстар» в апреле 2016 г. 11 команд получили возможность пройти трехмесячный курс обучения. 4 проекта получили поддержку и менторство «Киевстар», из них 3 запускаются уже в начале 2017 г.

Максим Яковер  — сооснователь «ВДНХ-tech», DreamKyiv и основатель креативного пространства «Часопис», рассказал о предпринимательстве в Украине.

Экосистема инноваций: найти Facebook для страны — Украинское предпринимательство колоссально отстает от мирового, так как у них разные ценности. Наш бизнес делает акцент на безопасности, но это противоречит предпринимательству, так как в любом случае это риск. 

У нас также проблема в том, что старшее поколение, как правило, с опаской относится к стартапам и не поддерживает детей, когда они начинают свои проекты. Кроме того, в Украине трудности с финансированием и образованием. К сожалению, за последние три года количество украинский бизнес-акселераторов — организаций для поддержки стартапов — уменьшилось, а многие компании уезжают из страны, так как здесь плохой рынок.

Для хорошего развития стартап-индустрии в Украине должно быть около 10 тыс. компаний, которые будут давать молодым командам бизнес-образование, около 1000 — помогать с созданием прототипа, около 100 — с выпуском новой продукции.

В Израиле говорят, что у них классно со стартапами, потому что они страна-страртап. Люди рискнули, ушли с насиженных мест и переехали — так появился Израиль.

Чтобы возродить украинскую экосистему инноваций мы должны учитывать опыт других стран, но полностью повторить его мы не сможем, так как нельзя создать Израиль в Украине. 

От стартапа к серьезному бизнесу

Несмотря на то что в Украине и Израиле ситуация с предпринимательством кардинально отличается, в обеих странах есть примеры, когда небольшой проект перерастал в огромную компанию, хоть в нашей стране такое случается гораздо реже.

Новая Почта — три рейса, две машины

Компания существует на рынке 15 лет, узнаваемость бренда составляет 97%. В 2016 г. «Новая почта» заняла третье место в рейтинге самых инновационных компаний Украины по версии сайта forbes.net.ua.

Но ее история началась в 2001 г. в Полтаве, изначально компания занималась перевозками между Киевом, Полтавой и Харьковом, а весь ее транспорт насчитывал две легковых машины. Директор по развитию компании Максим Рабинович рассказал, как удалось достичь успеха.

Экосистема инноваций: найти Facebook для страны — Мы называем «Новую почту» стартапом.  Логистическая отрасль уже давно не новая, существуют большие монстры, такие как FedEx, у которых клиентская база равна населению Украины.

Самое интересное, что пока у нас нет технологических инноваций. 15 лет назад мы подумали, что нельзя везти товар из Харькова во Львов четверо суток, ведь товар может испортиться. Поэтому стали доставлять наши посылки за день.

Первое время мы развивались без привлечения внешних инвесторов, и на сегодняшний день компания является полностью украинской.

Примерно через 5 лет работы мы приняли решение открывать отделения — нашему народу такая модель доставки была понятнее курьерской, хотя ее используют только национальные операторы на постсоветском пространстве. Организовать это было сложнее, но результат себя оправдал: за год объемы выросли на 300%.

В отделения мы специально набираем молодых ребят, потому что клиенту нужно как минимум улыбаться, а еще лучше — хорошо его обслуживать. Люди постарше уже обладают жизненным опытом и улыбаться сходу всем уже не могут. Наша философия заключается в том, что клиент — это король. Как минимум это значит, что он не всегда прав, но если мы об этом ему скажем, то он перестанет быть нашим клиентом.

Обычно логистические компании выбирают определенное направление — занимаются или посылками, или оптовыми перевозками. Но мы решили перевозить все и для всех — на сегодняшней день в нашей базе более 110 тыс. юридических лиц. Ежегодно мы перевозим около 100 млн посылок.

Mobileye — из университетских стен

Компания разрабатывает инновационные системы предотвращения аварий, сейчас ее оценивают приблизительно в 9 млрд долл. Началось все в 1999 г. в стенах Иерусалимского университета как проект профессора Амнома Шашуи, который работал над устройством, которое с помощью компьютера и камеры могло бы распознавать дорогу. Директор по продажам  Mobileye Раз Пелег рассказал о своей компании.

Экосистема инноваций: найти Facebook для страны — Амном Шашуи предложил сотрудничество бизнесмену Зиву Авираму, вместе молодые люди решили использовать научное исследование, чтобы повлиять на безопасность на дорогах.

После получения лицензии на использование технологии удалось зарегистрировать компанию в Израиле. В 1999 г. уже было готово первое поколение системы, которая помогает предотвратить аварию благодаря тому, что распознает дорогу и может оповестить водителя в опасной ситуации. Компания разработала алгоритм обработки изображения с камеры и специальный чип и стала продавать изобретение как коммерческий продукт. Так технология стала применяться в реальной жизни.

Первыми клиентами стали производители автомобилей BMW, General Motors и Volvo. Сначала система Mobileye была дополнительным аксессуаром к автомобилю, но со временем стала стандартной комплектующей.

В 2006 г. появилось шестое поколение технологии, которое способно распознавать пешеходов на дорогах. На сегодняшний день система также помогает держать машину на полосе, если водитель уснул, и останавливать ее в случае необходимости. В мире ее используют около 20 млн автомобилистов. Израильское правительство также решило устанавливать Mobileye на всех тяжелых автомобилях.

Большинство работников компании — молодые люди, которые хотят не только заработать, но и изменить мир к лучшему. Сейчас Mobileye разрабатывает технологию автономного автомобиля Hands Free. Пока что автопилот можно использовать только на шоссе, но в ближайшее годы систему доработают, и она сможет управлять автомобилем даже в городском потоке и на проселочных дорогах.  

Елена Донец считает, что каждая страна должна найти свой Facebook — то в чем сильна, и развивать это направление. Но в любой стране есть один общий ресурс  — молодежь, которая стремится создавать что-то новое, поэтому в первую очередь акцент нужно ставить на том, чтобы помочь ей реализовать свой потенциал.

Согласно исследованиям Startup Genome Тель-Авив занимает второе место после Кремниевой долины в рейтинге самой развитой стартап-индустрии. Израиль попал в первую пятерку инновационных стран, перегнав США и Англию в рейтинге Bloomberg.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Ошибка