28 убийств и одно изнасилование

№40(790) 7 — 13 октября 2016 г. 05 Октября 2016 1

Пол Верховен и Изабель Юппер на съемках фильма «Она»

На прошлой неделе в украинский прокат вышел фильм «Она» Пола Верховена с Изабель Юппер в главной роли. Это кино дружно хвалят украинские и российские критики, однако если подойти с пристрастием, в нем нетрудно найти множество несовершенств.

Человек в балаклаве врывается в дом Мишель и грубо ее насилует. Когда все заканчивается, Мишель медленно встает, деловито подметает осколки упавшей со стола посуды, оттирает кровь, кое-как замазывает синяк под глазом и продолжает жить своей обычной прежней жизнью. Ну, или почти обычной. Все-таки Мишель пытается выяснить, кто именно ее изнасиловал (это явно был кто-то знакомый), и принять необходимые меры безопасности, чтобы не изнасиловали снова.

Круг подозреваемых ни узок ни широк. Набожный женатый сосед, оказывающий Мишель двусмысленные знаки внимания. Нынешний любовник, одновременно муж лучшей подруги, бесцеремонный лысый мачо. Бывший супруг, добросердечный лузер. Сын, еще больший лузер — а что такого, почему бы и нет, инцест это интересно. Наконец, надругаться над Мишель, возглавляющей компанию по производству компьютерных игр, мог любой из ее подчиненных, уж больно они все ее ненавидят.

Название «Она» многозначно и многозначительно дальше некуда. Верховен явно задумал вывести не просто героиню, но героиню нашего времени, архетипическую женщину эпохи. Она сильная, властная, независимая, циничная, стервозная, а главное, совершенно бесчувственная. Никакая жуть не способна вывести Мишель из состояния холодного спокойствия. Такую только грубым насилием и проймешь. Да и то не факт — ей ведь может понравиться.

В ленте Верховена Юппер словно передает привет самой себе 15-летней давности. В 2001-м в «Пианистке» Михаэля Ханеке она уже играла немолодую даму с кучей сексуальных проблем, получающую удовольствие от насилия. Однако больная сексуальность у Верховена — всего лишь одна из множества девиаций сбрендившего социума. В изображении 78-летнего нидерландского режиссера европейское общество, в котором моральной нормой стало отклонение от моральной нормы, действительно выглядит сошедшим с ума.

Добропорядочный гражданин с легкостью превращается в исступленного насильника. Муж преспокойно обманывает жену с ее ближайшей подругой. Парень женится на похабной девице, которая рожает ему негроидного младенца, а он все равно ее обожает как последний дурак. Похотливая бабушка содержит юного любовника и собирается за него замуж. В общем, Верховен доводит пресловутую западную толерантность до полного абсурда. Смотри, мол, старушка Европа, во что ты превратилась.

Если кто решил, что «Она» это социальная сатира, то ха-ха три раза. Картина Верховена не укладывается ни в какие жанровые рамки, более того, эклектика в ней нарочита и демонстративна. Детективная линия внезапно оборвется посередине, причем ларчик открывается разочарующе просто. Триллер выродится в пародию на триллер, когда Мишель на шею вместо ожидаемого насильника запрыгнет кот. Черная комедия вызовет в зале волны хохота и сгинет под пеленой серьезности как не бывало.

Бестолковый сынуля на роль кровосмесительного насильника не сгодится, разве что на роль непредумышленного убийцы. Зато окажется, что в анамнезе у Мишель жуткая детская травма: сорок лет назад ее отец укокошил 27 соседей по кварталу, включая женщин и детей, и с тех пор отбывает пожизненное заключение. Почему, зачем, какую роль в этой трагедии сыграла десятилетняя Мишель, с привычной невозмутимостью глядящая на нас со старой фотокарточки, Верховен объяснять не желает.

Подобные недоговорки можно считать фишкой картины, и большинство критиков так и делают. Также можно увидеть в характере Мишель какое-то развитие — мол, героиня избавляется от лжи и фальши, режет правду-матку и выходит на новый ментальный уровень. Вообще додумывать можно много, затейливо и прихотливо, но к истине эти спекуляции не приблизят. Если же вернуться к происходящим на экране событиям, то вопросы «почему?» и «зачем?» в большинстве случаев останутся без ответов.

Что заставляет милого вежливого клерка превращаться в безумного сексуального маньяка? С чего вдруг здоровый страх героини преобразуется в нездоровое влечение со столь непоследовательными проявлениями? Каким образом недотепа-сын умудряется не видеть, что его отпрыск — самый что ни на есть, скажем так, афрофранцуз? Конечно, человеческая натура — штуковина противоречивая, но в фильме Верховена поступки и реакции персонажей противоречивы до такой степени, что просто нелогичны.

Есть еще один пикантный момент. Многие восхищаются не только актерскими (тут вопросов нет), но и телесными кондициями Юппер. Дескать, ей уже 63, а она вон в какой форме. У меня же возникала мысль прямо противоположного свойства: Изабель старше Мишель как минимум лет на десять, и чтобы с такой одержимостью соблазняться ее зрелыми прелестями, нужно быть и в самом деле каким-то маньяком. А ведь соблазняется каждый второй.

«Она» — это сплошное «недо». Недорассказанные истории, недораскрытые образы, недоосмысленные темы, недотриллер, недодетектив, недокомедия, недофарс. Кстати, вы не забыли, чем занимается главная героиня? Да-да, производством компьютерных игр, созданием виртуальной реальности, творением невсамделишного. Похоже, Пол Верховен в своем мастерски снятом, порой уморительном, но очень уж умозрительном фильме занимался приблизительно тем же самым.

Фото предоставлено компанией «Артхаус Трафик»

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка