И рэп, и слезы, и любовь

№45–46(751) 4 — 10 декабря 2015 г. 02 Декабря 2015 4

Он — толстосум, она — актриса мюзик-холла. Он обременен деньгами, она — талантом.

Историю их взаимоотношений раскрывают украинские песни, сыгранные на народных инструментах, к примеру цимбалах, домре или кобзе, но поданы все «арии» в такой обработке, что не сразу и узнаешь знакомую мелодию в ритмах блюза, хип-хопа, а то и динамичного рок-н-ролла.

12 декабря в Киеве состоится премьера мюзикла «Олигарх», детища Святослава Кондратьева, скрипача, композитора, лидера хит-оркестра Шаravaraband, дирижера Государственного эстрадно-симфонического оркестра.

Чтобы воплотить свою идею на сцене, ему пришлось пойти на радикальные изменения. Например, вместо вполне академического для музыкального уха названия «Крещендо» оркестр стал называться Шаravaraband. Согласитесь, что вот так одним махом перейти из классики в нишу популярной музыки, замешанной на шоу, — шаг более чем рискованный. Тем более в наше-то время, когда грань между местечковостью и культурой весьма размыта.

А вот репертуар — композиции оркестра легко узнаются на слух по необычным богатым обработкам (в основе своей это украинский фольклор) — стал еще обширней.

На кого намекают своим «Олигархом» музыканты, зачем отважились на ребрендинг и как сегодня создаются авторские мюзиклы с нуля, без меценатской и господдержки, я спрашивала у Людмилы Шорошевой, арт-директора, солистки хит-оркестра Шаravaraband, доцента Национальной музыкальной академии им. П. Чайковского.

Песня строить мюзикл помогает

Людмила Шорошева аккомпанирует «любви»

— Честно говоря, наш олигарх — образ собирательный, мы не переходим на личности. А вот история, которая легла в основу мюзикла, — невыдуманная, вполне себе житейская: ревность, страсть, любовный тре-угольник...

Факт в том, что этим сочинением делаем еще один шаг для достижения нашей мечты, которую давным-давно поставили себе как цель: продвижение украинской музыки в новом качестве исполнения. Мы начинали как академический коллектив, однако вскоре поняли, что круг народных инструментов и фольклорной музыки достаточно замкнут, консервативен, потому и пришла в голову мысль о расширении своей аудитории.

Мы пошли, признаюсь, на неожиданный для многих наших поклонников шаг, придумали несколько попсовое название Шаravaraband, но оно «цепляет».

— Да, название, пожалуй, даже стебное. Не боитесь ассоциаций с низкопробной шароварщиной?

— Для нас слово «шаровары» в названии оркестра — это в первую очередь стремление к возрождению украинского бренда, который усилиями неумелых и бездарных деятелей «от культуры» был фактически уничтожен. Изначально шаровары — часть традиционной одежды запорожских казаков, олицетворяющих собой вольность духа, смелость, решительность, воинскую доблесть, но откровенно говоря, сегодня все это утратило свой первоначальный, аутентичный смысл во многом из-за системы, политики. Превратилось подчас в некую карикатуру. Нам это не по душе. Мы, музыканты, чувствуем себя причастными к непростой миссии сделать так, чтобы эти слова, народная культура зазвучали с другим акцентом.

Поэтому у людей реакция на наше новое название не всегда однозначная. Одни приняли с улыбкой, другие советуют срочно переименоваться. Чтобы найти доступ к сердцам большего количества людей, расширить аудиторию, мы пошли в другой формат — шоу-бизнес. А мюзикл «Олигарх» как раз прекрасная возможность донести слушателям народную музыку в современной, понятной интерпретации.

Вдумайтесь только, ученые-фольклористы говорят, что украинское песенное наследие насчитывает 300 тыс. песен. Все они разные по стилистике, мелодике, богаты образами. Настоящий кладезь, который трудно исчерпать. Мы импровизируем и заставляем звучать старинные мелодии в стиле хип-хоп, блюз, r'n'b (ритм-энд-блюз), тем самым подключая молодежную аудиторию. В мюзикле, например, прозвучит известная песня «Одна гора високая, / А другая низька... / Одна мила далекая, / А другая близька..», так ее, в авторской аранжировке «клубного формата», солист будет начитывать как рэп.

Нам бы хотелось, чтобы песню могли затянуть не только бабушки, но и молодые люди.

— В связи с ребрендингом изменилось ли количество музыкантов в коллективе?

— В зависимости от формата, в котором выступаем, у нас бывает от 15 до 30 музыкантов.

Александр Форкушак — чем не олигарх?

— Кто поет олигарха и его окружение?

— Главного героя воплотил Александр Форкушак, солист Президентского оркестра, чудесный баритон, выпускник консерватории по классу вокала. В нашей постановке он не только поет, но и играет на инструменте — каком? Пусть это станет сюрпризом для публики. На сцене будет оркестр Шаravaraband и танцевальный коллектив — балет Totem Dance Group под руководством Кристины Шишкаревой, все — непосредственные участники действа.

По сюжету история разыгрывается в мюзик-холле, так что солисты и музыканты играют привычные для себя роли. Это принцип «театра в театре», когда зритель становится одновременно участником шоу. Помимо двух коллективов, задействованы солисты, любимцы публики в разных телешоу: Дарья Ковтун из «Х-фактора-4», Алексей Мартыненко из «Голосу країни», Марта Адамчук, Евгений Хмара — пианист-виртуоз, финалист телешоу «Україна має талант».

— Евгений Хмара не только пианист, но и композитор. Возможно, на каком-то этапе он тоже поучаствовал в создании музыкальной картины?

— С ним мы дружим и часто провоцируем друг друга на масштабные творческие эксперименты. Он, как и мы, в своем творчестве стремится к созданию нового, высококлассного музыкального продукта. Но в данном случае «Олигарх» целиком и полностью придуман и создан Святославом Кондратьевым. Это авторское произведение, поставленное исключительно на украинской музыке. Мы вплели народную песню в канву мюзикла. Каждая помогает раскрывать чувства героя, иллюстрирует происходящее, поддерживает развитие сюжета. Если убрать песню, распадется все действо.

Святослав Кондратьев — народная музыка полна энергии

На «Олигарха» в складчину

— Практически одновременно с вами премьеру мюзикла дает Национальная оперетта: у них бродвейская история «Звуки музыки» Ричарда Роджерса. Как вы оцениваете свои шансы на успех, ведь, что тут скрывать, за опереттой стоит репертуарный театр, свой зритель, профессиональная труппа, декораторы, звукооператоры, и все эти составляющие — отменного уровня?

— В нашей стране не всегда люди, работающие на зарплату, — составляющая отменного уровня. Мы не собираемся соперничать. У нас новый продукт, который выходит за рамки классического мюзикла, к нему больше подходит определение жанра как поп-мюзикл.

Конечно, у оперетты свое здание, труппа, меценатские деньги и поддержка городских властей. Они берут уже известные произведения: бродвейские, отечественные музыкальные комедии или фильмы, покупают права и делают свою версию. Таких финансовых возможностей у нас нет, но можем обойти в другом. Наш мюзикл — самобытный и конкурентоспособный, и мы вкладываем в него душу и сердце.

Репетиция в разгаре: рэп на струнных

— У Шаravaraband есть планы на показ мюзикла в текущем сезоне или пока ограничитесь одной премьерой?

— Уже есть заказ на повторное представление. Думаю, это будет весной. А вообще после Киева мы непременно поедем в тур по Украине. В прошлом году мы достаточно активно концертировали и хорошо знаем, что интересны публике. Причем зритель очень разнообразный. Приходят и мои коллеги из музыкальной среды посмотреть, что нового придумали. Приходит и молодежь, и состоятельная публика. И когда в финале выступления мы играем третий раз на бис, понимаем, что концерт удался.

— Один из секретов продюсеров, например бродвейских мюзиклов, — обкатка некоммерческой постановки не в столице, а в провинции. В любом случае она «отобьет» затраты, а создатели, оценивая результаты, смогут внести улучшения, прежде чем идти к искушенному зрителю. Вы не думали об этом?

— В Украине все идет от обратного. Если в Киеве шоу, спектакль прозвучал, о нем написала пресса, отозвались соцсети, тогда и в регионах будет ажиотаж. Ведь все любят то, что уже зарекомендовало себя. И потом, мы ведь киевляне, знаем здешнего слушателя, а осуществить постановку в чужом городе с нуля весьма проблематично.

— Войцех Кемпчиньски, директор и худрук варшавского музыкального театра ROMA, пионер мюзиклов в Польше, как-то сказал, что постановка авторского мюзикла сродни подвигу. Подтверждаете?

— Абсолютно. К этой идее Святослав Кондратьев шел давно, и лишь воплощая ее, мы поняли, насколько это сложное и затратное дело — создать мюзикл. Но у нас амбициозные планы. Мы понимаем, что только современным национальным продуктом можем быть интересны миру.

— Специалисты говорят, что билеты на качественный мюзикл, с помпой поставленный, дороже, чем театральные. Для примера возьмем Москву, там сегодня ставят мюзиклы чрезвычайно высокого класса. Так вот билеты на мюзикл «Граф Орлов» — музыкальный блокбастер стоят 600—3200 руб. (222—1160 грн.), тогда как билет на свежую постановку оперы Беллини «Сомнамбула» на Новой сцене Большого театра продают за 100—1,5 тыс. руб. Какие цены у вас?

— Вы уверены насчет Большого? Я была на опере «Кармен», так стоимость билетов мне показалась фантастической, порядка 10 тыс. руб. (приблизительно 3,6 тыс. грн.)...

— Сравниваю конкретно с постановкой оперы «Сомнамбула».

— Не думаю, что наши билеты дорогие, мы хотим, чтобы они были доступными: диапазон от 150 до 450 грн. Премьера будет в концертном зале НТУУ (КПИ), там везде хорошая видимость и отменная акустика.

— Знаю, что в данный момент коллектив вместе со Святославом Кондратьевым записывает диск. Неужели мюзикл в аудиоверсии?

— Записываем второй альбом оркестра, там есть и авторские мелодии, те, что появились в нашем репертуаре, композиции из мюзикла в том числе. В этом году мы попробовали себя в новом формате — участвовали на главной сцене «Країни мрій» — фестиваля, который организовывает Олег Скрипка. Я часто подключаю к выступлениям своих студентов. Нынче ведь музыкантам, играющим на домре, кобзе, бандуре, цимбалах, сложно себя реализовать — слишком мала вероятность в этом сегменте плодотворной работы, творческого роста.

А так молодежь видит, что и с народными инструментами можно выступать активно, разнопланово и главное — весело и интересно.

Фото со страницы Людмилы ШОРОШЕВОЙ в фейсбуке

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Работа над ошибкой

На прошлой неделе в украинский прокат вышла «Неизвестная» братьев Дарденн, лента...

Какую роскошь наваляли

В этом виде ручного труда главный посыл: не поваляешь, не наденешь. И первое, что...

Сказка, раскраска, игра: три в одном

Книга для детей «Ташенька и кактус», которую написала и проиллюстрировала Слава...

Обманутые ожидания

Во второй половине ноября в украинский прокат вышли фильмы двух видных европейских...

Дизайнеры на куски

1-го и 2 декабря в Днепре намечено масштабное событие в мире моды — шестой сезон Dnipro...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка