А квадрат-то — черный!

№14v(742) 17 — 23 апреля 2015 г. 15 Апреля 2015 3.7

«Виде'ние «Черного квадрата», 2013 г.
«ВидЕние «Черного квадрата», 2013 г.

В этом году художественная общественность празднует важный юбилей: 100-летие появления на свет «Черного квадрата» Казимира Малевича. Актуально это и для Украины. Так, в выставочном зале Института проблем современного искусства в Киеве 16 апреля открылся художественный проект «Беседы через 100 лет». В нем участвуют знаменитости — Александр Клименко, Арсен Савадов, Виктор Сидоренко, Тиберий Сильваши, Василий Цаголов. А незадолго до того в киевской галерее «Мистецька збірка» презентовали выставку Inspired by Black Sguare («Вдохновленные «Черным квадратом»).

Малевичем у нас всерьез интересовались и до славной годовщины. Так, профессиональный художник из Запорожья Леонид Томилин творчески исследует тему «Черного квадрата» не один десяток лет. Количество интерпретаций геометрической фигуры, сделанных Леонидом, перевалило за полторы сотни. Количество смыслов, обнаруженных зрителями его графических и живописных работ, — за... Словом, кто их считал? 56-летний Томилин убедил «2000», что не намерен останавливаться на достигнутом.

Леонид Томилин на арт-форуме Europ'Art в Женеве
Леонид Томилин на арт-форуме Europ'Art в Женеве

Справка «2000»

Леонид Томилин родился в 1958 г. в Запорожье, где живет и трудится поныне. Окончил художественно-графический факультет Одесского государственного педагогического института. Специализируется на жанрах графики и живописи. Помимо выставок в Запорожье и Украине, участвовал в выставках в Германии (1989 г.), во Франции (90-е — 2000-е), Японии, США, на арт-форуме Europ'Art в Женеве и т. д.

Институт проблем современного искусства: Киев, ул. Щорса, 18д, тел. (044) 529-2051.

Галерея «Мистецька збірка»: Киев, ул. Терещенковская, 13, тел.: (050)136-4737, (044) 234-1427.

В рамках выставки Inspired by Black Sguare живописную работу «Мальчик, писающий на черный квадрат» Томилина экспонировали рядом с творениями Александра Ройтбурда, Тиберия Сильваши, Николая Маценко, Александра Дубовика и других современных украинских мастеров. Несмотря на поведение персонажа картины, автор не вкладывал в нее ничего хулиганского от себя. Малевичу он скорее сочувствует, чем смеется над ним. Гиперпопулярный брюссельский мальчик, не выказывающий должного почтения к произведению, такому же растиражированному, как и он сам, — это символ конфликта между хамством как явлением и искусством.

— Леонид, так вы поклонник Малевича или нет?

— Нет, не поклонник. И тем не менее считаю Малевича гением. Потому что гений — не тот, кто замечательно делает ту или иную работу, а тот, кто придумывает новые правила. Малевич и придумал новые правила — в виде супрематизма. Он показал, что художественный объект может «работать» не как нечто отдельное, а как концепция. И я решил проверить эту концепцию сейчас; разобраться, как люди воспринимают квадрат сто лет спустя.

Еще лет восемь назад меня осенило: о, скоро же столетие «квадрата»! Нужно отметить! Так одна за другой появились работы, где он присутствует в нетрадиционном виде. «Похищение черного квадрата» — ангелочки такие пузатые тащат черный квадрат. «Видение черного квадрата» — что-то на тему городского фольклора: двое сомнительно трезвых персонажей расположились за столом на кухне, а тут им возьми да явись супрематическое произведение... Кстати, это «Видение...» я выкладывал на британский портал-галерею Saatchiart.com, посвященную современному искусству.

Открытие выставки Inspired by Black Sguare в Киеве. «Писающий мальчик» — он всегда шедевр
Открытие выставки Inspired by Black Sguare в Киеве. «Писающий мальчик» — он всегда шедевр

— Каким был результат?

— Сначала работе присвоили три тысячи какой-то номер в рейтинге. Но за 10 дней она благодаря проголосовавшим за нее зрителям поднялась до номера 200 с чем-то. Значит, людям понравились моя ирония и гротеск. Есть и второй вариант картины: на ней летающий черный квадрат представляется лежащему на кровати мальчугану. И в глазах у ребенка страх. Эта работа — на тему хорошо известной всем детской мифологии, сюжет из «детского» мира, который взрослые, становясь таковыми, забывают. Как бы мы, будучи юными, восприняли черный квадрат, если бы нам его не объяснили? В детстве ведь другая система координат. Есть над чем поразмышлять...

— Живописью, посвященной квадрату, вы увлеклись относительно недавно — в 2000-х. А до того ведь была огромная серия карандашных экспрессионистских рисунков «Здравствуйте, господин Малевич!». Помню ее по вашим выставкам в 90-х годах в Запорожье. Оказалось, что квадрат — правда, он у вас не черный, а черно-белый — может быть настолько многоликим! Колодцы, пересекающиеся линии, завихрения, человеческие лица, распускающиеся бутоны, скомканные листы бумаги и т. д. и т. п. — все это имело своим началом одно и то же изображение.

— Первую работу из серии, о которой вы говорите, я сделал еще в 1989-м. Тот квадрат был размазанный резинкой, деформированный. Сам квадрат — не что иное, как вовремя подвернувшаяся идея. В моих работах квадрат подгоняется под образ мыслей автора, отражает внутреннее состояние того, кто творит и, может быть, того, кто это творение видит.

«Видение «черного квадрата», 2009 г.
«Видение «черного квадрата», 2009 г.

— «Год черного квадрата» только начался. Чего от вас ждать дальше?

— Я собрал три разноплановые серии соответствующих произведений. Если звезды сойдутся и меценаты найдутся, представлю эти серии как один глобальный проект. Во-первых, 100 графических работ. 100 лет — и 100 работ, это понятно. Вторая серия называется «Супрематический конфуз» и состоит из фотоколлажей. Помогает мне мой арт-директор Ирина Батурина. И третья серия — пародии, в которых «участвует» квадрат, на классические сюжеты.

Тут главное — не оказаться скучным для зрителей. Малевич был революционером в изобразительном искусстве, но следует делать скидку на то, что его революционным идеям уже сто лет. Нет смысла продолжать их буквально. Сейчас люди воспринимают мир иначе, все мы стали такими «оцифрованными».

— Тогда нужно делать не квадрат, а куб.

— Вот. Не хочу раскрывать всех секретов, но если проект состоится, будут в нем и объемные штуки.

ФОТО ИРИНЫ БАТУРИНОЙ

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка