Эгле Будвитите: в искусстве не должно быть цензуры

19 Мая 2016 0

Молодая художница из Литвы Эгле Будвитите — мастер перфомансов. В своем творчестве она объединяет разные направления, такие как музыка, танец, видео-арт и архитектура. В Украину художница приехала, чтобы представить одну из своих лучших работ — «Хореография для бегущих мужчин».  Эгле рассказала Уикенду о сложностях создания перформансов, почему ее не огорчает, что такое искусство недолговечно, и какой главный недостаток современного творчества.

— Украинцы мало знают о вас и вашем творчестве. Когда решили стать художницей?

— Ничего странного, что обо мне тут мало кто слышал, ведь сейчас много художников работает в стиле современного искусства, всех не запомнить. Художницей я хотела стать еще в подростковом возрасте.

— Какие темы выбираете для творчества и почему?

—Меня больше всего интересует выражение эмоций и чувств с помощью жестикуляций и движения тела в пространстве. Еще мне нравится тема гендерных стереотипов.

— Расскажите о вашем первом перформансе.

— Сейчас я не считаю мой первый перформанс очень интересным. С опытом пересматриваешь свое отношение к тому, что делала раньше. Вторая работа была лучше — лучше расскажу о ней. Это «Хореография для бегущих мужчин». Все началось с Международной выставки «Балтийская трояна» в Вильнюсе, куда меня пригласили организаторы. Девять мужчин, некоторые в военной форме, бежали по городу. Особенность в том, что их жестикуляция была слегка женственной. Я тщательно отбирала актеров, нужны были подкачанные ребята с короткой стрижкой. Их внешность должна была кардинально отличаться от их действий. Я опасалась того, как люди отнесутся к перформансу. На тот момент в Вильнюсе было много вспышек неофашизма, поэтому в моей работе могли увидеть совсем другой смысл.

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №1

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №2

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №3

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №4

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №5

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №6

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №7

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №8

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №9

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №10

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №11

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №12

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №13

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №14

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №15

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №16

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №17

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №18

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №19

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №20

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №21

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №22

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №23

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №24

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №25

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №26

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №27

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №28

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №29

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №30

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №31

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №32

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №33

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №34

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №35

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №36

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №37

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №38

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №39

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №40

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №41

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №42

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите /Egle Budvytyte, фото №43

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

Фото 1 из 43

— Вы всегда в актеры набираете простых людей, а не профессионалов? Почему не проще нанять уже готовую группу танцоров?

— Все зависит от замысла. С танцорами работать намного проще, бывает, что я выбираю только профессионалов. Но задумка «Хореографии для бегущих мужчин» в том, чтобы участвовали обычные парни.

— Почему Вы представляете в Киеве именно  «Хореографию для бегущих мужчин»?

— Кураторы выставки попросили, чтобы я представила именно этот перформанс.

— Сколько времени уходит на подготовку перформанса? С какими сложностями приходится столкнуться?

— Подготовка занимает много времени. Сложность заключается в поиске подходящего места для перформанса. Обычно я стараюсь выбирать места с недорогой арендой. После этого долго подбираю людей. К счастью, есть знакомые, готовые помочь с этим.

— Вы работаете одна или у вас есть своя команда?

— Идеи разрабатываю сама. Иногда обращаюсь к танцорам, чтобы вместе создать какие-то движения для постановок.  Если перформанс проходит в другой стране, мне помогают с организацией кураторы проекта.

— В каких странах уже побывали ваши работы?

— Сначала в Нидерландах, потом в Бельгии. Были выставки в Австралии, скандинавских странах, США. И естественно, на родине, в Литве, и в Латвии. Сейчас с этим намного проще, ведь необязательно мое присутствие, достаточно списаться и направить свои работы.

— Какой из Ваших перформансов вы считаете самым удачным?

— Не могу сказать, какой лучше, а какой хуже, ведь я часть этих работ. У каждого есть положительные и отрицательные стороны. Но если судить по отзывам зрителей, то самый удачный — «Хореография для бегущих мужчин».

— Часто сталкиваетесь с непониманием и критикой вашего творчества? 

— Меня нечасто критикуют, напрямую не приходилось выслушивать. Но иногда, когда перформанс происходит в общественном месте, от прохожих слышу разные мнения. Даже было что-то вроде «о, шизики бегут». Сначала людей привлекают необычные движения актеров, потом они останавливаются, чтобы посмотреть, и, возможно, находят в моих работах что-то интересное для себя.

— Что вас вдохновляет? Откуда черпаете идеи?

— У меня много источников вдохновения. Все идеи беру из повседневной жизни. Это могут быть картины, книги и даже преподаватель по йоге.

— Кто ваш кумир в творчестве?

— Мне нравится знаменитый режиссер, композитор и писатель Алехандро Ходоровски. В хореографии мой кумир — Мег Стюарт.

— Что Вы думаете о современном искусстве?

— Мне кажется, что оно существенно отличается от форматов предыдущих столетий. Искусство постоянно развивается, совмещает разлные форматы, например, танец, музыку, видео-арт. Единственный недостаток в том, что его понимают только те люди, которые в нем участвуют.

— Картины могут жить очень долго. А вот инсталляции и перформанс быстро разбираются и забываются. Считаете ли вы минусом то, что современное искусство редко можно увековечить, оставить для потомков?

— Я не считаю это проблемой. Перфоманс актуален для своего времени. Не думаю, что общество в будущем сможет воспринимать его так, как сейчас мы. Вот у классического искусства тоже была совсем другая аудитория со своей логикой.

— Должны ли быть «границы» у искусства, темы, которые нельзя использовать для творчества?

— Ограничений быть не должно. Может показаться, что современное искусство слишком откровенно. Иногда работы изображают жизнь с отрицательной стороны, но это помогает лучше понять ее. У людей должна быть возможность без цензуры изучать понравившуюся им тему.

— Что сейчас важнее для искусства: умение красиво рисовать или смысл, вложенный в работу?

— Форма и содержание взаимосвязанны. С помощью первого можно реализовать второе. Бывает, что творения художников получаются не совсем удачные, но даже такие, пусть не привлекательные эстетически, имеют право на существование в современном искусстве. Ведь эстетика может быть не только в красоте, но и в уродстве. Все зависит от того, что хотел сказать художник.

— Часто смысл работы творца понятен не сразу. Зрителям приходится додумывать что-то самим. Некоторые художники, пользуясь этим, подсовывают зрителям «пустышку» без смысла, чтобы они сами увидели что-то в творении автора. Насколько это честно?  Должно ли быть место такому творчеству в современном искусстве?

— Сложно говорить обобщенно. Вот про какую-то конкретную работу было бы проще. Мне попадались такие творения, но мое мнение или других — субъективно. Есть различные уровни восприятия — то, что понимают одни, для других может не иметь смысла. У людей, знакомых с современным искусством,  больше шансов расшифровать задумку автора.

— Над чем сейчас работаете?

— Над новым перформансом, в нем задействована группа людей, которые будут двигаться в помещении музея. Изюминка в том, что никто не поднимет головы с пола, как будто они возносят молитву.

— Какая ваша творческая цель? Чего хотите достигнуть в жизни? 

— У меня нет цели. Я просто исследователь, который изучает жизнь. Хочу, чтобы мои задумки и идеи повлияли на общество. Есть ряд тем, над которыми я буду работать в надежде на то, что они интересны людям.

Перформанс состоялся 18 мая в 19:00 возле Национального художественного музея в рамках проекта «Идентичность. За занавесом неопределенности».

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка