Бесштанная культура

№9(762) 4 — 10 марта 2016 г. 02 Марта 2016 4.6

Афиша к спектаклю «Смерть и девушка» // TEATRPOLSKI.WROC.PL

Чтобы поставить спектакль «Смерть и девушка» на сцене Польского театра во Вроцлаве, режиссеру Эвелине Марчиняк пришлось пригласить для участия в нем порноактеров — слишком уж натуралистичны сцены. Эта скандальная постановка, премьера которой состоялась в конце ноября прошлого года, вызвала нешуточные дискуссии на тему излишнего натурализма в современном искусстве.

Слово и тело

Сцена из спектакля к спектаклю «Смерть и девушка»

Министр культуры Республики Польша Петр Глинский публично раскритиковал спектакль, даже призывая не выпускать его на подмостки. Впрочем, министр тут был в общем-то прав, ведь громкая премьера была поставлена частично за государственные средства. Однако более прогрессивная общественность взбунтовалась против цензуры и отстояла театральный шедевр. Его кассовые сборы красноречивы: искусство без купюр востребовано на ура. На мартовские спектакли билеты (30—50 злотых) уже раскуплены.

Связь между польской культурой и украинской палитрой современного искусства весьма крепка. Более того, обе они идут на сближение.

Не далее чем на прошлой неделе украинский Нацсовет по телевидению и радиовещанию направил своим коллегам — польскому Краевому совету по вопросам радиовещания и телевидения официальное письмо с просьбой посодействовать в увеличении количества польских каналов в нашей стране.

В частности, из текста обращения можно было понять, что отечественные провайдеры настолько заинтересованы в польской телепродукции, что шлют в Нацсовет письма пачками в жажде удовлетворить интерес свой и зрителя.

Тут не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять подобную настойчивость — она вызвана необходимостью. Ведь после того, как в марте из сетки вещания изымут еще несколько российских каналов, весьма интересных и рейтинговых (одна «Наука 2.0» чего стоит или «Моя планета»), смотреть телезрителю будет нечего.

Ничего похожего на данный продукт украинское телевидение не создало и, боюсь, воплотить не в силах. Поэтому и приходится обращаться «за помощью к другу», дабы хоть чем-то разнообразить эфир. Среди каналов, по решению Нацсовета внесенных в перечень иностранных программ, содержание которых отвечает требованиям Европейской конвенции о трансграничном телевидении и законодательства Украины, значатся пока четыре: TV-Polonia, ТVP Info, ТVP Historia и ТVP Кultura.

Вот от культуры — той, что будоражит нынче умы и сердца поляков, я и хочу оттолкнуться. Ведь не ровен час, все эти европейские ценности, проверенные публикой, мы скорее начнем перенимать в крупных масштабах благодаря в том числе доступу к телевизионным пакетам. Горячее, спорное и одиозное всегда нарасхват.

Помнится, еще совсем недавно гремел скандал с постановкой оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском театре. Режиссер Тимофей Кулябин слишком вольно обошелся с текстом оперы, да еще и ввел в повествование нового персонажа — Христа, который увлеченно (как до него это делал Тангейзер) предается плотскому греху с богиней любви Венерой.

Украинские газеты тоже не остались в стороне, облегченно вздыхая, что подобная трактовка неуместна в отечественном театре. Но вот Польский театр во Вроцлаве, ставшем наряду с испанским Сан-Себастьяном в этом году культурной столицей Европы, не табуировал произведение австрийской писательницы, нобелевского лауреата Эльфриды Елинек. «Смерть и девушка» (поставлен по ее пьесе Der Tod und das Mаdchen I-V: Prinzessinnendramen) отметает социальные клише, тело возводит в ранг слова, которое может убить, вознести, наказать, унизить и дать надежду.

А сексуальные сцены, которые наличествуют в спектакле, придают действу больший драматизм и правдивость, уверяют его создатели.

Так что «Смерть и девушка» не только не выпал из репертуара, наоборот, директор театра Кшиштоф Мешковский планирует подать официальный протест в парламент страны и потребовать отставки министра культуры Глинского за критику. Опирается он на главу 73 конституции Польши, которая гласит: «Каждому обеспечиваются свобода художественного творчества, научных исследований, а также опубликования их результатов, свобода преподавания, а также свобода пользования благами культуры».

Фарш вам на голову

  • «Пикник на Голгофе» не допустили к театральному фестивалю в Познани //BY DAVIR RUANO

    «Пикник на Голгофе» не допустили к театральному фестивалю в Познани //BY DAVIR RUANO, фото №1

    «Пикник на Голгофе» не допустили к театральному фестивалю в Познани // BY DAVIR RUANO

  • «Пикник на Голгофе» не допустили к театральному фестивалю в Познани

    «Пикник на Голгофе» не допустили к театральному фестивалю в Познани, фото №2

    «Пикник на Голгофе» не допустили к театральному фестивалю в Познани

балет

балет

Фото 1 из 2

Впрочем, всего несколько лет назад публика была настроена более консервативно к сценическим экспериментам с элементами жесткой эротики. Так, в 2014 г. в программу известного театрального фестиваля «Мальта», который проводится в Познани, была включена премьера спектакля «Пикник на Голгофе» по пьесе испано-аргентинского драматурга Родриго Гарсии. В связи с бурными протестными настроениями и опасностью для актеров получить телесные повреждения постановку сняли с фестиваля.

Спектакль изобиловал обнаженными телами, сцена была завалена булками от гамбургеров, а мясной фарш погребал под собой голову одной из героинь. Тема, которую поднимал этот драматург, на самом деле довольно злободневна — речь идет о современниках, пресыщенных доступными потребительскими товарами и комфортом, скучающих, не имеющих цели в жизни, пессимистах и циниках.

Досталось в этой постановке Христу. В позе распятия тут раскинула руки полуобнаженная женщина, а на экране, расположенном на заднике сцены, транслировали весьма откровенные кадры. До тел, говоря простым языком, можно было дотянуться рукой. В общем, постановку сняли, а со временем страсти улеглись.

Еще один «скандал ниже пояса»» в Польше был связан с любимым многими детьми книжным и мультяшным персонажем — Винни-Пухом. Жители маленького городка Тушин вдруг обнаружили, что диснеевский персонаж бегает без штанов, зато в рубашке. Но самое главное, по его внешнему виду совершенно невозможно понять, какого он пола. Эта гендерная зацепка и стала последней каплей для депутатов местного совета.

Своим постановлением они не дали только что построенной детской площадке имя Винни-Пуха. Не того поля ягода оказался плюшевый медвежонок.

Придется обойтись без купюр, ведь это – искусство. «Страсть» Дороты Незнанской // NEWSWEEK.PL

Впрочем, в редких случаях гендерная откровенность вкупе с изощренными фантазиями может навредить не персонажу, а автору. Как, например, польской художнице Дороте Незнальской, которая в 2001 г. представила огорошенной публике свою инсталляцию «Страсть» (Pasja). В середине креста автор разместила вместо лика Господня мужские гениталии. Естественно, в натуральном виде. Работу сопровождало 40-минутное видео.

Группа депутатов подала иск в суд, обвинив художницу в «оскорблении религиозных чувств». Суд приговорил Незнальскую к шести месяцам лишения свободы и общественным работам. Впрочем, восемь лет спустя, в 2010-м, после очередного скандала уже в защиту художницы, суд высшей инстанции полностью снял с нее обвинения. Значит, посчитал ее работу искусством, достойным демонстрации.

Так что польские (читай — европейские) ценности, несмотря на споры и протесты, уверенно вливаются в многоликий арт.

Придется к ним привыкать и нам. А если не сможем, то научат.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Трудно быть Кабачком

Многотонная машина с готовностью вторит человеку: обнимает и отталкивает опасными...

Виктория Булитко: «Над «Муму» я рыдала огромными...

Одна из самых обаятельных комедийных актрис Украины чистосердечно признается в том,...

Кино. Трехминутная готовность

Пока чиновники от киноиндустрии размышляют над тем, как сделать кинематограф...

Горький урожай зрительских симпатий

Чтобы зацепить зрителя, нужно нечто большее, чем желание иностранцев показать нам,...

Загрузка...

«Тихое» кино для мам

На «тихие» сеансы мам с младенцами приглашает кинотеатр «Жовтень» (ул....

Фабрика слез

Если вы любите душещипательное индийское кино, если в былые годы не пропускали...

В тембре вальса

Сидишь в кинотеатре, слушаешь себя и думаешь: здесь могла бы и лучше сказать, а вот тут...

Я художник, я так вижу!

Сотни школ, курсов и мастер-классов способны обучить базовым навыкам живописи любого...

Кодай нации

Основной постулат методики Золтана Кодая — чтение нот каждым школьником —...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка