Голодные игры. Грузия—Украина: чья ничья?

№43–44(750) 27 ноября — 3 декабря 2015 г. 25 Ноября 2015 4.5

Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне

Другую жизнь и берег дальный...
А. С. Пушкин

Настоящий подарок получили к новому празднику Достоинства и Свободы украинские киноманы — повод задуматься о том, что на самом деле означают упомянутые в титуле праздника понятия. С 21-го по 28 ноября в столичном киноцентре «Киев» проходит XI фестиваль раритетного по нынешним временам «нового грузинского кино». Итак, грузинский фон для сравнений подан, осталось только сделать выводы.

Тамошнее «новое кино», видимо, настолько редкостно даже у себя на родине, что в привезенной в Киев программе из семи картин только пять работ были новыми. Две позиции были отданы хорошо известным шедеврам советской грузинской кинематографии. Это «Лурджа Магдани» (1955) Резо Чхеидзе и Тенгиза Абуладзе и «Мелодии Верийского квартала» (1973) Джорджа (именно так в программе поименован бывший Георгий) Шенгелия. Симптоматичная деталь: после отложенной идеи переименовать всю Грузию на западный манер — в Джорджию — очевидно, возникла практика переименования подобным же образом отдельных граждан.

Секрет грузинской грусти

Так изначально на фестивале был задан сравнительный ракурс для просмотров «нового кино» Грузии. О своих выводах скажу сразу: самые светлые и жизнерадостные впечатления связаны с известными советскими работами, а все новые фильмы о новой Грузии полны тоски и беспросветности.

А во-вторых, эдакий сравнительный подход привел к парадоксальным умозаключениям: грузинское кино советской эпохи было не только более оптимистичным, но и более колоритным в национальном смысле, чем нынешнее кино Грузии, где мало самобытных поисков и царят «среднеевропейские» клише. Судя по «новому» кино, сегодня Грузия более похожа не на себя прежнюю советских времен, а на... Украину сегодняшнюю. Так за что же боролись наши и «ваши» национал-патриоты на «майданах»?!

И упрекать в том некого, ибо очевидно, что большинство грузинских киноавторов, как и отборщики-составители всей программы, просто старались представить свое отечество на экране граждански честно, многогранно и логично. И получилось так, как оно и есть на самом деле. Да, жизнь в Грузии трудна, приходится ловчить и выкручиваться, а попасть в тюрьму — плевое дело. Да, были и не закончены внутренние войны, но надо бы оставаться людьми прежде всего. Да, скудно и архаично житье-бытье в сельской глубинке, но величавая краса гор и мудрость традиций искупают все. Все ли?

В долгах, как в шелках

Открылась программа фильмом «Кредитный лимит» дебютантки Нуцы Алекси-Месхишвили. Это своего рода психологичная публицистика, повествующая о нон-стоп долговой кабале, в которой очутились тбилисцы из среднего класса. В центре действия — владелица небольшой и неуспешной закусочной Нина (Нино Касрадзе). Молодая еще женщина крутится, как белка в колесе, чтобы расплатиться с долгами и сохранить более-менее приличный образ жизни для всей семьи. А также соблюсти родственные и дружеские ритуалы, что, учитывая известные особенности грузинской натуры, вовсе немаловажно. Даже если речь идет всего лишь о пустой видимости благополучия перед друзьями и соседями.

Прекрасная образная деталь. Чтобы скрасить ожидание, гостья просит у хозяйки рюмочку вишневого ликера из роскошного домашнего бара. Но оказывается, что все это — бутафория — фирменные бутылки, наполненные чаем и разбавленным кофе. А первоначальное содержимое выпито давным-давно, еще в молодости... Действительно, похоже, что новое кино Грузии представляет страну и человека, которые уже отвеселили свое. Осталось лишь горькое послевкусие.

«Кредитный лимит» более двух часов показывает отчаянный бег героини в поисках денег. Чтобы отдать долги и взять новые. И все равно все заканчивается полным банкротством, полицейским обыском и описью всего имущества.

Вам это ничего не напоминает из украинских реалий? Значит, вы не патриот. А вот автор этих строк весь фильм только про премьера Яценюка и думал. Ведь, кроме жизни с протянутой рукой, на экране нет ровным счетом ни-че-го. Такое вот кино, завершающееся и вовсе уж сухими финальными титрами, сообщающими, что в Грузии за 2009—2013 гг., кажется, около 14% владельцев недвижимости лишились ее по суду.

Не зарекайтесь!

юбовь за решеткой. Мари Кития — новорожденная звезда нового грузинского кино в «Невестах» Тини Каджришвили

Логически дальнейший («после обыска») этап судьбы современной грузинки как бы дан в «Невестах» Тины Каджришвили — история брака за решеткой. Украинцам, переживающим на своей земле грузинские уроки «европеизации» по Михаилу Саакашвили, будет полезно узнать, в частности, то, что тогдашний президент Грузии ввел так называемый нулевой уровень терпимости к правонарушениям. Согласно чему за хищение велосипеда можно было получить 14 лет заключения, а за употребление наркотиков — 6 лет.

Второй вариант — это именно то, что случилось в реальности с мужем постановщицы «Невест», Тины Каджришвили. Так что эта киноистория была выстрадана лично автором-режиссером.

Чтобы вообще иметь право на свидания, заключенным, состоящим в гражданском браке, надо оформить отношения, а сами контакты супругов при том жестко дозированы и, понятно, будут проходить строго под надзором тюремщиков.

А какова была жизнь в тюрьме времен президента Саакашвили — это можно узнать по фильму «Беспредел» Арчила Кавтарадзе, который опять же на собственном опыте испытал это. Правда, «Беспредел» в программе нынешних дней грузинского кино не значится, но «2000» о фильме уже писали (см. выпуск газеты за 11.07.2013).

Так что слухи о благотворности правовых реформ в Грузии во время оно явно сильно преувеличены. Что надо бы в наши дни учесть и Украине в ее «цивилизационных» европорывах. Тем более что Михаил Саакашвили — вот он здесь — наш нынешний земляк и доверенное лицо послемайданной власти.

Дети гор и АТО

Беспризорники гражданской войны. «Другой берег» Георгия Овашвили

Еще одна параллель между современными грузинскими и украинскими реалиями и фильмами — долговременное присутствие в их современной общественной жизни элементов гражданской войны. В программе фестиваля об этом просто вопиет фильм «Другой берег» (2009) Георгия Овашвили.

Здесь 12-летний косоглазый парнишка Тедо (Тедо Бекаури) в Тбилиси ведет жизнь бродяжки и воришки, а его мать и вовсе подрабатывает проституцией. И Тедо пускается в путь на поиски отца в Абхазию, т. е. практически через линию гражданского противостояния. Слухи о зверствах абхазов и впрямь неприветливость бывших сограждан «на другом берегу» — как это все знакомо теперь украинцу!

Однако при всех политических пертурбациях, слава богу, и у грузина, и у украинца есть шанс занять некую позицию над схваткой — уйти в горы или в море, зажить жизнью тамошних простых людей, ощутить себя внутри природы и т. п.

Такой взгляд со стороны в «новом кино» Грузии представлен в фильме «За тридевять земель» (2014) Левана Тутберидзе... В горное село вместе с грузинским бойфрендом приезжает настоящая англичанка Эмми (Кристалл Беннет). Ах, какая мелочь, эти бытовые неудобства! Зато местные жители готовы ежевечерне гулять с песнями, плясками и шашлыками. И главное — легко открывают душу перед рыжеволосой посланницей Альбиона.

Впрочем, как убеждается гостья, искренности и душевности тоже не помешали бы некие пределы. В финале местный абрек — угрюмый бородатый отшельник по прозвищу «сын вдовы» — запросто насилует Эмми, чем блистательно доводит до абсолюта ее желание преодолеть лондонский сплин через максимальное слияние с первозданной грузинской натурой. Финал — «абрек» уходит в ночные горы, на ходу тщательно застегивая брюки. А Эмми с бойфрендом уезжают к месту своего постоянного проживания. Жизненные или политические выводы неочевидны. Такое вот кино на границе Сакартвело с Западной Европой.

Осталось лишь сказать, что перед открытием смотра в холле кинотеатра «Киев» зажигательно пели и плясали фольклорные ансамбли. Киевляне с явной симпатией вслушивались и всматривались в эти археологические остатки былой дружбы наших народов. Потом все украинские наследники «достижений» «еврореволюции» пошли смотреть вышеописанное кино про вполне аналогичное наследие «грузинской «революции роз». И было ясно как божий день, что у Грузии и Украины по линии майданов, восстаний и гражданских войн полный паритет. Боевая ничья, так сказать. Но радости оттого с обеих сторон никакой.

Общая мизансцена

Веселое и доброе грузинское кино далеко в прошлом? Кахи Кавсадзе и Алиса Фрейндлих в «Мелодиях Верийского квартала»

На церемонии открытия фестиваля в просторном холле кинотеатра «Киев» звучало чудесное многоголосие грузинского фольклорного ансамбля и плясали взрослые и детки. И, надо сказать, внимание и симпатии киевской публики к подзабытому грузинскому искусству были максимальными.

Видать, и впрямь старая любовь не ржавеет: «Мещен миквархар, Сакартвело!» («Я люблю тебя, Грузия!»), — вспоминались «сувенирные» слова из прежней жизни, вывезенные некогда из того благословенного края.

Но вот началось обещанное новое кино новой Грузии, и лирико-ностальгическая аура мигом улетучилась. Совсем другая страна и иная жизнь возникли на экране.

...Между тем в полукилометре от «Киева», на майдане, по случаю праздника Достоинства и Свободы уже гудело вече, требуя нового майдана, который упразднил бы все пагубные последствия всех предыдущих. И народные витии-парламентарии с гениальной простотой — всего одним легким движением рук или ног — наглядно показывали досточтимой публике, что именно здесь превозносится в качестве Достоинства и Свободы.

И по всему стольному Киеву шел в прокате новый американский блокбастер «Голодные игры. Сойка-пересмешница», который все эти эпизоды объединял в фантасмагоричное действо «голодных игр» современности. Как это было в сюжете «Сойки», где в некоем воображаемом будущем какая-то мощная страна посредством гигантских шоу-войн и шоу-восстания стала управлять голодными массами и с их помощью захватила глобальную и даже инфернальную власть. И все равно были массы новых «голодных», и они снова восставали. Но тот гиперистеблишмент и новых повстанцев против прежних революций все равно умудрялся ставить себе на службу. И так было испокон веков.

P.S. Как театр начинется с вешалки, так и всякий кинофестиваль — с его программы. Смотрим распорядок показов «нового грузинского кино». Программы, которая в этом месяце должна пройти по всей Украине минус, естественно, ее воюющие регионы. Фильмы поедут во Львов (22—23 ноября), Харьков (25—26), Херсон (23—24), Полтаву (26), Днепропетровск (27—28), Ровно (28—29)... А вот Одессы — колыбели украинского кино и символа максимально тесного украинско-грузинского сближения в наши дни — в этом списке почему-то нет. Задание «на дом»: догадайтесь, почему?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Трудно быть Кабачком

Многотонная машина с готовностью вторит человеку: обнимает и отталкивает опасными...

Виктория Булитко: «Над «Муму» я рыдала огромными...

Одна из самых обаятельных комедийных актрис Украины чистосердечно признается в том,...

Кино. Трехминутная готовность

Пока чиновники от киноиндустрии размышляют над тем, как сделать кинематограф...

Горький урожай зрительских симпатий

Чтобы зацепить зрителя, нужно нечто большее, чем желание иностранцев показать нам,...

«Тихое» кино для мам

На «тихие» сеансы мам с младенцами приглашает кинотеатр «Жовтень» (ул....

Фабрика слез

Если вы любите душещипательное индийское кино, если в былые годы не пропускали...

В тембре вальса

Сидишь в кинотеатре, слушаешь себя и думаешь: здесь могла бы и лучше сказать, а вот тут...

Я художник, я так вижу!

Сотни школ, курсов и мастер-классов способны обучить базовым навыкам живописи любого...

Кодай нации

Основной постулат методики Золтана Кодая — чтение нот каждым школьником —...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка