Древо в жизни

№22v(750) 12 — 18 июня 2015 г. 12 Июня 2015 3

В мае 1990-го презентовали персональную выставку графики маститого американского художника украинского происхождения Якова Гнездовского. Впервые на его родине серию работ тогда демонстрировали в трех музеях: в Киеве, Львове, Тернополе.

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №1

    Любимая флора: колючки и резные листья

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №2

    29 мая в залах Национального художественного музея столицы любителям большого искусства презентовали выставку, приуроченную уже к 100-летнему юбилею Якова Гнездовского. В ее наполнении участвовали несколько музеев, частные коллекционеры, Украинский католический университет, научная библиотека Киево-Могилянской академии, посольство США в Украине

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №3

    Женский взгляд на мужское творчество

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №4

    Любимая флора: колючки и резные листья

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №5

    29 мая в залах Национального художественного музея столицы любителям большого искусства презентовали выставку, приуроченную уже к 100-летнему юбилею Якова Гнездовского. В ее наполнении участвовали несколько музеев, частные коллекционеры, Украинский католический университет, научная библиотека Киево-Могилянской академии, посольство США в Украине

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №6

    Талант и поклонники с глазу на глаз

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №7

    Телефонные будки. 1972 г.

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №8

    29 мая в залах Национального художественного музея столицы любителям большого искусства презентовали выставку, приуроченную уже к 100-летнему юбилею Якова Гнездовского. В ее наполнении участвовали несколько музеев, частные коллекционеры, Украинский католический университет, научная библиотека Киево-Могилянской академии, посольство США в Украине

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №9

    Ягнята. 1978 г. Цветной линорит

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №10

    Экслибрисы из коллекции Романа Ференцевича

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №11

    Орел. 1968 г.

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №12

    29 мая в залах Национального художественного музея столицы любителям большого искусства презентовали выставку, приуроченную уже к 100-летнему юбилею Якова Гнездовского. В ее наполнении участвовали несколько музеев, частные коллекционеры, Украинский католический университет, научная библиотека Киево-Могилянской академии, посольство США в Украине

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Древо жизни

    Древо жизни, фото №13

    В экспозиции представлены не только гравюры, но и книги, оформленные художником

    //Катерина ЛАЩИКОВА

К тому времени минуло пять лет со дня смерти автора, но ажиотаж это художественное открытие произвело немалый. Тогда лишь единицы знали, какой талант все это время творил и процветал за границей. Откровенно говоря, Гнездовский был едва ли не самым крупным и титулованным графиком из числа украинцев, обретших новую родину в Америке.

Благодаря вдове мэтра — Стефании Гнездовской, которая и привезла графическую серию, Украина познакомилась с творчеством соотечественника ближе.

К слову, те работы пани Стефания распределила и подарила музеям, где они экспонировались. Впоследствии, посетив малую родину мужа — село Пилипче (Тернопольская обл.), она подарила личные вещи, оригиналы работ, документы, фотографии, которые стали основой мемориального музея, посвященного именитому земляку.

29 мая в залах Национального художественного музея столицы любителям большого искусства презентовали выставку, приуроченную уже к 100-летнему юбилею Якова Гнездовского. В ее наполнении участвовали несколько музеев, частные коллекционеры, Украинский католический университет, научная библиотека Киево-Могилянской академии, посольство США в Украине.

Среди собирателей произведений искусства, увлеченных работами Гнездовского, можно было увидеть имена знакомые, к примеру Павла Гудимова, галериста и куратора центров современного искусства, музыканта, и супружеской четы Ющенко. Пара увлекается не только старинными предметами быта, иконами, но и уникальной деревянной скульптурой, живописью и графикой.

Их вклад в эту подборку — «Папоротник» (1981 г., бумага, гравюра на дереве), «Хлорофитум» (1976, бумага, линорит — техника гравюры на линолеуме).

Разглядывая работы, а их представлено довольно много (впрочем, большинство — миниатюрного формата), любой посетитель отметит, что образы, которые вдохновляли автора, — это растения и животные. Людей здесь очень немного. Исключение составляют несколько автопортретов, изображения Александра Довженко и Дмитрия Бортнянского, картина маслом «Девочка у хаты» из раннего периода (1937—1938 гг.).

Это были годы, когда художник только начал формироваться как профессионал. В 1938 г. Яков переезжает в Варшаву, где поступает в Варшавскую академию изящных искусств. С началом Второй мировой войны уезжает доучиваться в Загреб.

О том, почему особое вдохновение он получал от растений, деревьев, садовых и комнатных цветов, овец (самый узнаваемый и растиражированный образ), художник рассказал в воспоминаниях.

У него, только что приехавшего в Нью-Йорк эмигранта, не было денег, чтобы оплатить работу моделей, а слабое владение языком не позволяло завязывать знакомства на улицах и просить чужих людей принять ту или иную позу. Поначалу он пытался исподтишка набросать эскиз рабочего, прикорнувшего на скамейке в Томпкинс-сквере на Манхэттене, бродягу, кормящего голубей, государственных мужей в костюмах от лучших портных.

Однако настороженные взгляды быстро отвратили художника от желания рисовать с натуры, не заручившись согласием.

Зато рядом с его малокомфортным жилищем и городским сквером был клондайк — зоопарк в Бронксе. Вот где можно было без всякого стеснения и спешки разглядывать его обитателей, быстро срисовывать их повадки, движения и позы. А растения? Тут было все, что было нужно для трепетной души. Даже обыкновенный ствол, корявый, с бугристой корой, не оставался без внимания художника.

Гнездовский настолько увлекался природой, что порой работникам зоосада приходилось разыскивать посетителя, потерявшего счет времени. Надо было закрывать входные ворота. Так природа, к которой он обратился вынужденно, стала главной и любимой темой в творчестве. Интересно, что после смерти местного баловня — орангутанга Энди зоопарк купил изображение животного у художника.

Основной техникой, которую Гнездовский даже, можно сказать, вернул в разряд актуальных, стала гравюра на дереве. Кумиром для него в этом жанре был немецкий художник, график Альбрехт Дюрер и его творения. Особо ярко эта увлеченность проявилась в середине 40-х годов. К этому периоду относятся этюды: «Молитва», «Голова», «Куст», «Молодой и старый». Еще одним источников вдохновения для художника была японская гравюра, в особенности жанр катё-га (картины цветов и птиц) с запечатленными журавлями, утками, зимородками и т. д.

Техника гравюры на доске или ксилография довольно кропотлива и трудоемка. Прежде чем получить исходный результат, художник на доске (автор использовал вишню, грушу, яблоню) должен вырезать изображение, на которое наносится краска и делается оттиск на бумаге.

Отметим, что именно в эти годы у художника был страшный период в жизни — он находился в лагере для перемещенных лиц близь Мюнхена. Быт этого места он запечатлел в работе «Перемещенные люди», с трехъярусными нарами на первом плане, где лежат и сидят старики, женщины, ребенок.

Как только появилась возможность, в 1949 г., он эмигрировал в Америку. Первый крупный успех автор пережил в середине 50-х, тогда состоялась премьерная выставка в США (здесь преобладала керамика, малая пластика и масляная живопись), затем повторил его уже во Франции (Париж).

С 60-х гг. прошлого века художника сопровождала мировая слава. Он пробовал себя во всем и с неизменно высоким результатом: книжная графика (среди выдающихся — «Слово о полку Игореве»), марки, реклама (плакаты, афиши), оформление церковных интерьеров — создал иконостас для храма Святой Троицы в Керхонксоне (штат Нью-Йорк), иконы, экслибрисы...

Кстати, в этом году автопортрет художника, вырезающего на дереве, поместили на реверсе юбилейной монеты из серии «Выдающиеся личности Украины». Монета номиналом 2 гривни выпущена к 100-летию мастера.

В наследии Якова Гнездовского — сотни картин, более 300 гравюр (ксилографии, офорты и линогравюры), множество работ хранится в музейных коллекциях, галереях и частных собраниях. Малую толику можно сегодня увидеть в Киеве.

Справка «2000»

Выставка произведений выдающегося автора представлена в Национальном музее Украины (Киев, ул. Грушевского, 6, namu.kiev.ua) до 5 июля. Музей открыт в СР, ЧТ, ВС с 10.00 до 18.00 (касса закрывается на час раньше), ПТ с 12.00 до 20.00, ПН, ВТ — выходные. Входной билет 5—20 грн.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Злодейство измерили в гениях

Я впервые видела в оперном спектакле, что еда на столе не бутафорская, а, надо думать,...

Интернационал из Парижа

Четыре из пяти фильмов французского фестиваля сняли именитые режиссеры

Как корейские дорамы захватили мир

По некоторым оценкам, сегодня в поп-культуру Сеул вкладывает около миллиарда долларов...

Классика без избранных

Ткни пальцем в эстрадные хиты постсоветского пространства — непременно попадешь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка