Гордое бремя

№44(840) 3—9 ноября 2017 г. 01 Ноября 2017 5

Былинные богатыри — Добрыня (слева) и Илья

Полвека назад фраза из популярной комедии «Бриллиантовая рука», вынужденно переозвученная Нонной Мордюковой, где актрисе пришлось вместо «синагоги» сказать — «любовница», до сих преподносится зрителям как классический киноляп. Если рассматривать с этой точки зрения, то таких вот огрехов — непопаданий закадрового голоса в артикуляцию актера на экране — новый украинский фильм «Сторожевая застава» насчитывает немало.

В случае с советской комедией невольная промашка была требованием худсовета, который мог отказать фильму в прокате, а вот в «Сторожевой заставе» все эти шероховатости вышли оттого, что уже по ходу дела режиссер менял слова, усиливая текст героев.

Нам, зрителям, трудно сказать, улучшили ли эти переделки качество диалогов, но внимание, в особенности поначалу, они здорово отвлекают.

Третий после «короля»

Итак, в октябре в отечественных кинотеатрах стартовала премьера украинского фэнтези «Сторожевая застава». Картина изначально позиционирована как повод для гордости и даже патриотизма, о чем неоднократно высказывались журналисты и чиновники из Госкино (эта организация профинансировала фильм практически наполовину, вложив в его производство 18 млн бюджетных средств из 40 млн в целом).

Честно говоря, утверждение, что фильмом можно гордиться только потому, что он свой, нашенский, звучит несколько странно. Кино — точно такой же товар, как, например, связанный на фабрике трикотажный свитер или заводской кухонный сервиз. Ни одному покупателю не придет в голову чваниться, увидев на прилавке сумки или парфюмерию украинского производства. Вот-де, умеют!

И то, и другое, и третье — по большому счету продукт, который мы приобретаем или же пройдем мимо. Кино служит удовлетворению человеческих потребностей, только делает это в более глубокой сфере — духовной. Так что с этой точки зрения навязываемый штамп «гордости и предубеждения» вполне способен стать излишним бременем для обывателя, пришедшего в кинотеатр скоротать вечер.

«Сторожевой заставой» кичиться, конечно, я не буду. Но фильм этот действительно снят не так уж и плохо, и у него однозначно есть все шансы привлечь публику. Кстати, данные кассовых сборов фэнтези довольно оптимистичны. Скажем, глава Госкино Филипп Ильенко озвучил цифру в 8 млн грн с лишком, собранных от продажи билетов за первый уикенд проката, однако другие источники, например данные дистрибьюторов, на которые ссылается kino-teatr.ua, показывают цифру меньшую — 6,3 млн грн.

В общем, разница в подсчетах, конечно, налицо, но она не фатальная. Все равно «Сторожевой заставе» не удалось взять доминирующие позиции за первую неделю, она уступила американским фильмам с ожидаемо высоким рейтингом: «Барри Сил: Король контрабанды» (первое место и почти 11 млн грн) и «Бегущий по лезвию» (второе — около 7 млн грн). Но это третье место — почетно.

Чем берет за душу новое фэнтези? Красотой. Первое, что непременно отметит зритель, — это потрясающая природа Карпат с ее лесами и скалами. Первозданной натуре отдается большое количество экранного времени, потому как она сама служит удачной локацией, а их в фильме не так уж и много. Крепость в Римове — раз, село Лелечье — два, ставка хана с юртами в чистом поле — три. Вот, пожалуй, и все.

Однако, наряду с наслаждением живописными видами, от которых, похоже, и режиссер был в упоении, у зрителя, знакомого с первоисточником — повестью Юрия Рутковского «Сторожевая застава» (по ее мотивам и снят фильм), возникает диссонанс. В итоге красота природная сыграла некрасивую шутку с воображением то ли сценаристов (Сашко Дерманский, Ярослав Войцешек), то ли режиссера (Юрий Ковалев), неважно.

В книге — застава Римов, стоящая неподалеку от реки Сулы (Среднерусская возвышенность, Сумская и Полтавская обл.), служит для того, чтобы отбивать набеги половцев, тем самым защищая путь на Киев и Переяслав. Встречаются здесь старинные географические названия, существующие по сей день: река Иржавец, города Лебедин, Лукомль, Ромны — все это сегодняшняя Левобережная Украина. Действо происходит в наше время и в XI веке.

Попав в прошлое, Витька не растерялся

История занятная. Мальчик Витя (в книге он пятиклассник, в фильме — подросток) попадает через временной портал на тысячу лет назад. Там он знакомится с богатырями Ильком Муровцем (именно через «в», книжный Илья не был родом из Мурома), Олешкой Поповичем, Добрыней Никитичем, сражается с половцами, а затем так же неожиданно возвращается в свое время.

Войско в горы хан приводит

Сценаристы в погоне за лихим сюжетом перекроили книжную интригу практически до неузнаваемости. В фильме появляется магический камень, солнечное затмение, которое, в общем, не играет никакой роли, проницательный шаман, ищущий мальчика-посланца (зачем, почему он, зрителям не объясняют), чудовище из камня — голем (великан из еврейской мифологии, оживляемый с помощью каббалы) и Велес — славянский бог торговли, урожая, который почему-то живет в глубине болот.

Конечно, случаи, когда фильмы снимаются по мотивам знаменитых произведений и так, что только имена главных героев и название остаются незыблемыми, нередки. Все остальное — переделка сценаристов. В качестве примера последних лет вспомним сериал «Шерлок» с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли, полнометражный «Вий» — премьеру трехлетней давности. Решив отойти от сюжетной линии, выдумав собственный мир, эти фильмы опираются на невероятную зрелищность, спецэффекты, имена известных актеров и режиссеров, потому и взяли хорошую кассу.

В «Сторожевой заставе», кажется, все против правил. И актеров таких, что узнаешь даже в гриме, нет (исключение — Наталья Сумская в роли травницы Миланки), и режиссер неопытен в полнометражном кино — работал с полным метром впервые. Ставка была сделана на спецэффекты, костюмы, антураж и... природу, о ней, впрочем, я уже говорила. С этой точки зрения попадание было точным.

Основное действие происходит в крепости, срубленной весьма искусно, — она, судя по оперативным перемещениям героев, в минутах десяти-пятнадцати от гор (тех самых, Карпатских).

В антураже величественных скал и происходит первый бой богатыря Олешка и отряда половцев, которых лично ведет хан Андак. Как половцы оказались в горах, без лошадей, без традиционного оружия — колчанов со стрелами, вооруженные кривыми саблями, непонятно. И почему боевой отряд ведет сам хан? Ему что, лавры Александра Македонского не дают покоя? Прям как в пушкинской сказке о царе Дадоне: «Вот осьмой уж день проходит, войско в горы царь приводит...»

С саблями наголо. Караул, половцы нападают

И, наконец, самое главное. На Среднерусской возвышенности гор нет, значит ли это, что половцы дошли до Карпат, захватив Киев, а как иначе? В общем, полный киношный винегрет.

С другой стороны, что касается типажей этого воинственного степного народа, почти нареканий нет (если не брать пресловутые стрелы кочевников). Чтобы восточный тип внешности сразу же бросался в глаза, на роль хана Андака и шамана пригласили казахских артистов — Ержана Нурымбета и Ерболата Тогузакова. Нельзя сказать, что актеры известные, но оба сыграли очень выразительно, выпукло, чем внесли свою лепту в череду запоминающихся персонажей.

Ханский шаман ищет посланца

Из числа таковых назову еще деда Овсия (Георгий Деревянский), Олешка (Роман Луцкий), ханского брата — уродливого Тугарина (Иван Денисенко). Кто-то говорил о ярком дебюте двух юных героев — Оленке (Ева Кошевая) и Витьке (Даниил Каменский), да, они справились неплохо, но мне больше приглянулся Витькин дружок — школьник Вовка. Вот парень, который выдавал эмоции на лице, ничуть при этом не заигрываясь и не сфальшивив.

Дед Овсий, сельский изобретатель и балагур

Из моментов, которые не зацепили, а выудили из памяти ассоциации с другим кино, назову патетическую (с точки зрения режиссера) сцену, когда в ожидании штурма половцев воины и их жены плечом к плечу встают перед врагом, затягивая хором песню. Вместе с репликой «Мы на своей земле. Выстоим!» она должна была поднимать дух (в том числе и тот самый, патриотический). Но в моем случае, к месту или нет, в голове крутился похожий момент — многоголосный хорал, величественно исполняемый Швондером со товарищи в квартире калабуховского дома на Пречистенке.

А утробные звуки громадного каменного голема, швыряющего в заставу валуны, напомнили о другом чудовище — инопланетном пришельце гептаподе из американского фильма «Прибытие», настолько они были идентичны.

Ну а фраза Добрыни Никитича «Стрела в лоб, так стрела в лоб» вызвала веселье в зале — понятное дело, для украинских зрителей намек более чем говорящий.

В общем, несмотря на обилие шероховатостей, недоработки сценария, которые увидит внимательный глаз, фильм смотрится дорого, захватывающе, особенно для младших школьников. А так как нынче детских фильмов без бранных слов и объяснений взрослыми сюжетной линии снимают единицы, в этом уже вырисовывается плюс.

То, что исторические и логические факты хромают, да и с книгой связь условная, что ж поделаешь: фэнтези. Жанр позволяет «куролесить». Тем более что мало кто из современных школьников читал эту повесть, написанную двадцать лет назад и переписанную автором позже, — сравнивать не станут.

В связи с этим интересное наблюдение. После того как «Сторожевая застава» в 2012 г. вышла в издательстве «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА», в бесплатных библиотеках эту повесть не найдешь, разве что фрагмент прочитаешь или онлайн-заказ предлагается оформить, но уже за деньги. Трудно сказать, совпадение это или стратегия.

А вот о том, насколько ее экранизация вышла конкурентной не среди украинского кинопродукта, где априори была фора (реклама, информационное сопровождение, флешмоб героев в полной амуниции в столичном метро), а в зарубежном прокате, можно будет судить уже в следующем месяце.

В Беларуси премьера стартовала 30 октября, в Казахстане состоится 9 ноября. Результаты кассовых сборов тех стран и станут свидетельством качества.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Что смотреть в ноябре: пьяный Депп, Годарвилль и сломя...

Звездное «Убийство в «Восточном экспрессе», банды супергероев, Коэны,...

Двойное дно

Если вам не хватает обманчивых острых ощущений, то посмотрите новый фильм Франсуа...

Украинские фильмы поехали покорять немецкое жюри в...

В конкурсной программе Международного кинофестиваля — две украинские картины

Индийское кино теперь будут снимать в Украине

Украина и Индия впервые договорились о сотрудничестве в области киноиндустрии

Что смотреть в октябре: украинские Припутни, Тевье...

Главные премьеры кино октября-2017, много украинских фильмов, продолжение «Бегущего...

Загрузка...

Что смотреть в сентябре: гроб из ЕС в Карпатах,...

Какие фильмы 2017 года стоит смотреть осенью в украинском прокате, новинки кино от Канн...

В самопровозглашенной ДНР завершились съемки первого...

Работа над лентой продолжалась около шести месяцев, снимались в ней более ста человек,...

От «Пятого элемента» к «Валериану»: больше денег,...

197 миллионов евро, тысяча планет, ноль логики в сценарии нового блокбастера Люка...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка