Инженю и королева

№10(763) 11 — 17 марта 2016 г. 09 Марта 2016 3.5

Кейт Бланшетт в роли Кэрол выглядит действительно по-королевски

В четверг 10 марта в украинский прокат вышла ретро-мелодрама «Кэрол», шестикратный номинант недавнего «Оскара». Прошлогодняя лента режиссера Тодда Хейнса стала экранизацией «Цены соли», культового романа Патриции Хайсмит о лесбийской любви, написанного еще в 1953 г.

В начале 1950-х положение гомосексуалов в США было, мягко говоря, совсем не таким, как сейчас. Хайсмит прекрасно понимала, какой скандал разразится после выхода «Цены соли», поэтому свою вторую из тридцати с лишним книг выпустила под псевдонимом Клэр Морган. Ей и впрямь было чего опасаться: в романе присутствовали автобиографические мотивы, а до ввода в широкий оборот термина «каминг-аут» и начала массового движения за права ЛГБТ-сообщества оставалось более полутора десятков лет. Тем не менее роман имел грандиозный успех и разошелся тиражом более миллиона экземпляров.

По сюжету «Кэрол» мало чем отличается от «Цены соли», но вот настроение романа и тональность его экранизации существенно разнятся. Если в начале книги Хайсмит преобладают напряжение, тревога и душевное неблагополучие, то чувство, вызываемое первыми кадрами ленты Хейнса, иначе как умилением не назовешь. Перед нами американские пятидесятые во всей их скрупулезно воссозданной красе, во всем их непреходящем обаянии. Причем для нас оно, опять-таки, сугубо киношное — иного визуального представления об этом хронотопе мы не имеем.

Пролог, в котором юная Тереза добирается до своего рабочего места в отделе игрушек нью-йоркского универмага, длится не дольше необходимого минимума. Дальше зритель целиком и полностью погружается в волшебную атмосферу приближающегося Рождества, так что случайная встреча простушки Терезы (Руни Мара) с дамой из высшего общества Кэрол (Кейт Бланшетт) становится как бы частью сказки. Характерная деталь: если в романе Кэрол в качестве рождественского подарка покупает у Терезы тривиальный саквояж, то в фильме она приобретает игрушечную железную дорогу.

Кэрол, в полном соответствии с именем, и впрямь королева. В каждом ее движении, в каждом мимическом жесте — царственная сила, уверенность в себе, безукоризненность манер, непоколебимое достоинство. В этой паре она явно ведущая, однако Тереза при всей своей декларативной робости и нерешительности никак не статистка. В конце концов, первый шаг к продолжению знакомства делает именно она. Важно и то, что встреча с Кэрол помогает ей найти себя, преодолеть конформизм, научиться не идти по жизни проторенными путями, а делать то, что действительно нравится.

Формально это фильм об однополых отношениях, о правах ЛГБТ, о женской эмансипации и т. д. Но есть одна любопытная деталь. Если для Кэрол гомосексуальная связь не в новинку, то у Терезы ничего подобного в жизни не было. И, скорее всего, не будет — интерес на вечеринке со стороны незнакомой лесбиянки вызывает у нее полнейшее неприятие и острое желание немедленно прекратить разговор. В том-то и дело, что Тереза любит вовсе не женщин. Тереза любит Кэрол.

Картина Хейнса сделана на отменном профессиональном уровне. Не случайно она была отмечена оскаровскими номинациями за операторскую работу, лучший адаптированный сценарий, лучший саундтрек и лучшие костюмы, а Кейт Бланшетт и Руни Мара претендовали на награды лучшей актрисе и лучшей актрисе второго плана. Правда, ни одной золоченой статуэтки «Кэрол» так и не получила. И на прошлогоднем Каннском кинофестивале, несмотря на статус одного из фаворитов, успехи ленты Хейнса ограничились призом Руни Мары за лучшую женскую роль и «Квир-пальмой» за освещение ЛГБТ-тематики.

Наверное, это справедливо. «Кэрол» — картина качественная, добротная, но все же не выдающаяся. Кроме того, она чуть больше мелодрама, чем нужно для победы на «Оскаре», не говоря уже о Канне. Зато у нее замечательное послевкусие. Если верить последним кадрам, у величественной героини Кейт Бланшетт и милой девочки, сыгранной Руни Марой, несмотря на суровые испытания, все будет хорошо. Правда, можно вспомнить судьбу самой Патриции Хайсмит, которая никогда не была замужем, не имела детей, слыла мизантропкой, часто меняла партнерш и злоупотребляла крепкими спиртными напитками, но зачем же портить себе впечатление?

Когда смотришь мелодраматическую сказку со счастливым концом, пусть даже про однополую любовь, вспоминать о грубой реальности вовсе не обязательно.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка