Голодные игры. Грузия—Украина: чья ничья?

№43–44(750) 27 ноября — 3 декабря 2015 г. 25 Ноября 2015 4.5

Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне

Другую жизнь и берег дальный...
А. С. Пушкин

Настоящий подарок получили к новому празднику Достоинства и Свободы украинские киноманы — повод задуматься о том, что на самом деле означают упомянутые в титуле праздника понятия. С 21-го по 28 ноября в столичном киноцентре «Киев» проходит XI фестиваль раритетного по нынешним временам «нового грузинского кино». Итак, грузинский фон для сравнений подан, осталось только сделать выводы.

Тамошнее «новое кино», видимо, настолько редкостно даже у себя на родине, что в привезенной в Киев программе из семи картин только пять работ были новыми. Две позиции были отданы хорошо известным шедеврам советской грузинской кинематографии. Это «Лурджа Магдани» (1955) Резо Чхеидзе и Тенгиза Абуладзе и «Мелодии Верийского квартала» (1973) Джорджа (именно так в программе поименован бывший Георгий) Шенгелия. Симптоматичная деталь: после отложенной идеи переименовать всю Грузию на западный манер — в Джорджию — очевидно, возникла практика переименования подобным же образом отдельных граждан.

Секрет грузинской грусти

Так изначально на фестивале был задан сравнительный ракурс для просмотров «нового кино» Грузии. О своих выводах скажу сразу: самые светлые и жизнерадостные впечатления связаны с известными советскими работами, а все новые фильмы о новой Грузии полны тоски и беспросветности.

А во-вторых, эдакий сравнительный подход привел к парадоксальным умозаключениям: грузинское кино советской эпохи было не только более оптимистичным, но и более колоритным в национальном смысле, чем нынешнее кино Грузии, где мало самобытных поисков и царят «среднеевропейские» клише. Судя по «новому» кино, сегодня Грузия более похожа не на себя прежнюю советских времен, а на... Украину сегодняшнюю. Так за что же боролись наши и «ваши» национал-патриоты на «майданах»?!

И упрекать в том некого, ибо очевидно, что большинство грузинских киноавторов, как и отборщики-составители всей программы, просто старались представить свое отечество на экране граждански честно, многогранно и логично. И получилось так, как оно и есть на самом деле. Да, жизнь в Грузии трудна, приходится ловчить и выкручиваться, а попасть в тюрьму — плевое дело. Да, были и не закончены внутренние войны, но надо бы оставаться людьми прежде всего. Да, скудно и архаично житье-бытье в сельской глубинке, но величавая краса гор и мудрость традиций искупают все. Все ли?

В долгах, как в шелках

Открылась программа фильмом «Кредитный лимит» дебютантки Нуцы Алекси-Месхишвили. Это своего рода психологичная публицистика, повествующая о нон-стоп долговой кабале, в которой очутились тбилисцы из среднего класса. В центре действия — владелица небольшой и неуспешной закусочной Нина (Нино Касрадзе). Молодая еще женщина крутится, как белка в колесе, чтобы расплатиться с долгами и сохранить более-менее приличный образ жизни для всей семьи. А также соблюсти родственные и дружеские ритуалы, что, учитывая известные особенности грузинской натуры, вовсе немаловажно. Даже если речь идет всего лишь о пустой видимости благополучия перед друзьями и соседями.

Прекрасная образная деталь. Чтобы скрасить ожидание, гостья просит у хозяйки рюмочку вишневого ликера из роскошного домашнего бара. Но оказывается, что все это — бутафория — фирменные бутылки, наполненные чаем и разбавленным кофе. А первоначальное содержимое выпито давным-давно, еще в молодости... Действительно, похоже, что новое кино Грузии представляет страну и человека, которые уже отвеселили свое. Осталось лишь горькое послевкусие.

«Кредитный лимит» более двух часов показывает отчаянный бег героини в поисках денег. Чтобы отдать долги и взять новые. И все равно все заканчивается полным банкротством, полицейским обыском и описью всего имущества.

Вам это ничего не напоминает из украинских реалий? Значит, вы не патриот. А вот автор этих строк весь фильм только про премьера Яценюка и думал. Ведь, кроме жизни с протянутой рукой, на экране нет ровным счетом ни-че-го. Такое вот кино, завершающееся и вовсе уж сухими финальными титрами, сообщающими, что в Грузии за 2009—2013 гг., кажется, около 14% владельцев недвижимости лишились ее по суду.

Не зарекайтесь!

юбовь за решеткой. Мари Кития — новорожденная звезда нового грузинского кино в «Невестах» Тини Каджришвили

Логически дальнейший («после обыска») этап судьбы современной грузинки как бы дан в «Невестах» Тины Каджришвили — история брака за решеткой. Украинцам, переживающим на своей земле грузинские уроки «европеизации» по Михаилу Саакашвили, будет полезно узнать, в частности, то, что тогдашний президент Грузии ввел так называемый нулевой уровень терпимости к правонарушениям. Согласно чему за хищение велосипеда можно было получить 14 лет заключения, а за употребление наркотиков — 6 лет.

Второй вариант — это именно то, что случилось в реальности с мужем постановщицы «Невест», Тины Каджришвили. Так что эта киноистория была выстрадана лично автором-режиссером.

Чтобы вообще иметь право на свидания, заключенным, состоящим в гражданском браке, надо оформить отношения, а сами контакты супругов при том жестко дозированы и, понятно, будут проходить строго под надзором тюремщиков.

А какова была жизнь в тюрьме времен президента Саакашвили — это можно узнать по фильму «Беспредел» Арчила Кавтарадзе, который опять же на собственном опыте испытал это. Правда, «Беспредел» в программе нынешних дней грузинского кино не значится, но «2000» о фильме уже писали (см. выпуск газеты за 11.07.2013).

Так что слухи о благотворности правовых реформ в Грузии во время оно явно сильно преувеличены. Что надо бы в наши дни учесть и Украине в ее «цивилизационных» европорывах. Тем более что Михаил Саакашвили — вот он здесь — наш нынешний земляк и доверенное лицо послемайданной власти.

Дети гор и АТО

Беспризорники гражданской войны. «Другой берег» Георгия Овашвили

Еще одна параллель между современными грузинскими и украинскими реалиями и фильмами — долговременное присутствие в их современной общественной жизни элементов гражданской войны. В программе фестиваля об этом просто вопиет фильм «Другой берег» (2009) Георгия Овашвили.

Здесь 12-летний косоглазый парнишка Тедо (Тедо Бекаури) в Тбилиси ведет жизнь бродяжки и воришки, а его мать и вовсе подрабатывает проституцией. И Тедо пускается в путь на поиски отца в Абхазию, т. е. практически через линию гражданского противостояния. Слухи о зверствах абхазов и впрямь неприветливость бывших сограждан «на другом берегу» — как это все знакомо теперь украинцу!

Однако при всех политических пертурбациях, слава богу, и у грузина, и у украинца есть шанс занять некую позицию над схваткой — уйти в горы или в море, зажить жизнью тамошних простых людей, ощутить себя внутри природы и т. п.

Такой взгляд со стороны в «новом кино» Грузии представлен в фильме «За тридевять земель» (2014) Левана Тутберидзе... В горное село вместе с грузинским бойфрендом приезжает настоящая англичанка Эмми (Кристалл Беннет). Ах, какая мелочь, эти бытовые неудобства! Зато местные жители готовы ежевечерне гулять с песнями, плясками и шашлыками. И главное — легко открывают душу перед рыжеволосой посланницей Альбиона.

Впрочем, как убеждается гостья, искренности и душевности тоже не помешали бы некие пределы. В финале местный абрек — угрюмый бородатый отшельник по прозвищу «сын вдовы» — запросто насилует Эмми, чем блистательно доводит до абсолюта ее желание преодолеть лондонский сплин через максимальное слияние с первозданной грузинской натурой. Финал — «абрек» уходит в ночные горы, на ходу тщательно застегивая брюки. А Эмми с бойфрендом уезжают к месту своего постоянного проживания. Жизненные или политические выводы неочевидны. Такое вот кино на границе Сакартвело с Западной Европой.

Осталось лишь сказать, что перед открытием смотра в холле кинотеатра «Киев» зажигательно пели и плясали фольклорные ансамбли. Киевляне с явной симпатией вслушивались и всматривались в эти археологические остатки былой дружбы наших народов. Потом все украинские наследники «достижений» «еврореволюции» пошли смотреть вышеописанное кино про вполне аналогичное наследие «грузинской «революции роз». И было ясно как божий день, что у Грузии и Украины по линии майданов, восстаний и гражданских войн полный паритет. Боевая ничья, так сказать. Но радости оттого с обеих сторон никакой.

Общая мизансцена

Веселое и доброе грузинское кино далеко в прошлом? Кахи Кавсадзе и Алиса Фрейндлих в «Мелодиях Верийского квартала»

На церемонии открытия фестиваля в просторном холле кинотеатра «Киев» звучало чудесное многоголосие грузинского фольклорного ансамбля и плясали взрослые и детки. И, надо сказать, внимание и симпатии киевской публики к подзабытому грузинскому искусству были максимальными.

Видать, и впрямь старая любовь не ржавеет: «Мещен миквархар, Сакартвело!» («Я люблю тебя, Грузия!»), — вспоминались «сувенирные» слова из прежней жизни, вывезенные некогда из того благословенного края.

Но вот началось обещанное новое кино новой Грузии, и лирико-ностальгическая аура мигом улетучилась. Совсем другая страна и иная жизнь возникли на экране.

...Между тем в полукилометре от «Киева», на майдане, по случаю праздника Достоинства и Свободы уже гудело вече, требуя нового майдана, который упразднил бы все пагубные последствия всех предыдущих. И народные витии-парламентарии с гениальной простотой — всего одним легким движением рук или ног — наглядно показывали досточтимой публике, что именно здесь превозносится в качестве Достоинства и Свободы.

И по всему стольному Киеву шел в прокате новый американский блокбастер «Голодные игры. Сойка-пересмешница», который все эти эпизоды объединял в фантасмагоричное действо «голодных игр» современности. Как это было в сюжете «Сойки», где в некоем воображаемом будущем какая-то мощная страна посредством гигантских шоу-войн и шоу-восстания стала управлять голодными массами и с их помощью захватила глобальную и даже инфернальную власть. И все равно были массы новых «голодных», и они снова восставали. Но тот гиперистеблишмент и новых повстанцев против прежних революций все равно умудрялся ставить себе на службу. И так было испокон веков.

P.S. Как театр начинется с вешалки, так и всякий кинофестиваль — с его программы. Смотрим распорядок показов «нового грузинского кино». Программы, которая в этом месяце должна пройти по всей Украине минус, естественно, ее воюющие регионы. Фильмы поедут во Львов (22—23 ноября), Харьков (25—26), Херсон (23—24), Полтаву (26), Днепропетровск (27—28), Ровно (28—29)... А вот Одессы — колыбели украинского кино и символа максимально тесного украинско-грузинского сближения в наши дни — в этом списке почему-то нет. Задание «на дом»: догадайтесь, почему?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Денис Иванов: «В детстве я решил, что читать надо...

Денис Иванов поменял отношение к чтению при помощи Михаила Булгакова и...

Тамара Антропова: «Мне хочется съесть эту жизнь здесь,...

Тамара Антропова рассказала «2000» о том, что привыкла устраиваться с книгой на...

Машина прошедшего времени

На прошлой неделе Театр на левом берегу Днепра показал публике последнюю премьеру...

Левый марш

Подборку Oscar Shorts-2017, вышедшую на прошлой неделе в украинский прокат, составили пять...

Это не как-либо что, а что-либо как

29-го и 30 июня театральный сезон завершит совершенно новое произведение — балет...

Загрузка...
Загрузка...

В Киеве открылась фотостудия Lightfield Productions — отличное...

Теперь у киевских фотографов появилась отличная возможность — в городе открылась...

Да, тюрки мы

В 2008 г. ЮНЕСКО объявило азербайджанский мугам одним из шедевров устного и...

Признак оперы

Тема привидений, да еще и в старинном замке, настолько благодатная, что ее не могли...

Оправданные ожидания

На прошлой неделе на экраны страны вышел фильм Ахтема Сейтаблаева «Чужая...

Музыкальное расширение на восток

Ошибочно думать, что в ассоциацию Opera Europa входят лишь европейские театры. Среди ее...

Трансляция Евровидения стала сигналом к началу...

Главный песенный конкурс континента завершился, и руководители Евровидения в ходе...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка