Древо в жизни

№22v(750) 12 — 18 июня 2015 г. 12 Июня 2015 3

В мае 1990-го презентовали персональную выставку графики маститого американского художника украинского происхождения Якова Гнездовского. Впервые на его родине серию работ тогда демонстрировали в трех музеях: в Киеве, Львове, Тернополе.

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №1

    Любимая флора: колючки и резные листья

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №2

    29 мая в залах Национального художественного музея столицы любителям большого искусства презентовали выставку, приуроченную уже к 100-летнему юбилею Якова Гнездовского. В ее наполнении участвовали несколько музеев, частные коллекционеры, Украинский католический университет, научная библиотека Киево-Могилянской академии, посольство США в Украине

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №3

    Женский взгляд на мужское творчество

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №4

    Любимая флора: колючки и резные листья

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №5

    29 мая в залах Национального художественного музея столицы любителям большого искусства презентовали выставку, приуроченную уже к 100-летнему юбилею Якова Гнездовского. В ее наполнении участвовали несколько музеев, частные коллекционеры, Украинский католический университет, научная библиотека Киево-Могилянской академии, посольство США в Украине

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №6

    Талант и поклонники с глазу на глаз

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №7

    Телефонные будки. 1972 г.

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №8

    29 мая в залах Национального художественного музея столицы любителям большого искусства презентовали выставку, приуроченную уже к 100-летнему юбилею Якова Гнездовского. В ее наполнении участвовали несколько музеев, частные коллекционеры, Украинский католический университет, научная библиотека Киево-Могилянской академии, посольство США в Украине

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №9

    Ягнята. 1978 г. Цветной линорит

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №10

    Экслибрисы из коллекции Романа Ференцевича

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №11

    Орел. 1968 г.

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №12

    29 мая в залах Национального художественного музея столицы любителям большого искусства презентовали выставку, приуроченную уже к 100-летнему юбилею Якова Гнездовского. В ее наполнении участвовали несколько музеев, частные коллекционеры, Украинский католический университет, научная библиотека Киево-Могилянской академии, посольство США в Украине

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №13

    В экспозиции представлены не только гравюры, но и книги, оформленные художником

    //Катерина ЛАЩИКОВА

К тому времени минуло пять лет со дня смерти автора, но ажиотаж это художественное открытие произвело немалый. Тогда лишь единицы знали, какой талант все это время творил и процветал за границей. Откровенно говоря, Гнездовский был едва ли не самым крупным и титулованным графиком из числа украинцев, обретших новую родину в Америке.

Благодаря вдове мэтра — Стефании Гнездовской, которая и привезла графическую серию, Украина познакомилась с творчеством соотечественника ближе.

К слову, те работы пани Стефания распределила и подарила музеям, где они экспонировались. Впоследствии, посетив малую родину мужа — село Пилипче (Тернопольская обл.), она подарила личные вещи, оригиналы работ, документы, фотографии, которые стали основой мемориального музея, посвященного именитому земляку.

29 мая в залах Национального художественного музея столицы любителям большого искусства презентовали выставку, приуроченную уже к 100-летнему юбилею Якова Гнездовского. В ее наполнении участвовали несколько музеев, частные коллекционеры, Украинский католический университет, научная библиотека Киево-Могилянской академии, посольство США в Украине.

Среди собирателей произведений искусства, увлеченных работами Гнездовского, можно было увидеть имена знакомые, к примеру Павла Гудимова, галериста и куратора центров современного искусства, музыканта, и супружеской четы Ющенко. Пара увлекается не только старинными предметами быта, иконами, но и уникальной деревянной скульптурой, живописью и графикой.

Их вклад в эту подборку — «Папоротник» (1981 г., бумага, гравюра на дереве), «Хлорофитум» (1976, бумага, линорит — техника гравюры на линолеуме).

Разглядывая работы, а их представлено довольно много (впрочем, большинство — миниатюрного формата), любой посетитель отметит, что образы, которые вдохновляли автора, — это растения и животные. Людей здесь очень немного. Исключение составляют несколько автопортретов, изображения Александра Довженко и Дмитрия Бортнянского, картина маслом «Девочка у хаты» из раннего периода (1937—1938 гг.).

Это были годы, когда художник только начал формироваться как профессионал. В 1938 г. Яков переезжает в Варшаву, где поступает в Варшавскую академию изящных искусств. С началом Второй мировой войны уезжает доучиваться в Загреб.

О том, почему особое вдохновение он получал от растений, деревьев, садовых и комнатных цветов, овец (самый узнаваемый и растиражированный образ), художник рассказал в воспоминаниях.

У него, только что приехавшего в Нью-Йорк эмигранта, не было денег, чтобы оплатить работу моделей, а слабое владение языком не позволяло завязывать знакомства на улицах и просить чужих людей принять ту или иную позу. Поначалу он пытался исподтишка набросать эскиз рабочего, прикорнувшего на скамейке в Томпкинс-сквере на Манхэттене, бродягу, кормящего голубей, государственных мужей в костюмах от лучших портных.

Однако настороженные взгляды быстро отвратили художника от желания рисовать с натуры, не заручившись согласием.

Зато рядом с его малокомфортным жилищем и городским сквером был клондайк — зоопарк в Бронксе. Вот где можно было без всякого стеснения и спешки разглядывать его обитателей, быстро срисовывать их повадки, движения и позы. А растения? Тут было все, что было нужно для трепетной души. Даже обыкновенный ствол, корявый, с бугристой корой, не оставался без внимания художника.

Гнездовский настолько увлекался природой, что порой работникам зоосада приходилось разыскивать посетителя, потерявшего счет времени. Надо было закрывать входные ворота. Так природа, к которой он обратился вынужденно, стала главной и любимой темой в творчестве. Интересно, что после смерти местного баловня — орангутанга Энди зоопарк купил изображение животного у художника.

Основной техникой, которую Гнездовский даже, можно сказать, вернул в разряд актуальных, стала гравюра на дереве. Кумиром для него в этом жанре был немецкий художник, график Альбрехт Дюрер и его творения. Особо ярко эта увлеченность проявилась в середине 40-х годов. К этому периоду относятся этюды: «Молитва», «Голова», «Куст», «Молодой и старый». Еще одним источников вдохновения для художника была японская гравюра, в особенности жанр катё-га (картины цветов и птиц) с запечатленными журавлями, утками, зимородками и т. д.

Техника гравюры на доске или ксилография довольно кропотлива и трудоемка. Прежде чем получить исходный результат, художник на доске (автор использовал вишню, грушу, яблоню) должен вырезать изображение, на которое наносится краска и делается оттиск на бумаге.

Отметим, что именно в эти годы у художника был страшный период в жизни — он находился в лагере для перемещенных лиц близь Мюнхена. Быт этого места он запечатлел в работе «Перемещенные люди», с трехъярусными нарами на первом плане, где лежат и сидят старики, женщины, ребенок.

Как только появилась возможность, в 1949 г., он эмигрировал в Америку. Первый крупный успех автор пережил в середине 50-х, тогда состоялась премьерная выставка в США (здесь преобладала керамика, малая пластика и масляная живопись), затем повторил его уже во Франции (Париж).

С 60-х гг. прошлого века художника сопровождала мировая слава. Он пробовал себя во всем и с неизменно высоким результатом: книжная графика (среди выдающихся — «Слово о полку Игореве»), марки, реклама (плакаты, афиши), оформление церковных интерьеров — создал иконостас для храма Святой Троицы в Керхонксоне (штат Нью-Йорк), иконы, экслибрисы...

Кстати, в этом году автопортрет художника, вырезающего на дереве, поместили на реверсе юбилейной монеты из серии «Выдающиеся личности Украины». Монета номиналом 2 гривни выпущена к 100-летию мастера.

В наследии Якова Гнездовского — сотни картин, более 300 гравюр (ксилографии, офорты и линогравюры), множество работ хранится в музейных коллекциях, галереях и частных собраниях. Малую толику можно сегодня увидеть в Киеве.

Справка «2000»

Выставка произведений выдающегося автора представлена в Национальном музее Украины (Киев, ул. Грушевского, 6, namu.kiev.ua) до 5 июля. Музей открыт в СР, ЧТ, ВС с 10.00 до 18.00 (касса закрывается на час раньше), ПТ с 12.00 до 20.00, ПН, ВТ — выходные. Входной билет 5—20 грн.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Работа над ошибкой

На прошлой неделе в украинский прокат вышла «Неизвестная» братьев Дарденн, лента...

Какую роскошь наваляли

В этом виде ручного труда главный посыл: не поваляешь, не наденешь. И первое, что...

Сказка, раскраска, игра: три в одном

Книга для детей «Ташенька и кактус», которую написала и проиллюстрировала Слава...

Обманутые ожидания

Во второй половине ноября в украинский прокат вышли фильмы двух видных европейских...

Дизайнеры на куски

1-го и 2 декабря в Днепре намечено масштабное событие в мире моды — шестой сезон Dnipro...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка