Спички до любви доведут

№7(807) 17 — 23 февраля 2017 г. 14 Февраля 2017 5

Любящих супругов в фильме Джима Джармуша «Патерсон» сыграли Адам Драйвер и Голшифте Фарахани

В четверг в украинский прокат вышел фильм Джима Джармуша «Патерсон». Корифей американского независимого кино снял удивительную ленту, в которой за два часа почти ничего не происходит и в то же время происходит вся жизнь.

Есть в штате Нью-Джерси вполне обыкновенный город со скромным населением в 150 тысяч человек. Называется Патерсон. Живет в городе Патерсон ничем не примечательный с виду парень, у него небольшой дом, красавица-жена Лора и английский бульдог Марвин. Парень работает водителем автобуса №23. Его фамилия Патерсон.

Каждое утро парень Патерсон просыпается в городе Патерсон в начале седьмого. Целует жену, завтракает, идет в автопарк, перекидывается парой фраз с диспетчером, выезжает на смену. После работы возвращается домой, беседует с Лорой о том о сем, всегда душевно, но сдержанно. Вечером выводит на прогулку Марвина, выпивает в баре кружку пива, болтает с барменом и знакомыми. Потом ложится спать.

Перед выездом из парка, во время перерыва на ланч и вечером после работы Патерсон из Патерсона пишет стихи. Объектом, вдохновляющим его на творчество, может послужить любая мелочь — например, коробок спичек. Начиная разговор о коробке, поэт Патерсон довольно скоро приходит к разговору о любви. Все свои стихи Патерсон записывает в одну-единственную тетрадь и копий не делает.

Джим Джармуш — режиссер, дивным образом снимающий свое особое фирменное кино, но при этом всегда по-разному. У культового мистического вестерна «Мертвец», меланхоличного урбанистического альманаха «Ночь на земле» и конспирологической притчи «Пределы контроля» не так уж много общего, однако все это фильмы абсолютно джармушевские. Такое филигранное сочетание неизменной иронии с неизбывной печалью никто другой в современном кинематографе делать не умеет.

Еще были «Сломанные цветы», после которых Джармуша поругивали за реверансы мейнстриму. Там герой Билла Мюррея в поисках неведомого сына навещал своих бывших, причем каждый следующий визит выходил хуже предыдущего, и атмосфера сгущалась, совсем как в пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке». В «Патерсоне», действие которого разбито на дни недели, ждешь чего-то подобного. По законам драматургии четверг обязан отличаться от понедельника, а в пятницу или субботу должно случиться нечто из ряда вон выходящее.

В общем, да, в четверг Патерсон просыпается на двадцать минут позже обычного, в пятницу у него ломается автобус, а в субботу происходит обидная неприятность. Но в целом один день точь-в-точь, как другой. Герой того же Билла Мюррея в знаменитом «Дне сурка» от таких бесконечных повторов накладывал на себя руки, но герой Адама Драйвера — человек совсем иного склада. Кстати, то, что водителя играет актер по фамилии «водитель», еще веселее, чем Патерсон из Патерсона.

И ведь не то чтобы шофера-поэта все устраивало — порой Патерсону явно неймется. Кажется, что вот-вот последует взрыв, что в один прекрасный момент он сорвется с катушек, пошлет к чертовой матери проклятый автобус, одышливого балбеса Марвина и красавицу-жену с ее дизайнерскими, кулинарными и музыкальными экспериментами. Ан нет, черта с два. Как говорил тот Рабинович из анекдота: «Не дождетесь».

В начале фильма Лора спрашивает у мужа, хочет ли он детей-близнецов. После этого разнообразные близнецы — маленькие, взрослые, пожилые — начинают буквально преследовать Патерсона. Кто-то может счесть их одинаковость удручающей, но герою она определенно греет душу. В том, что среда похожа на вторник, а четверг на среду, для водителя автобуса есть свое тихое счастье. По крайней мере, для того водителя автобуса, который пишет стихи.

И ведь это у него вовсе не бегство от реальности в потусторонние фантазии. Наоборот, Патерсон делает свои тексты из сугубой повседневности — помните, от коробка спичек до любви у него один шаг. И поэзия, и любовь возвращаются к нему сторицей. То встретится сочиняющая стихи девочка, как и Патерсон, восхищающаяся Эмили Дикинсон. То подсядет японский турист с томиком любимого Патерсоном Уильяма Карлоса Уильямса. Кстати, уроженца города Патерсон.

«Патерсон» это гимн счастливой рутине и панегирик блаженной обыденности. Это рассказ о жизни, у которой нет цели, потому что ее цель — она сама. Процесс здесь важнее результата, а новая тетрадь с чистыми листами важнее утраченной исписанной. Она залог того, что творчество продолжается. И что жизнь продолжается тоже. И еще что продолжается любовь.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Расизм в нагрузку

Однажды Джордж Клуни решил притвориться братьями Коэн

Таланты без драмы

Талант-шоу всех мастей давно стали постоянными гостями на нашем телевидении, и даже...

Вай мэ, Ханума!

Атмосферу бань, описанных еще Пушкиным и даже Дюма-отцом, передали за...

Велосипедистка-чемпионка покорила Замок Любарта

Чемпионка Европы и победительница Кубка мира по кросс-кантри Яна Беломоина взобралась...

Культ личности

Трудно сказать, станут ли эти молодые чешские поэты героями своего времени, однако их...

Загрузка...

500 лет «лютерволюции»

500 лет назад, 31 октября 1517 г., в городе Виттенберг монах-августинец и доктор богословия...

Левой, левой

Может ли один пианист заменить собой целый оркестр, причем играя только левой рукой?...

Три Софии

Одинаковый набор красок и холсты одного размера, 12 художников, три недели и три...

Воспрянет арт людской

«Впредь неизменно поставлять нежинские огурцы к царскому столу в Петербург»,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка