И корабль поплывет?

№28-29 (469) 10 - 16 июля 2009 г. 10 Июля 2009 0

Нынешний год для Одесской студии художественных фильмов — юбилейный. За девять десятилетий в ее стенах начинали карьеру многие известнейшие актеры и режиссеры, здесь создано немало шедевров, вошедших в мировой фонд кинематографии. Но одна из старейших в Европе «фабрик грез» переживает не лучшие времена. Территория предприятия, преобразованного в закрытое акционерное общество, используется разве что как полигон под съемки иностранных кинолент. Есть мнение: владельцев «объекта» интересует только его расположение — гектары в курортной зоне...

Люмьеров опередили... «Скачущие кавалеристы»

Одесской киностудии — 90! Дата, согласитесь, солидная. Но на самом деле юбилярша куда старше. Да что возраст! Имеются сведения о том, что сам кинематограф родился именно в Южной Пальмире. Широко известны его официально признанные изобретатели — Луи Жан и Огюст Люмьеры, запатентовавшие свой аппарат в 1895 г. Первым публичным платным сеансом, который состоялся 28 декабря того же года в подвале «Гран-кафе» в Париже, на бульваре Капуцинов, братья-французы взорвали мир.

Иосиф Тимченко
Но дело в том, что еще осенью 1893-го Иосиф Тимченко (1852—1924) — сын крепостного крестьянина, работавший на одесском заводе Российского общества пароходства и торговли, в 28 лет назначенный механиком Новороссийского университета, — сконструировал скачковый механизм типа «улитка». И на основе этого устройства вместе с изобретателем Михаилом Фрейденбергом создал «снаряд для анализа стробоскопических явлений», предназначенный для проекции стробоскопических изображений на экран; и кинетоскоп — прототип кинокамеры. Уже 9 января 1894 г. (за два года до премьеры братьев Люмьер!) в Москве Тимченко показал на экране делегатам съезда русских естествоиспытателей и врачей две короткие киноленты — «Скачущие кавалеристы» и «Метатели копья». О патенте одесский изобретатель и не подумал. Слава досталась французам...

Впрочем, Одесса взяла реванш позднее — шедеврами, навсегда вошедшими в историю мирового кино. Более века назад режиссеры оценили возможности Южной Пальмиры как прекрасной съемочной площадки: обилие солнечных дней; разноплановая архитектура, позволяющая отыскать в городе и живописный уголок «Парижа», и «португальские» трущобы...

— Хотя мы, отмечая юбилей, принимаем за начало отсчета 1919-й, в Одессе снимали кино значительно раньше, — говорит киновед Евгений Женин, член Международной гильдии кинокритиков. — Дело в том, что в городе функционировали разные киноателье; архивные документы о них практически не сохранились, и нынче установить, какой именно фильм был снят здесь первым, попросту невозможно. Первое одесское киноателье появилось в 1907-м, оно называлось «Мирограф». В 1912-м одесситы уже смотрели первый художественный фильм — криминальную драму «Одесские катакомбы». Остались сведения о ленте «Человек-зверь», вышедшей на экраны в 1917-м, о «Последнем танго», появившемся год спустя... В 1917 году предприниматель Дмитрий Харитонов начал строить недалеко от моря — на Малороссийском (Французском) бульваре «фабрику кинематографических картин».

Но именно 23 мая 1919-го распоряжением отдела народного образования была национализирована кино- и фотоаппаратура, и эту дату приняли за день рождения киностудии. Изначально она числилась «Киносекцией политотдела 41-й дивизии Красной армии»; первый снятый здесь художественный фильм «Пауки и мухи», состоящий из двух частей, призывал не поддаваться вражеской пропаганде. В 1922 году «киносекцию» реорганизовали в Одесскую кинофабрику Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ), в 1929-м — в Одесскую кинофабрику «Украинфильм»...

Вера Холодная
В 20-е годы Одесса стала кинематографической Меккой. Несколько раньше здесь работала звезда немого кино Вера Холодная (она умерла в Одессе в 1919-м), а много лет спустя сюда же приехал Никита Михалков снимать посвященную ей картину «Раба любви». Здесь начинал свою творческую деятельность выдающийся украинский кинорежиссер Александр Довженко. Его первые фильмы — снятые в жанре социальной комедии «Вася-реформатор» и «Ягодка любви» (1926), а последний созданный в Одессе — «Арсенал» (1928), в котором снимался Амвросий Бучма.

Юрий Яновский, Исаак Бабель, Владимир Маяковский... Имена тех, чьи судьбы были так или иначе связаны с кино и с Одессой, можно перечислять до бесконечности. После Великой Отечественной войны на местной студии творили режиссеры Марлен Хуциев, Петр Тодоровский, Станислав Говорухин, Кира Муратова, Георгий Юнгвальд-Хилькевич... Именно в Одессе сыграли первые большие роли в кино Евгений Евстигнеев и Олег Даль, Василий Шукшин и Владимир Высоцкий, Анатолий Папанов и Лариса Удовиченко.

Вместо павильона — жилой дом

— Около 700 фильмов за годы существования студии, — продолжает Женин. — Блестящих, легендарных фильмов! Так, «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского номинировался на «Оскара», а его картина «Верность» получила специальный приз Венецианского фестиваля за лучший режиссерский дебют; «Астенический синдром» Киры Муратовой удостоен «Серебряного медведя» на Берлинском МКФ. А разве нуждаются в особом представлении такие картины, как «Десять негритят», «Место встречи изменить нельзя», «Д'Артаньян и три мушкетера», «Зеленый фургон», «Опасные гастроли», «Приключения Электроника», «Принцесса на бобах»!..

За каждой — своя история. Сценарий фильма «Жажда» о том, как группа советских матросов отбила захваченную гитлеровцами насосную станцию и удерживала ее некоторое время, включив подачу воды в осажденный город, написан непосредственным участником тех событий — поэтом Григорием Поженяном. Режиссера Евгения Ташкова после выхода ленты на экран пригласили работать в Москву.

Приключения Электроника

Любопытный эпизод связан с кинокартиной «Поезд в далекий август». В ней была маленькая роль секретаря горкома партии Гуревича. На нее типажно подходил Иосиф Бродский — тогда опальный поэт. Он ее и сыграл. Однако киевское руководство при просмотре ленты потребовало удалить Бродского с экрана. Не выйти фильм не мог — он снимался к 30-летию освобождения Одессы от фашистских захватчиков. К тому же его смета составила 900 тысяч рублей — неслыханная сумма по тем временам (рубль приравнивался к американскому доллару; на съемки обычно «спускалось» 350—400 тыс. рублей). Разумеется, перечить столичному начальству режиссер не мог, однако он пошел на хитрость: переснял лишь крупные планы, а на общих остался Бродский. Сейчас старые киношники гордятся тем, что некогда «запечатлели» известного поэта. Да и вообще в контексте с юбилейной датой стараются вспоминать лишь положительные моменты.

Иосиф Бродский. Актерская проба на Одесской киностудии. 1969 г.
Но когда рассказываешь об Одесской киностудии, без ложки дегтя никак не обойтись. Судите сами. Если в конце 90-х здесь выпускалось ни много ни мало около 50 лент в год, то потом наступило... акционирование. События вокруг студии, давно ставшей одной из визитных карточек города, сравнимы с происходившими в связи с Черноморским морским пароходством. Судоходный концерн на весь мир прославил мегаполис мощнейшим флотом, студия — великолепными фильмами. Первый уже канул в Лету, и одесситам остается лишь оплакивать растворившийся в морских просторах «белый флот», вторая напоминает опустевший сказочный терем. Его былое талантливое «население», подобно морякам, ушедшим «под удобный флаг», творит нынче в других странах, в иных городах.

Но остались еще в Одессе корифеи, имена которых неразделимы со знаменитым парусником — символом Одесской студии художественных фильмов. Вилен Новак, Леонид Павловский, Ярослав Лупий, Валентин Козачков, Леонид Бурлака, Вадим Костроменко...

Нынче большинство этих людей, являющихся членами Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины (НСКУ), — безработные. По их словам, в течение ряда лет студия целенаправленно уничтожалась — коллектива практически нет, территория урезана, оборудование исчезло или намеренно доведено до состояния, делающего его непригодным для использования... Некогда на весь бывший Союз гремела натурплощадка, где фильмы снимали от начала до конца — без выезда за пределы киностудии. Но разрушены уникальные ветродуи, зияет растрескавшимися плитами единственный в своем роде бассейн, предназначенный для комбинированных съемок, в частности с применением моделей кораблей. Его уникальность — в расположении на краю обрыва над морем. При съемке камеру устанавливали так, что кромка воды в бассейне совпадала с морской гладью на заднем плане; в результате создавался эффект нахождения в открытом море. Подобное не под силу даже современной компьютерной технике...

Изрядный кусок студийной территории отхватила многоэтажка, заняв место 4-го съемочного павильона. По словам членов НСКУ, в свое время чиновники уверяли, будто строится здесь ведомственное жилье для сотрудников студии. Однако элитные «квадраты» ушли на сторону.

— За нашей спиной произошло акционирование студии с грубейшими нарушениями законодательства, — считает глава Одесского отделения НСКУ, кинорежиссер, народный артист Украины Ярослав Лупий. — Тайно, с участием чиновников разных рангов...

«Военно-полевой роман»

Со 2 декабря 2005 г. Одесская киностудия художественных фильмов стала ЗАО. Государству принадлежит 50% плюс одна акция, а вновь образованной компании «Новая киностудия» — 50% минус одна акция.

Имена инвесторов для широкой публики закрыты. Многое непонятно. Например, почему новую киностудию не создали в другом месте? Почему это акционерное общество — закрытое, а не открытое? Почему трудовой коллектив не получил ни единой акции ЗАО? Почему не было конкурса?

По мнению кинематографистов, изменение формы собственности проводилось с единственной целью — заполучить земельный участок, на котором расположена студия, и пустить его под строительство элитного жилья.

«Место встречи изменить нельзя»

Года за два до акционирования на должность директора студии (вопреки желанию коллектива) Минкультуры назначило Ольгу Неверко; время ее руководства отмечено запустением и массовыми увольнениями... (В 2009-м Неверко освобождена от занимаемой должности, исполняющим обязанности главы правления ЗАО назначен Виктор Ноздрюхин-Заболотный). Странно, но студию подчинили не Минкульту, а... Фонду госимущества. Акции — в руках людей, весьма далеких от производства кино, зато имеющих отношение к бывшему студийному руководителю и банковской сфере.

Цена памяти — восемь гривен

Любопытно, что свидетельство о регистрации ЗАО и справка госреестра выданы соответственно 2 и 7 декабря 2005 г. Между тем акт приема-передачи имущественного комплекса новому юридическому лицу датирован 21 ноября, т. е. был выдан Фондом госимущества еще не существующему — незарегистрированному — ЗАО.

Результаты оценки, проведенной в ходе акционирования, озадачивают. Так, все студийное имущество, согласно документам, стоит 32 млн. грн. Много для обветшалого «терема»? Отнюдь. Изучение «оценочных пунктов» вызывает множество вопросов и порождает сомнения в объективности оценщиков. Например, стоимость фонтана с изваянием «Нарцисс» из белого мрамора (работы итальянского скульптора) определена в... 1 (одну!) грн., а туалет на два «очка» — в 1200 грн.! Впечатляет, не правда ли?

«Зеленый фургон»

Еще один контраст — на сей раз просто кощунственный. На территории студии находится памятник Погибшим кинематографистам — режиссерам, операторам, сценаристам, которые в 1941-м во главе с тогдашним директором студии Познанским ушли в ополчение, оставшись в осажденной Одессе. Никто из них не выжил. Каждый год в День Победы и в День освобождения города-героя от фашистов к подножию монумента приносят живые цветы... Так вот этот памятник оценен в восемь гривен. Для сравнения: стоимость асфальтового покрытия возле административного здания, по мнению тех же экспертов, — 36 285 грн.

Н

Кира Муратова и Рената Литвинова
е менее любопытен другой пункт: в 105 936 грн. оценен цех подготовки съемок, который на самом деле представляет собой памятник архитектуры местного значения (по решению Одесского облисполкома от 27.12.91) — особняк графини Марии Демидовой-Сан-Донато. Его внутреннее убранство уникально: крупные мраморные медальоны с изображениями великих деятелей культуры разных стран и эпох — Верди, Ньютона, Данте, Пушкина... Кроме того, это здание, согласно постановлению Кабмина об имуществе творческих союзов от 10.07.98, должно находиться в бессрочном и бесплатном пользовании Одесского отделения НСКУ.
Ярослав Лупий
— В ходе акционирования особняк площадью 2920 кв. м непонятным образом стал частью уставного фонда ЗАО, — рассказывает Ярослав Лупий. — Мы обратились в Хозяйственный суд Одессы с иском о незаконной передаче «Новой киностудии» наших сооружений.

— По закону предприятия культуры не приватизируются, — добавляет Евгений Женин. — Но вопрос с территорией усадьбы так и не решен... По одним документам здание принадлежит НСКУ, по другим — ЗАО.

Гордость и грусть

В бывшем особняке Сан-Донато находится гордость и одновременно грусть одесских киношников — Музей кино. В нем собрано свыше 10 тыс. экспонатов — кинотехника, «хлопушки», фестивальные медали, эскизы декораций и костюмов, фотопробы, полная информация о снятых здесь картинах...

— Досье на все наши фильмы — в коробках, — поясняет Вадим Костроменко, оператор, режиссер, директор музея, находящегося в ведении Одесского отделения НСКУ. — Вот перчатки Веры Холодной. Кожаный плащ и шляпа — в них в роли Жеглова снимался Высоцкий в фильме «Место встречи изменить нельзя»... Есть съемочная камера Александра Довженко...

Увы, все эти сокровища посетителям недоступны. Свободный вход сюда невозможен из-за жесткого пропускного контроля, введенного на территории студии. Но главное — у кинематографистов нет средств на ремонт музейного здания, а оно — в аварийном состоянии. Более 10 лет здесь нет отопления. Раритеты постепенно превращаются в труху.

Вадим Костроменко показал музейные экспонаты французскому режиссеру Бернару Ноэру. Тот пережил шок:

— Что бы мы ни смотрели, какую бы афишу ни разворачивали — перед нами раскрывались подлинные сокровища. Но условия хранения всего этого ужасны. В помещении — высокая влажность, документы отсырели настолько, что бумага прилипала к пальцам. Если ничего не изменится, все это погибнет. Архивы нужно спасать.

Так хочется верить...

Вадим Костроменко
Сейчас студия работает лишь один день в неделю. Пустуют съемочные павильоны, молчат кинокамеры. Все это используется разве что для телесериалов, которые здесь снимают, как правило, россияне. Присмотреться к натуре приехал и режиссер Станислав Говорухин. Он с ностальгией вспоминает о былых временах:

— Вот, гуляем по студии, как по кладбищу. Здесь все начиналось — кинематограф российский, украинский. И это сейчас погибает. Обидно. А ведь здесь еще можно развивать киноиндустрию.

Чтобы привлечь внимание к киностудии, по случаю ее 90-летия группа энтузиастов организовала фестиваль «25-й час»: в течение 25 часов в павильонах студии (в честь праздника на территории был временно отменен пропускной режим) происходило действо, объединяющее виды искусства, которые могут иметь отношение к кинематографу — от фотографии, театрального мастерства, дизайна одежды — до живописи и музыки. Посетителям показали «закулисную» сторону съемочного процесса — работу бутафоров, гримеров, молниеносные перестановки декораций.

Все участники фестиваля (около 90 человек) работали на общественных началах. По утверждению его организаторов, приглашения были отосланы всем известным актерам, режиссерам, сценаристам, в той или иной мере соприкасавшимся с Одесской кинофабрикой. Но из других городов никто из знаменитостей на мероприятие так и не приехал.

Нынче кинематографисты возлагают надежды на Виктора Ноздрюхина-Заболотного. Он внес в общий минор ноту оптимизма:

— Сейчас — кризис, но, надеюсь, скоро начнем всплывать. Нам удалось сохранить аппаратуру. Она в хорошем состоянии. Рядом, в конце концов, чистое море, голубое небо...

«Жажда»
Что ж, очень хочется верить, что парусник, символизирующий Одесскую киностудию, вновь поплывет по экрану под звон рынды — корабельного колокола, отбивающего склянки. Хочется верить, что цена вопроса — не 7,5 га курортной зоны, на которых нынче располагается киностудия. Что бросовая «цена» памятника Погибшим кинематографистам — досадное недоразумение, не имеющее отношения к десяткам тысяч долларов за сотку. Именно столько здесь стоит земля...

Надеемся, мэр Одессы Эдуард Гурвиц сдержит слово. Ведь он неоднократно заявлял: вне зависимости от производства в городе фильмов, формы собственности студии, личностей ее владельцев и прочих нюансов земля на Французском бульваре будет принадлежать только кино. Позиция местных властей очень важна. Ведь уже поговаривают, что один из корпусов, нынче напоминающий жертву взрыва атомной станции, реконструировать не собираются. Мол, его планируют попросту разобрать, так как эту землю кто-то подо что-то хочет перекупить. Но это — пока слухи...

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Юбилей с «Богемой»

8 ноября Национальная опера отмечает свой 150-летний юбилей

Россия слушает Харьков и «Грибы»

За бронь столика на концерт «Грибов» платили до 4000 долларов

Если б я был султан Украины

Перед долгожданным вторым сезоном «Слуги народа» вспоминаем один из самых...

Хиджаб как модный тренд — на пути к размыванию сути?

Неужели мусульманскому головному платку действительно суждено стать новым,...

Ирина Озаринская: «Благодаря книге я из хулиганки...

Ирина Озаринская рассказала «2000», что с отрочества всей прочей литературе...

Не пропустите автобус Яноша Араня!

Если вам еще нет 45 лет и вы пишете стихи и новеллы на венгерском языке, то можете...

Загрузка...

Шаг вперед и три назад

Из претендентов на «Золотого Дюка» зрители высоко оценили комедии, а ленты с...

ШЕ не вмер

Тут отбрасывают клише, коими успели наградить поэта предыдущие поколения критиков и...

Как это сделали в Одессе

В середине лета Одесса стала не только кинематографической, но и литературной...

Женский взгляд

Героини всех романов нынешнего обозрения женщины, а вот среди авторов затесался один...

Как оценивает музыку Макс Фадеев

Не все знают, что популярный продюсер начал терять слух

Митя Герасимов: «Я переехал в Украину благодаря любви...

Митя Герасимов рассказал «2000», что его отец поступал с ним в детстве, как...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка