Большой привет Большому Брату

№17(817) 28 апреля -- 11 мая 2017 г. 27 Апреля 2017 5

Кино

В четверг в украинский прокат вышел фильм Джеймса Понсольдта «Сфера». Содержание картины во многом соответствует содержанию недавнего бестселлера Дэйва Эггерса, по мотивам которого она снята. Однако ряд сюжетных и смысловых расхождений превращает фильм чуть ли не в полную противоположность роману.

«Сферу» ждали с особым интересом, и на то было несколько причин. Во-первых, это уже второй роман Дэйва Эггерса, экранизированный за последний год. Во-вторых, в нынешней экранизации, как и в предыдущей, «Голограмме для короля», сыграл Том Хэнкс — если так пойдет дальше, при слове «Хэнкс» первым делом будет вспоминаться не Форрест Гамп, а Дэйв Эггерс. В-третьих, лента выходит в прокат одновременно по всему миру, а критиков, присутствовавших на пресс-показе, обязали подписать документ о неразглашении каких-либо обстоятельств, связанных со «Сферой», до 6.00 27 апреля. Неслыханная секретность.

Огласки каких страшных тайн боялись дистрибьюторы, я так и не понял. В общих чертах картина Понсольдта, известного как режиссера скорее авторского, чем коммерческого кино, повторяет роман Эггерса. Главная героиня Мэй Холланд устраивается на работу в «Сферу», гигантскую IT-корпорацию, интегрирующую свойства самых разных сетевых программных продуктов в одном грандиозном мега-супер-гипер-пупер-ресурсе. Он представляет собой гибрид поисковых систем, социальных сетей, баз данных, мессенджеров, средств наблюдения и черт знает чего еще. То есть это как бы Google, Microsoft, Фейсбук, Твиттер, Инстаграм, Скайп и еще несколько десятков приложений в одном флаконе.

Штука невероятно удобная, но ужасно коварная. С одной стороны, «Сфера» это потрясающий коммуникационный прогресс, беспрецедентная открытость всех официальных инстанций и шаг к радикальному искоренению преступности — поди что-то укради, попробуй кого-то убей, когда на тебя смотрят десятки камер. С другой стороны, тотальный контроль, которому добровольно подвергают себя пользователи, вызывает в памяти главную антиутопию ХХ века, роман «1984». Если Джордж Оруэлл пообещал, что Большой Брат будет следить за тобой, то Дэйв Эггерс объяснил, как именно он станет это делать.

Экранная Мэй Холланд, которую сыграла бывшая гарри-поттеровская Гермиона Эмма Уотсон, повторяет путь романной. Амбициозная девушка, приходя в «Сферу» на заурядную должность, быстро выдвигается на ведущую роль и становится одним из ключевых символов корпорации. Первой из сотрудников компании она объявляет себя «прозрачной» — то есть цепляет на грудь электронную камеру, защелкивает на запястье электронный браслет, после чего все ее действия видны сотням миллионов пользователей «Сферы». Ну, почти все — во время сна и посещения душа-сортира трансляция все-таки прерывается.

И Эггерс, и Понсольдт рассматривают конфликт между общественным и частным. Постоянная открытость, доступность, готовность отказаться от личных тайн, безусловно, способствует честному образу жизни, чистоте перед обществом и законом. Но в то же время всеобъемлющий контроль со стороны камер, микрофонов и несметного числа юзеров, комментирующих каждый твой чих, — может подействовать на индивидуума самым пагубным образом. Мэй оказывается в центре борьбы между сторонниками и противниками политики «Сферы». От ее решения зависит чуть ли не будущее цивилизации.

И вот тут пора сказать о двух главных различиях между фильмом и книгой. О сюжетных ходах Понсольдта, превративших изначальные идеи Эггерса в сущую бессмыслицу.

Различие первое. Важная сюжетная линия романа строится на любовной связи Мэй с одним из основателей «Сферы» Таем Лафиттом (в книге он Тау Господинов, скрывающийся под псевдонимом Кальден). В фильме никакой любви нет и в помине, а роль загадочного демонического Тая отдана чернокожему Джону Бойеге, напоминающему не то регбиста, не то автомеханика, но только не компьютерного гения и героя-любовника. В книге Тай-Кальден долго не признается Мэй в том, кто он такой на самом деле. В фильме он делает это практически сразу, напрочь убивая интригу. Наконец, если в романе Эггерса, финальный диалог Мэй и Тай-Кальдена становится кульминацией действия, то в ленте Понсольдта Тай самым бессмысленным образом исчезает из сюжета. Зачем он там вообще появлялся?

Различие второе. В финале романа Эггерса Мэй предает Тая, восстающего против бесцеремонного вмешательства «Сферы» в частную жизнь, и делает выбор в пользу его главного оппонента Эймона Бейли, роль которого в фильме как раз и досталась Тому Хэнксу. Что учиняет Мэй в финале картины Понсольдта, я вам во избежание спойлера рассказывать не буду. Скажу только, что выходит какая-то ерунда: поведение героини логически не обосновано, а правдоподобие избранного режиссером развития событий приблизительно нулевое. Но самое печальное, что от центральной идеи книги Эггерса, от ее антитоталитарного месседжа и пророческого пафоса не остается почти ничего.

Экранизации бывают самого разного рода. Они могут прилежно идти за литературным первоисточником или радикально от него отдаляться. Соответствовать духу романа или соблюдать только его букву. Сохранять концепцию писателя или выдвигать свои собственные. Что касается фильма Понсольдта... Знаете, я уже писал, что несколько схематичная и шаблонная «Сфера» при всей своей очевидной актуальности — не самый удачный роман Эггерса. Но ее экранизация это тот случай, когда на вопрос «ну как?» приходится отвечать тривиальной фразой «книга лучше».

Героине Эммы Уотсон в фильме "Сфера" приходится решать сложную этическую проблему, которая сильно отражается на ее лице

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Как оценивает музыку Макс Фадеев

Не все знают, что популярный продюсер начал терять слух

Митя Герасимов: «Я переехал в Украину благодаря любви...

Митя Герасимов рассказал «2000», что его отец поступал с ним в детстве, как...

Одесса в зените

В середине июля центром украинской культурной жизни по традиции станет Одесса. В...

Оперный Мазепа как сплошное телевидение

Прочитав на афише «П. И. Чайковский, «Мазепа» и зная современные тенденции...

Денис Иванов: «В детстве я решил, что читать надо...

Денис Иванов поменял отношение к чтению при помощи Михаила Булгакова и...

Загрузка...
Загрузка...

Тамара Антропова: «Мне хочется съесть эту жизнь здесь,...

Тамара Антропова рассказала «2000» о том, что привыкла устраиваться с книгой на...

Машина прошедшего времени

На прошлой неделе Театр на левом берегу Днепра показал публике последнюю премьеру...

Левый марш

Подборку Oscar Shorts-2017, вышедшую на прошлой неделе в украинский прокат, составили пять...

Это не как-либо что, а что-либо как

29-го и 30 июня театральный сезон завершит совершенно новое произведение — балет...

В Киеве открылась фотостудия Lightfield Productions — отличное...

Теперь у киевских фотографов появилась отличная возможность — в городе открылась...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка