Художником ты можешь и не быть, но потрясти обязан

№20v(748) 29 мая — 4 июня 2015 г. 28 Мая 2015 4.5

Этого государства нет на карте. Однако оно существует с 1992 года, его гражданином (а населения в этой вымышленной державе больше, чем в Ватикане) может стать каждый вне зависимости от национальности, владения языком и политических пристрастий.

Подтверждением гражданства этой страны, существующей не в пространстве, а во времени, является паспорт. Документ пронумерован, внесен в единый реестр, так же, как обычные паспорта, он имеет срок годности, так что время от времени требует возобновления. Кстати, некоторые индивидуумы умудряются по этим паспортам даже путешествовать по Европе.

Получить документ может любой охочий, кому не жалко 24 евро.

Утопическую страну NSK придумали в Любляне (Югославия, республика Словения) участники трех групп: музыкальной Laibach, художественной Irwin и театральной Sisters Scipion Nasica. Ранее под аббревиатурой NSK (Neue Slowenische Kunst — новое словенское искусство) скрывалось неформальное сообщество, которое построило эстетические принципы на политических воззрениях.

Лидеры направления признавали, что создали утопическое сообщество, базирующееся на основах коллективизма и значимости каждого среди всех. Ну, это немного перекликается с педагогическим учением Антона Макаренко о важности и действенности воспитания личности в коллективе и через коллектив.

Проект республики NSK — как мы уже знаем, глобальный и существующий до сих пор, — гостям столичного Центра визуальной культуры представили на выставке «Говорят, там ты найдешь свое счастье», открытой 20 мая.

  • Художником ты можешь и не быть, но потрясти обязан

    Художником ты можешь и не быть, но потрясти обязан, фото №1

    Художником ты можешь и не быть, но потрясти обязан

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Манифест для тех, кто открывает объятья

    Манифест для тех, кто открывает объятья, фото №2

    Манифест для тех, кто открывает объятья

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Леся Кульчинская

    Леся Кульчинская, фото №3

    Леся Кульчинская

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Некоторые арт-объекты лучше смотреть на стуле

    Некоторые арт-объекты лучше смотреть на стуле, фото №4

    Некоторые арт-объекты лучше смотреть на стуле

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Коробки, обклеенные газетными текстами, расскажут о медиатехнологиях

    Коробки, обклеенные газетными текстами, расскажут о медиатехнологиях, фото №5

    Коробки, обклеенные газетными текстами, расскажут о медиатехнологиях

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тема казаков — неисчерпаема в авторских фантазиях

    Тема казаков — неисчерпаема в авторских фантазиях, фото №6

    Тема казаков — неисчерпаема в авторских фантазиях

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Металлический стяг

    Металлический стяг, фото №7

    Металлический стяг

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • «Говорят, там ты найдешь свое счастье» — быстрее «зацепит» молодых и активных

    «Говорят, там ты найдешь свое счастье» — быстрее «зацепит» молодых и активных, фото №8

    «Говорят, там ты найдешь свое счастье» — быстрее «зацепит» молодых и активных

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • «Говорят, там ты найдешь свое счастье» — быстрее «зацепит» молодых и активных

    «Говорят, там ты найдешь свое счастье» — быстрее «зацепит» молодых и активных, фото №9

    «Говорят, там ты найдешь свое счастье» — быстрее «зацепит» молодых и активных

В экспозиции собрано творчество авторов из разных стран, которые рассуждали на тему политики и человеческого счастья, вносили свои предложения в этот диалог и делились фантазиями о том, как можно сделать эти взаимоотношения менее болезненными для личности и власти.

Главный месседж — показать свой путь выхода из той или иной проблемы (и неважно при этом, что некоторые решения могут быть несбыточными или даже немного наивными).

Сразу скажу, что если вы любитель прекрасного и от разглядывания произведений искусства надеетесь получить эстетическое удовольствие, эта выставка — не ваш случай. Среди экспонатов, а они расположены в двух залах, назвать хоть один, подпадающий под категорию красоты или шедевра искусства, вряд ли получится. Впрочем, такие задачи как раз и не стояли перед участниками и кураторами.

И тот факт, что проект скорее затронет струны молодой души, а не представителей старшего поколения — тоже правда. Во всяком случае в день открытия я, как и самозванка донна Роза из Бразилии, была самой старшей из присутствующих здесь дам.

Итак, пройдемся по экспонатам. Слева при входе, когда взгляд еще не успел сфокусироваться на бумаге, прикрепленной к стене, вы замечаете объемную инсталляцию из горы металлических труб и уложенных в штабель струганых досок. Это — объект французов Мурада Эль Гаружа и Аликс Галле, представителей художественного движения «Парижская народная мастерская» (Atelier Populaires de Paris), который называется «Гемониев помост».

Слово это отсылает нас к временам Древнего Рима, когда на Гемониевой террасе (Scalae Gemoniae) выставлялись на всеобщее обозрение и поругание тела казненных врагов империи. В слове «помост» прослеживается созвучность слов в английском языке: scaffold — эшафот и scaffoldings — строительные леса.

Авторы вложили в свою инсталляцию двоякий смысл. Один предмет может использоваться как два объекта совершенно разного предназначения: как важная часть в процессе зодчества (то есть созидания) и как платформа для казни и устрашения (разрушения). Под каким соусом подать это строение, целиком зависит от человека, в чьем распоряжении находится «Гемониев помост».

Среди экспонатов — телевизор и три стула перед ним. На экране — ролик, снятый чуть ли не мобильным телефоном. Вот увесистая стопка красных плакатов с надписью. «Манифест» — работа Яэль Бартаны (Израиль).

Несколько лет назад на Венецианской биеннале художница показала видеофильм «И Европа будет потрясена». Сеанс проходил в польском павильоне. В ленте Яэль рассматривала возможность возвращения евреев в Польшу, на место своего исторического обетования. При этом поднимала вопрос о том, насколько конструктивным или деструктивным может быть новое поселение.

В одном углу — картонные коробки, обклеенные газетными листами, с потолка свисает стягом лист железа, испещренный дырами и царапинами. Разобраться и понять замысел авторов во многих случаях очень непросто.

Леся Кульчинская

Куратор Леся Кульчинская предлагает вообще не приравнивать выставку к демонстрации современного искусства. «Это не экспозиция, где выставлены работы, предназначенные для эстетического удовлетворения, — поясняет собеседница. — Я бы предлагала рассматривать ее как музей фантазии, мечты, одной из ключевых идей, от которых отталкивались в эпоху развитых технологий, в том числе и медиа. В этой материи граница между воображаемым и реальным очень тонка, происходит взаимопроникновение.

В одной композиции здесь собраны и исследуются мечты общества, мы называем это политическим воображением. Но политика тут рассматривается в широком понимании.

Начиная от Платона идея державы была связана с поисками счастья, идеальной организации жизни людей вместе. Сейчас государство больше ассоциируется с неким репрессивным или коррупционным механизмом (или еще каким-нибудь). Идея выставки — поиск формулы, которая позволяет человеку быть счастливым, помогает формировать наши представления. И экспозиция это наглядно показывает.

— Я ожидала, что среди участников будет российский художник Петр Павленский, известный своими жуткими акциями по зашиванию собственного рта черными нитками, отрезанием мочки уха или приколачиванием гениталий гвоздями к брусчатке. Но его работ я не нашла.

— Петр приедет. Дело в том, что выставка «Говорят, там ты найдешь свое счастье» — часть большого художественного-исследовательско проекта «Эксплуатация воображения», в рамках которого проходят серии лекций, научных дискуссий. Павленский выступит с докладом и представит свое политическое издание (онлайн-журнал «Политическая пропаганда», посвященный актуальному арту в политическом контексте. — Авт.).

— Центр визуальной культуры, который вы представляете, недавно получил престижную премию Европейского культурного фонда имени принцессы Маргрит. Что она для вас значит и какие обязательства налагает?

— Важно, что мы единственная институция на Украине, впервые получившая эту премию. Возможно, европейский мир готов прислушиваться к тому, что происходит в украинском культурном пространстве.

Никаких обязательств награда не налагает. 25 тыс. евро — сумма, которую мы можем расходовать по собственному усмотрению. Но пока не потратили ни копейки, храним. Дело в том, что у нас нет стабильного финансирования, помещение арендуем на два года. Так что, возможно, деньги пойдут на эти цели.

Справка «2000»

Центр визуальной культуры (ул. Глубочицкая, 44, 2-й этаж, vcrc.org.ua) основан в 2008 г. как открытое пространство для художественной мысли. Занимается анализом междисциплинарной среды, определяя место Украины на пересечении искусства, политики, науки и общества.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка