Безумствами повеяли

№39(789) 30 сентября — 6 октября 2016 г. 28 Сентября 2016 5

Виолен Кошар, Элоиз Гайяр и Анабель Луи (сидит) оставили прекрасное впечатление от знакомства // AMARILLIS.FR

Внимать аутентичной барочной музыке слушателю, воспитанному на бельканто итальянских опер и вокальном драматизме русской музыки, весьма непросто. По сравнению с мощным звучанием нынешних инструментов звук барочной флейты хрупок, прозрачен и тих. А виола де гамба не может выдавать те глубинные раскаты, которыми славится современная виолончель, — сила натуральных жильных струн не позволяет.

Но распробовав на вкус живой звук с давней историей, понимаешь, не так уж отличались музыкальные вкусы в те времена от наших сегодняшних. Пусть они были немного скромнее, но ценности: красота и техничность голоса, темпераментность и виртуозность инструменталистов, слаженный ансамбль — так и остались вечными.

Вес виолы

22 сентября на сцене Национальной филармонии Украины выступил французский ансамбль барочной музыки «Амариллис» (Amarillis). Как жаль, что столичная публика в большинстве своем не удостоила вниманием их очаровательное выступление с программой «Ветер безумства». Кстати, ансамбль, который в гастрольном туре был представлен инструментальным трио — впервые приехал в нашу страну. Помимо Киева музыканты выступили в Ивано-Франковске и Харькове.

Для киевского концерта трио (флейта, клавесин, барочная виолончель) ангажировало молодую певицу Маилис де Вилутре. Два отделения программы («Фатальные женщины» и «Безумство любви») они посвятили женщинам и страсти, выбрав созвучные цитаты из Овидия и Платона.

Пьесой-открытием стала Biancuccia Джованни Антонио Пандольфи — итальянского скрипача и композитора. Эта соната Violino Solo в составе двух сборников была издана в Инсбруке в 1660 г., где в то время Пандольфи трудился при дворе эрцгерцога Карла Фердинанда Габсбурга. На филармонической сцене Biancuccia прозвучала в составе флейты и генерал-баса.

Подборка произведений получилась очень неплохой. Знакомые благодаря музыкальным порталам — ария с вариациями Cosi Mi Disprezzate Girolamo Фрескобальди и сочинения Генделя «Ларгетто», а также «Лукреция» соседствовали с менее узнаваемыми, во всяком случае для меня, «Жалобами» Перселла и Кларка. Интересно в этой связи, что другое произведение английского композитора и органиста Джеремайи Кларка — «Марш принца Датского» (Trumpet Voluntary) современные люди знают прекрасно. Это фирменный позывной радиостанции Би-би-си.

Во втором отделении трио и солистка озвучили несколько сочинений Генри Перселла; композитора, чье имя осталось нам неизвестным, а также кантату француза Мишеля Пиньоле де Монтеклера — «Пан и нимфа Сиринга». Этот композитор вошел в историю музыки не только благодаря кантатам, нескольким концертам и единственной дошедшей до нас опере, но и тем, что первый (как считается) познакомил Францию с новым инструментом — итальянским контрабасом. К слову, звучали «Пан и Сиринга» в тот вечер дважды. Именно это произведение выбрали музыканты на бис.

И если в свое время Монтеклер познакомил парижан с контрабасом, публику киевскую поначалу удивила барочная виолончель, на которой играла Анабель Луи. Дело в том, что у давнего инструмента в отличие от современного собрата нет шпиля, который упирают в пол во время игры. Барочную виолу де гамба приходится держать на весу, удерживая ее ногами.

Огромное удовольствие доставило мастерство Элоиз Гайяр, художественного руководителя «Амариллиса», которая музицировала то на флейте, то на барочном гобое. Пел не только ее инструмент; все тело двигалось, полностью подчиняясь музыкальным нюансам, — настолько она была созвучна тому, что исполняет.

Дивы и нимфы

Если европейских критиков попросить навскидку назвать самые оригинальные ансамбли, сосредоточенные на музыке барокко (а это период 1600—1760 гг.), то, скорее всего в первой пятерке непременно прозвучит «Амариллис». Созданный в 1994 г., этот камерный коллектив, который — когда это нужно для исполнения — обрастает большим количеством солистов, собрал многие престижные музыкальные премии. Профессионалы особо учитывают вклад коллектива в популяризацию не самых известных (а по большому счету — совсем позабытых) образцов музыки того периода.

И делает это «Амарилллис» скрупулезно. На их счету — 15 дисков с барочными шедеврами. Например, из мировых премьер — коллектив записал пасторальные сочинения даровитого композитора Марка-Антуана Шарпантье, который работал с великим Мольером (в частности, создал музыку к его спектаклю «Мнимый больной»), а после смерти драматурга — с его преемниками. Выход диска приурочили к 300-летию со дня смерти Шарпантье в 1704 г.

Записи сонат и трио немецкого композитора Георга Филиппа Телемана считаются эталонными. То же можно сказать о кантатах и пьесах для клавесина Жана-Филиппа Рамо. Интересно, что музыканты (создателями ансамбля называют двух человек: Элоиз Гайяр — флейта, барочный гобой и Виолен Кошар — клавесин) записывают музыку и сольно. И она, что удивительно, не менее ценима критиками и коллегами по цеху. Так, к примеру, сочинения Франсуа Куперена и Иоганна Баха в исполнении Виолен Кошар (помимо игры в ансамбле, сольных концертов и сотрудничества с другими камерными коллективами, ее приглашают на мастер-классы) считаются особенно удачными.

В своей подвижнической работе на ниве любви к старинной музыке ансамбль «Амариллис» прибегает к помощи других именитых музыкантов. Например, к таланту француженки Стефани д'Устрак, с которой коллектив записал две программы. Одну с произведениями, где появляются важные образы эпохи барокко — Дева Мария и Дидона — царица Карфагена, воспетая Вергилием в «Энеиде». Вторую — «Медея в ярости» — скомпоновали из кантат Николя Бернье и Луи Николя Клерамбо, придворного музыканта Людовика XIV.

Что ж, знакомство киевлян с этим оригинальным ансамблем оказалось полезным. Сегодня барочная музыка переживает свой второй расцвет, множатся коллективы и музыканты, которые полностью посвящают этому периоду истории свою творческую жизнь.

И как раз пример в тему — в октябре в продаже появится уже сегодня анонсируемый на крупных интернет-площадках, таких как Амазон, диск Stabat Mater Джованни Баттиста Перголези, записанный «Амариллисом». Это последнее сочинение композитора мы услышим в гармоничном дуэте оперных див — Сони Йончевой и Карин Дейе.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Работа над ошибкой

На прошлой неделе в украинский прокат вышла «Неизвестная» братьев Дарденн, лента...

Какую роскошь наваляли

В этом виде ручного труда главный посыл: не поваляешь, не наденешь. И первое, что...

Сказка, раскраска, игра: три в одном

Книга для детей «Ташенька и кактус», которую написала и проиллюстрировала Слава...

Обманутые ожидания

Во второй половине ноября в украинский прокат вышли фильмы двух видных европейских...

Дизайнеры на куски

1-го и 2 декабря в Днепре намечено масштабное событие в мире моды — шестой сезон Dnipro...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка