Двенадцать друзей Бушелагема

20 Сентября 2016 4.8

Браим Бушелагем в спектакле «Давай, давай» // ФОТО ВАСИЛИЙ ЛОСКУТОВ

Этот статусный французский хореограф, гуру хип-хопа, кажется все делает вопреки трафаретному алгоритму создания балетного спектакля. Мы-то как привыкли: есть музыка, хореограф берется осуществить на ее основе задуманное, начинаются репетиции и публику приглашают оценить готовый продукт. В случае же с Браимом Бушелагемом такая схема не срабатывает.

Он уже выбрал 12 молодых украинских танцоров, мастеров своего дела, победителей отечественных и международных танцевальных брейк-батлов, которые станут звездами его проекта. Интересно, что их стиль – уличный и никогда прежде они не танцевали авторский балет, пусть и современный, тем более на большой сцене. Уже вовсю идут репетиции шоу, а музыки нет. Хореографу все никак не удавалось отыскать автора, который смог бы придумать созвучную постановке композицию, подключившись к творческому процессу. Но благодаря одному треку, услышанному в интернете, композитор был найден. И к удивлению Браима Бушелагема он оказался киевлянином.

Так сошлись все составляющие для будущего проекта, который обещает стать увлекательным экспериментом для столичного театра и отечественной публики. Рабочее название совместной франко-украинской постановки в стиле хип-хоп пока звучит так: «Игра начинается».

К слову, заглавие это возникло по ходу совместной пресс-конференции, организованной 14 сентября Французским институтом в Украине, в которой помимо хореографа участвовали Паскаль Сливански, советник по вопросам культуры и сотрудничества Посольства Франции в Украине, Богдан Струтинский, худрук Киевского национального академического театра оперетты и ребята – солисты проекта.

Секрет фирмы

Премьера этого балета в Киеве ожидается в начале февраля. Потом спектакль поедет в турне. Сначала по Украине, а затем будет показан во Франции и ряде других европейских стран. Сцену для дебюта предоставит Национальная оперетта. Впрочем, если кого-то и смутит подобный «конгломерат» – академические стены и балет, движения которого уводят нас не в классическую хореографию «от станка», а в дворовую молодежную культуру, сомнения стоит развеять.

На своей родине – Франции и в Европе в том числе Браим Бушелагем считается хореографом авторитетным. В прошлом он был хип-хопером самоучкой, но благодаря таланту, страстному желанию дать этому стилю более широкое пространство для творческого маневра, заставил многих людей увлечься его идеями.

Так, постепенно хип-хоп в его изложении перешел в новую стадию – театральную, а это совсем другой зритель, которому еще нужно привыкать к непривычной пластике. Но, похоже, месье Бушелагем был убедителен.

Со временем его пригласили в танцевальную кампанию, где в качестве солиста он исполнил главные партии в модерных постановках. Потом стал попробовал себя как хореограф-постановщик. Большую работу – спектакль «Зарбат» Бушелагем представил в 2004 году, а три года спустя на базе Национального хореографического центра Рубе Нор-Па-де-Кале, что на севере Франции, неподалеку от Лилля, создал свою танцевальную кампанию с таким же названием.

На Украине этот танцовщик не впервые, бывал здесь в качестве исполнителя и хореографа. Он вообще активно участвуют в фестивалях современного танца в соседних с нами странах. Там-то его творчество было замечено даже на национальном уровне.

В 2011 г. имя Браима Бушелагема значилось в двух номинациях престижной российской премии «Золотая маска» — «лучший хореограф» и «лучший спектакль». Постановку «Давай, давай» он сделал с молодыми питерскими ребятами, такими же как его нынешняя киевская команда – победителями различных конкурсов и фестов — танцорами из группы «Топ 9». Для них эта совместная работа также стала опытом, открывшим новые грани танца.

Так что в этой связи можно говорить, что француз Бушелагем прибегает к своему уже проверенному фирменному рецепту – молодые танцоры, которые почти с нуля осваивают новую для них хореографию сценических па. Все это замешано на музыке, близкой духу и приятной слуху современных жителей больших городов, будь это во Франции, Великобритании или Украине. Создавая подобный творческий винегрет из разных ингредиентов, он пытается сотворить из рядового, на первый взгляд, блюда высокую авторскую кухню. О чем свидетельствуют, во-первых, сцена Национальной оперетты, во-вторых, последующие подмостки, в большей степени привыкшие к академичности.

Кадры на стыке

Раз уж я упомянула киевскую оперетту, нужно сказать, что этот театр отличает значительная креативность, она в частности, проявляется в том, чтобы привлекать к сотрудничеству молодые кадры. Так совсем недавно здесь состоялся открытый конкурс-лаборатория Musical Art Project, который позволил режиссерам попробовать свои силы в постановках с участием артистов труппы. Две из них – «Телефон, или Любовь втроем» Джан Карло Менотти (реж. Юлия Журавкова) и комедия-гротеск «Бастьен и Бастьена» Моцарта (реж. Максим Булгаков) в следующем сезоне увидят зрители театра оперетты. Спектакли даже войдут в репертуар.

Возвращаясь к балетному шоу «Игра начинается», отмечу, что его сюжетная линия построена на игре, хореографии и кинематографичности за счет символичной раскадровки. На квадрате размером восемь на восемь каждый участник расскажет свою историю, вплетенную в один фильм жизни.

Браим Бушелагем признался, что для реализации сценария он задумывал большее количество танцоров. Но понимая и принимая финансовую сторону вопроса – ведь это спектакль, которому предстоят зарубежные гастроли, что затратно, он остановился на дюжине.

Ему нужны были профессионалы хип-хопа, однако двенадцати мастерам, которые отдаются своей страсти уже кто лет десять, а кто и пятнадцать, пришлось забыть о своих титулах и заслугах в стиле, чтобы следовать логике постановочной хореографии.

—Я так поняла, что немаловажная черта ваших представлений — это вдохновение, импровизация, которые сосуществуют в строгих рамках постановки. Что вас воодушевило на сей раз? — интересуюсь у хореографа.

—Можно сказать, что я черпаю вдохновение непосредственно от танцоров. Каждый из них — индивидуальность, каждый обладает своим стилем и техникой. Конечно, у меня изначально есть определенное видение спектакля, но его участники тоже являются той силой, которая формирует эту картину.

Мы планируем использовать видеопроекцию как видеодеокорацию, чтобы придать большую динамику постановке. Это похоже на фильм, когда картинки проецируются, сменяются и танцоры двигаются, как бы «накладываясь» на эти кадры. Получается своего рода хореографически-визуальный перформанс.

— Браим, у меня сложилось впечатление, что в творческом плане вы человек, если можно так сказать, авантюрный. И подготовка к новому балету – репетиции без музыки подтверждают наблюдение. Не хотелось бы вам поработать с солистами классической балетной труппы, например. Можно представить, какой заряд стресса получили бы обе стороны. Но результат, образно говоря, хип-хопа на пуантах, дорогого бы стоил.

— Знаете, я бы и вправду очень хотел поработать с классическими танцорами. Если бы здесь, в Украине, представилась такая возможность, непременно бы это сделал. С огромным удовольствием. Я ведь в основном работаю в направлении хип-хоп, меня приглашают осуществлять постановки именно в этом стиле по всему миру.

Просто никто не знает, что я хочу поработать с балетными танцорами. У них своя техника, у брейкеров – другая, но в обоих случаях они владеют искусством танца. Своей пластикой мы можем придать энергетику, интересную окраску классике, но с другой стороны балетные солисты не могут танцевать брейк. Меня как раз и интересует то, что на стыке жанров.

После разговора с хореографом я подумала, что его идея микса классики и хип-хопа, в сущности вполне осуществима. И как раз в нашей стране. Интерес публики к авангардным решениям на сцене не угасает, а театры, как видим, заинтересованность зрителя в новаторстве готовы поддержать. Так что не ровен час, мы станем свидетелями рождения новой хореографии. Той, что находится на границе жанров.

Русский, Могучий, Козловский...

«Золотая маска»-2017: Жолдак в 4015-м, одесские плеяды, пост-Чехов и Островский в...

Людмила Губианури: «В трудное время я открываю Чехова...

Людмила Губианури рассказала «2000», что с детства воспринимает библиотеку как...

Как это батально

«Они выбирали меня снова и снова...И я... пела самые изысканные арии... голой на стуле......

Пейзаж без человека

С нынешнего четверга Терренс Малик показывает украинским синефилам электронную...

Краса писаная

90—60—90 — это не параметры идеальной женской фигуры, а яйцо ко Христову дню

Загрузка...

На любви поставили Тоску

Ее голос — необъятной мощи и такого спектра оттенков, что впору использовать для их...

Пятнадцать плюс-минус одна

27 марта в Международный день театра состоялось награждение лауреатов 25 сезона...

«Мой идеальный дом — это библиотека»

Композитор Виктория Полевая рассказала «2000», что до сих пор хранит свои...

Скорбное предчувствие

В прошлую пятницу в столичном Дворце культуры КПИ состоялась премьера проекта...

Киев: от Днепра до самых до окраин

Назвать точное количество работ с изображением столичного пейзажа, что хранятся в...

Трудно быть Кабачком

Многотонная машина с готовностью вторит человеку: обнимает и отталкивает опасными...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка