Хорошие психопатки

№26(825) 30 июня -- 6 июля 2017 г. 27 Июня 2017 5

На прошлой неделе трагикомедия Паоло Вирдзи «Как чокнутые» с Валерией Бруни-Тедески и Микаэлой Рамаццотти в главных ролях открыла в столице Неделю итальянского кино. В нынешний четверг лента о безумии, свободе, ответственности и милосердии вышла в украинский прокат.

В программу Недели итальянского кино вошли четыре картины. Документальная лента Джанфранко Рози «Море в огне», завоевавшая «Золотого медведя» Берлинале-2016, посвящена жителям острова Лампедуза, куда ежегодно направляются сотни лодок с нелегальными мигрантами из Африки и Азии. Историческая драма «Аккабадора» Энрико Пау рассказывает о сардинских женщинах, чье ремесло когда-то было аналогом тому, что сейчас принято называть эвтаназией. Фильм Паоло Дженовезе «Ты бывала на Луне?» — традиционная итальянская комедия о ментальной разнице между севером и югом страны. В Киеве, Одессе, Львове и Харькове Неделя уже завершилась, в Днепре она пройдет с 3 по 6 июля.

У четвертой ленты программы в Украине судьба особая. В том, что именно «Как чокнутые» вышла на отечественные экраны, есть очевидный резон. Во-первых, фильм Паоло Вирдзи — самый зрительский и самый звездный по актерскому составу. Во-вторых, он безусловный номер один в итальянском кино 2016 года. На счету «Чокнутых» победы в пяти номинациях главной национальной кинопремии «Давид ди Донателло», в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру. А также приз за лучшую женскую роль, присужденный Валерии Бруни-Тедески, чей вклад в успех картины трудно преувеличить.

Беатриче (Валерия Бруни-Тедески, справа), притворившись врачом, расспрашивает Донателлу (Микаэла Рамаццотти) об истории ее болезни

Две героини ленты, Беатриче и Донателла, воспользовавшись опозданием больничного автобуса, убегают из психиатрической клиники не слишком строгого режима и пускаются во все тяжкие. Заводилой выступает Беатриче (Бруни-Тедески), этакая классическая italiana vera, взбалмошная, карикатурно экспрессивная, вечно болтающая тетка, имманентному авантюризму которой в условиях лечебницы несколько тесновато. Донателла (Рамаццотти) обычно довольствуется пассивной ролью ведомой, но в критических ситуациях способна действовать решительно и куда более безумно.

Этот номер — извините за банальность, но иначе не скажешь — построен на контрастах. Беатриче — экстраверт с шизофренией, Донателла — интроверт с паранойей. Беатриче трещит без умолку, Донателла в основном помалкивает. Беатриче — манерная крашеная блондинка с выдающимися прелестями, Донателла — худощавая брюнетка в татуировках с головы до ног и с подростковыми сосками, едва прикрытыми обвисшей маечкой. Беатриче из аристократии, она привыкла к свободе и роскоши, у Донателлы мать — прислуга, а отец — музыкант в дешевых барах. В общем, для комедии парочка что надо. И не только для комедии.

Тут вот какое дело: если Беатриче поначалу просто развлекается, то у Донателлы есть заветная мечта — она хочет увидеть своего сына, с которым ее разлучили согласно постановлению суда. Разлучили не просто так, а по более чем уважительной причине, из-за которой впечатлительный зритель может содрогнуться. Тем не менее Вирдзи расставляет акценты так, что Донателла, несмотря на кошмарный бэкграунд, продолжает вызывать симпатии. Эта коллизия порождает целый ряд нравственных вопросов, ответить на которые гораздо сложнее, чем может показаться.

Представьте себе, что вы усыновили мальчика, которого в младенчестве вместе с собой пыталась убить его родная мать. Потом представьте, что несколько лет спустя эта женщина, сбежав из психиатрической лечебницы, оказывается у дверей вашего дома. Хватит ли у вас душевных сил для того, чтобы не препятствовать ее встрече с сыном? Готовы ли вы рискнуть, поставив на кон, с одной стороны, элементарную человечность, а с другой — безопасность и здоровье ребенка?

Трагикомедия нынче жанр чрезвычайно распространенный, однако, несмотря на популярность, не утративший своего коварства. Соблюсти баланс между смешным и трагическим удается далеко не всем и не всегда. Вирдзи скорее удалось, хотя его способ разрешения конфликта может показаться несколько схематичным и не вполне правдоподобным. Но, в конце концов, если в комической сюжетной линии гротеск разрешен, то почему его не может быть в драматической?

«Как чокнутые» — фильм во многом архетипический. Две женщины в машине, бегущие от жизненных обстоятельств, — это прежде всего знаменитые «Тельма и Луиза» (1991) Ридли Скотта, а также гораздо более скромный «Бензин» (2001) не слишком известного, зато итальянского режиссера Моники Стамбрини. У Вирдзи тоже две беглянки, дорогое авто и пьянящий ветер свободы, но его картина не трагедия, а трагикомедия, и в этом ее принципиальное отличие. К таким фильмам при всех их достоинствах вполне подойдет попкорн.

А еще при всем уважении к Рамаццотти это, конечно же, феерическое сольное шоу Валерии Бруни-Тедески. Ее Беатриче та еще штучка — и обманщица, и лентяйка, и воровка, и прелюбодейка, но помочь Донателле встретиться с сыном может только она и никто другой. И вообще, кино обычно учит нас, что милосердие важнее закона, судить человека следует не по дурным манерам, но по добрым делам, а правила существуют не только для того, чтобы им следовать, но и чтобы иногда их нарушать. Конечно, если это кино не американское, а, например, итальянское. И уж тем более, если оно про двух симпатичных женщин, сбежавших из сумасшедшего дома.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Расизм в нагрузку

Однажды Джордж Клуни решил притвориться братьями Коэн

Таланты без драмы

Талант-шоу всех мастей давно стали постоянными гостями на нашем телевидении, и даже...

Вай мэ, Ханума!

Атмосферу бань, описанных еще Пушкиным и даже Дюма-отцом, передали за...

Велосипедистка-чемпионка покорила Замок Любарта

Чемпионка Европы и победительница Кубка мира по кросс-кантри Яна Беломоина взобралась...

Культ личности

Трудно сказать, станут ли эти молодые чешские поэты героями своего времени, однако их...

Загрузка...

500 лет «лютерволюции»

500 лет назад, 31 октября 1517 г., в городе Виттенберг монах-августинец и доктор богословия...

Левой, левой

Может ли один пианист заменить собой целый оркестр, причем играя только левой рукой?...

Три Софии

Одинаковый набор красок и холсты одного размера, 12 художников, три недели и три...

Воспрянет арт людской

«Впредь неизменно поставлять нежинские огурцы к царскому столу в Петербург»,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка