Не лезь – убьет: кому противопоказано работать в стартапе

12 Августа 2016 0

Учитывая постоянно растущее количество новых проектов и всевозможных сервисов, появляющихся на украинском рынке, на первый взгляд может показаться, что основать стартап проще простого, а добиться успеха – легче легкого. Тем не менее, принцип «по щучьему велению» в этом деле не работает, и для того, чтобы идея не осталась в мечтах, а воплотилась в реальность, предприниматель должен быть готов ко всему. Долой страхи и опасения, даешь риски и глобальное мышление.

Если опускаются руки

Стартап – это самая настоящая авантюра, быть уверенным в которой не под силу и опытному предпринимателю. Главная задача последнего – вывести свое дело на быстрорастущие показатели, тем самым продемонстрировав аудитории, инвесторам, команде перспективность выбранного направления и уместность самого стартапа на рынке. Однако, хроники стартапа обычно вмещают как взлеты, так и падения. Поэтому с самого начала нужно быть готовым к тому, что путь может начаться не с белой полосы, а черной.

Украинский образовательный стратап Preply недавно закрыл раунд инвестиций в размере $1,3 миллиона, а прошлым летом единственным среди украинских команд прошел в международную программу акселерации Techstars Berlin. Однако, история стартапа началась не так радужно. В 2011 году, когда проект представлял собой сервис для поиска локальных курсов по изучению языка, боевых искусств и танцевальных классов FindGuru, им заинтересовался киевский бизнес-инкубатор EastLabs. Но, получив $20 тысяч ивестиций на развитие проекта, команда пришла к выводу, что бизнес-идея сервиса практически не масштабируема, в результате чего FindGuru пришлось закрыть.  Видоизменив первоначальную идею, фаундеры сервиса все же решили дать ему еще один шанс. Так появилась первая версия Preply – платформа-аукцион для поиска репетиторов для подготовки к вступительным экзаменам. Эта идея пришлась по душе американским инвесторам, с которыми команде удалось завести контакты во время пребывания в EastLabs, и проект снова получил инвестиции - $180 тысяч . Новой задачей было развивать сервис на рынке США, для чего команда отправилось в Бостон. Но уже спустя несколько месяцев, проект столкнулся с неоправданно высокими затратами на маркетинг: по подсчетам, для полноценного продвижения на рынке с потенциальным выходом на самоокупаемость стартапу необходимо было ежегодно тратить около $2 миллионов, в то время как в Украине эта цифра составила бы около $100 тысяч. Так, в Preply приняли решение вернуться обратно в Киев и снова перезапустить платформу, сделав основной акцент на поиске репетиторов для занятий по Skype. Несмотря на непростой путь, который прошел стартап, все изменения пошли ему только на пользу: по итогам 2015 года Preply был признан одним из ТОП-5 лучших проектов в Украине.

Команда Preply: Сергей Лукьянов, Кирилл Бигай и Дмитрий Волошин

Если боитесь рисковать

Риск и стартап – эти два слова уже давно считаются синонимами. Ведь вкладывая деньги и время в новое дело, нет никакой гарантии того, что оно закончится успешно. Многие истории начинались с того, что кому-то приходилось отказываться от привычного образа жизни, кардинально менять род деятельности и принимать довольно рискованные решения.

Одно из таких решений в 2015 году приняли Виталий Кедык и Юрий Шевченко, основатели украинского стартапа Wishround. Работая уже определенный срок в крупной компании, занимающейся разработками программного обеспечения Terrasoft, в один прекрасный момент ребята приняли решение променять сочетание должности и зарплаты на абсолютную неуверенность в завтрашнем дне. На протяжении работы в Terrasoft Юрий Шевченко стал ответственным за сбор денег на знаменательные даты сотрудников компании. Учитывая размер штата, а это ни много ни мало более пятисот человек,  можно представить, насколько времязатратным был этот процесс. Плюс в результате именинник получал явно не самый желанный подарок, а банальную флешку или сертификат. Прочувствовав это на собственном опыте, ребята решили создать специальный сервис коллективных подарков. В основе платформы лежит краудфандинговый принцип: именинник регистрирует свое желание на сайте, делится им в социальных сетях и ждет свои «подарочные» на виртуальном счете. Когда сумма собрана – пользователь может потратить деньги на подарок, приобретенный в партнерском магазине. Так появился Wishround, с помощью которого сегодня украинцы могут радовать своих друзей, родственников, коллег действительно нужными подарками. Как видим, риск полностью себя оправдал: за последний год проект также попал в рейтинг лучших за 2015 год, вошел в тройку финалистов конкурса SVOD Europe и попал в британскую программу акселерации Wayra.

Команда Wishround : Виталий Кедык и Юрий Шевченко

Если загоняете себя в рамки

Каждый стартап рано или поздно задумывается о своем масштабировании на другие рынки. Чаще всего это происходит на первых порах зрелости, преодолев критические пики. Важно не зацикливаться на одном рынке и сразу же планировать, на какие еще можно вывести свой продукт. Концентрация на одной стране очень сковывает стартаперов: вместо того, чтобы пополнять свой бекграунд новыми опытами с зарубежными рынками, предприниматели топчутся на одном месте, ломая голову над проблемами отдельно взятого.

В багаже украинского предпринимателя Андрея Бычковского уже четыре кейса масштабирования бизнеса на зарубежные рынки. Впервые свои силы он попробовал, основав компанию-близнец своего киевского предприятия «Ленточка» польскую Cintapunto, специализирующаяся на производстве и дистрибуции контрольных браслетов и сувенирной продукции. Далее – выход стартапа Poptop.fm, сервиса букинга артистов для частных мероприятий, на британский рынок в результате привлечения инвестиций и выигранного гранта. В 2015 году он возглавил польское представительство украинского сервиса оперативной доставки мелкогабаритных грузов Delfast, а недавно запустил продажу украинского бренда ламзаков AirLips в Европе. Во всех случаях бизнесмен делал акцент на обязательном тестировании рынков с помощью исследований потребительской культуры и конкурентной среды каждого рынка. Помимо всего, залогом успеха стала грамотно подобранная команда локальных специалистов, разбирающихся во специфике выбранных рынков.

Андрей Бычковский (справа) со своим бизнес-партнером Максимом Янковичем

Назвать себя стартапером может каждый, но не каждый сможет настроить себя на нужный лад. Будет нелегко, но оно того стоит.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Ошибка