Brexit: готов ли ЕС прислушаться к тревожному звонку?

№26(778) 1 — 7 июля 2016 г. 25 Июня 2016 5

Brexit: готов ли ЕС прислушаться к тревожному звонку?

Чиновники из брюссельских кабинетов причиной британского отрицания будущего страны в составе ЕС – полного отказа от избранного Евросоюзом недемократического пути развития – называют «популизм». Тем не менее, британцы по горло сыты жизнью под игом Брюсселя. И выход из состава ЕС был лишь вопросом времени.

Воссоединение с остальным миром

Да, бегство Британии из ЕС в краткосрочной перспективе спровоцирует некоторую неопределенность, но это решение в конечном итоге обеспечит Великобританию возможностью экономического и социального развития. Речь идет не просто о выходе из Евросоюза, речь идет о воссоединении британцев с остальным миром.

Многим жителям страны это решение далось легко. Великобритания – пятая в мире страна по экономической мощи, член Содружества наций – добровольного объединения 53 суверенных государств, обладатель постоянного мандата в составе Совета Безопасности ООН. Кроме того, у Британии «особые отношения» с США. Великобритания обладает ядерным арсеналом и одной из наиболее боеспособных армий мира.

Британцы торгуют главным образом за пределами ЕС (но будут продолжать торговать с Европой и после выхода). Но несмотря на то, что торговые отношения со странами ЕС поддерживают всего 6% британских предприятий, всем им приходится соблюдать бюрократические требования и законы Евросоюза.

Структура, изначально возникшая на базу узкоспециализированного Европейского объединения угля и стали, созданного в 1950 году, сегодня трансформировалась в наднациональную организацию, регулирующую практически все аспект жизни каждого государства, входящего в ее состав.

На протяжении многих лет национальные правительства шаг за шагом сдавали Брюссели свои полномочия. В итоге основные структуры, принимающие общие для объединенной Европы решения, никем не избраны и совершенно неподотчетны национальным правительствам.

ЕС управляется никем не избранной наднациональной комиссией, а комиссары ЕС не отчитываются перед государствами-членами, их невозможно отозвать с должности, и после назначения эти люди утрачивают все связи со своими странами.

В рамках этой структуры существует и Совет ЕС, орган, сформированный из министров стран Евросоюза. Тем не менее, большинство решений Совета принимается не национальными министрами или лидерами стран, а неизбранными постоянными представителями.

Европейский парламент – единственный выборный орган в составе ЕС. При этом это самая слабая структура в иерархии власти. Несмотря на то, что в результате заключения целого ряда соглашений его полномочия периодически расширялись, он до сих пор лишен множества законодательных полномочий. У Европарламента нет даже собственной законодательной инициативы – он может лишь подать официальный запрос в ЕК о внесении на рассмотрение того или иного закона.

В результате многолетней сдачи собственного суверенитета Великобритания сегодня не контролирует свои границы и не имеет права подписывать соглашения о свободной торговле, а вот не входящая в состав ЕС Исландия, где проживает всего 330 000 человек, недавно заключила торговое соглашение с КНР.

Вряд ли такую ситуацию можно считать приемлемой для одной из ведущих мировых держав.

Тревожный звонок

Голосование 24 июня должно стать сигналом тревоги для элиты Евросоюза. Тем не менее, складывается впечатление, что Брюссель продолжает отрицать очевидное. Чиновники созвали встречу 6 государств, первоначально выступивших основателями Евросоюза, по сути, оставив за бортом остальных членов ЕС (21 страну). Это не шаг вперед, это откат ко временам 1952 года.

В тот период в истории, когда силы глобализации, социальные сети и интернет наделяют личность массой новых возможностей, институты ЕС стремятся к невиданной концентрации власти в одних руках. Такое положение дел противоречит самой логике современной либеральной демократии 21-го столетия.

Европе необходимо возвращаться к фундаментальным истокам демократии. Вместо расширения спектра полномочий непрозрачных властных структур Брюсселя, власть следует возвращать национальным правительствам и народам. От навязчивого и избыточного законодательства ЕС следует отказаться в пользу политики, обеспечивающей экономический рост.

Речь вовсе не идет о разрушении ЕС, а лишь о верховенстве статуса национального государства и святости национального суверенитета. И у Великобритании сегодня появилась возможность, выпадающая один раз за поколение, продемонстрировать всем, что процветание возможно и вне Европейского Союза.

©2016 Al Jazeera/TNS

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Ошибка