Искусство создавать театр

№29–30(780) 15 — 21 июля 2016 г. 13 Июля 2016 0

Под занавес театрального сезона разговоры о премьерных спектаклях поутихли, и самое время рассказать зрителю о том, как театры в нынешней экономической ситуации держатся на плаву. Чтобы лучше раскрыть театральную жизнь именно с административной стороны, мы обратились к руководителям самых крупных театров Днепра. Города, где искусство пребывает на высоком уровне, а вот отсутствие таких крупных туристических потоков, как в Киеве, не дает достаточного заработка. К тому же единственный, кто в театре практически не бывает в отпуске, — это директор. Кому-то ведь нужно решать нелегкий вопрос о том, как запускать следующий сезон, который сулит быть сложнее предыдущего. Что ж, чем сложнее задача, тем интереснее пути ее решения.

Руководители днепровских театров имеют целый арсенал персональных методов и ноу-хау, чтобы достичь процветания своих «империй», то бишь родных театров. Эти методы не всегда популярны. Но не стоит забывать — в сложившейся экономической ситуации необходимо поистине чудо. Чудо менеджмента.

Академический театр оперы и балета

Днепропетровский академический театр оперы и балета — один из шести оперных театров в Украине, который имеет в нашем городе самый большой зал. В нем 1117 мест. А что касается ценовой политики, здесь она довольно лояльная — билеты от 30 до 200 грн. И даже в кризисные времена этому театру удалось сохранить большую численность зрителей в зале.

Александр Шароваров — директор академического театра оперы и балета

— Чтобы привлечь зрителя, мы придумываем новые маркетинговые ходы, — рассказывает директор Днепропетровского академического театра оперы и балета Александр Шароваров. — Делаем масштабную рекламу, проводим экскурсии по производственной части театра, приглашаем солистов из других театров... Большое внимание уделяем нашему маленькому зрителю, ведь тот, кого привели на спектакль в детском возрасте, обязательно приходит сюда и потом. В целом посещаемость театра на протяжении последних лет — около 100 тыс. человек в год. Эта цифра может стать больше, если в нашем городе будут организованы туристические потоки, как в Киеве, Одессе и Львове.

Невзирая на то что со зрителем театр работать умеет, выручки от продажи билетов недостаточно для деятельности театра, в штате которого 486 человек. Финансирование из бюджетных средств обеспечивается не в полном объеме, и, если кратко, театры сейчас стараются переходить на самоокупаемость. Нужно платить за отопление, которое выросло в цене, готовить выпуск спектаклей, тратить средства на заработную плату. По словам Александра Шароварова, в этом сезоне из собственных средств театра было доплачено сотрудникам 3 млн. 79 тыс. грн. И это только зарплаты!

Второй источник дохода — аренда зала под коммерческие концерты. Это случается реже, нежели в предыдущие годы. Звезд из зарубежья уже практически не увидишь, а большинство организаторов предпочитают теперь арендовать залы дворцов культуры, которые обходятся значительно дешевле. Тем не менее театр оперы и балета в коммерческих концертах по-прежнему остается в лидерах среди других театров.

Половину заработанных средств театр получает от проведения выставок-продаж. Этот стабильный доход от аренды в прошлом году принес около двух миллионов гривен. Директор оперного открыто говорит: он не гордится тем, что на базе театра торгуют всякой всячиной, это вынужденные меры. К тому же во время выставок на сцене проходят репетиции, которые из-за активной жизни театра не удается провести в обычные дни. Так отрабатывалась премьера «Травиаты», на постановку которой, кстати, ушло немало средств. Для раскрутки оперы проводился флешмоб и были изготовлены огромные рекламные полотна. Это было бы невозможно осуществить, если бы театр располагал только средствами от продажи билетов.

У театра оперы и балета очень широкая социальная программа: на спектакли бесплатно приглашают участников АТО и их семьи, переселенцев, ветеранов... Это очень важно для менеджмента.

— Мы каждый день боремся со стереотипом, что опера — это нудно, — объясняет Александр Шароваров. — Делаем электронные рассылки, проводим широкую рекламную кампанию и развиваем социальную. Только на Новый год пригласили около 1000 семей участников АТО, ведь хотим, чтобы семейная традиция ходить в театр в этот праздник продолжалась. И, услышав оперу, как правило, люди становятся зрителями театра навсегда. Но если говорить в целом, мы должны ценить то, что имеем, больше. Оперные театры — это очень дорогая махина, поэтому их всего шесть в стране.

У театров много и других проблем. Хотя здесь заработная плата творческих работников по Днепру выше среднего, тяжело удерживать состав. Ведь в театре работают много артистов из других городов, они вынуждены отдавать половину заработка за жилье. Времена, когда квартиры артистам предоставлялись — и в немалом количестве, — прошли. Поэтому, чтобы балетная труппа могла заработать дополнительно, организовывают гастроли, а вот оперу вывезти сложнее, если не сказать невозможно — это очень громоздкие декорации и внушительное количество людей. На прослушивании в театре, как рассказал Александр Викторович, основной вопрос: «Как будете решать жилищную проблему». Хотя здесь всегда ожидают профессионалов своего дела, как в оперном, так и в балетном искусстве. На официальном сайте театра среди вакансий также значатся режиссер и дирижер.

В этом театральном сезоне появилось несколько новшеств, инициированных властью. Это отнюдь не увеличение финансирования. Речь идет о переводе всех творческих работников на контракт, что большинство театров собирается сделать к будущему театральному сезону, а также — о системе ProZorro. Теперь даже образцы ткани для костюмов необходимо приобретать через нее. Руководство театра оперы и балета утверждает, что эта система идеальна для офисов, а вот для театра, где занимаются постановкой спектаклей и часто задаются вопросами, где, скажем, достать диван в стиле XVIII века, — это сложность.

Академический украинский музыкально-драматический театр им. Т. Шевченко

В Днепропетровском академическом украинском музыкально-драматическом театре им. Т. Шевченко уже освоили систему ProZorro, а над привлечением зрителей продолжают работать. Этот театр — первый в Украине, основан в 1918 г. Он имеет удивительную историю, и коллектив ею очень дорожит.

Зал рассчитан на 760 мест, но в этом храме искусства работает и малая сцена. Основной доход — от продажи билетов, в том числе — на гастрольных спектаклях. Кстати, этот театр наиболее активен в гастрольной деятельности.

Валерий Ковтуненко — директор академического украинского музыкально-драматического театра им. Т. Шевченко

— Гастроли у нас проходят параллельно с основной работой на сцене, — говорит директор театра им. Т. Шевченко Валерий Ковтуненко. — Мы ездим по областям Украины, в прошлом году удалось организовать выступления и в Польше. Гастрольный график у нас очень динамичный, ведь продажа билетов — основной источник доходов.

Цена билетов от 30 до 80 грн. По словам Валерия Ивановича, в кризисные времена количество зрителей не снизилось, но аншлаговые спектакли по-прежнему бывают, только если они организованы для целевой аудитории. К примеру, для школьников и студентов. Большим успехом пользуются постановки по классическим произведениям, но для привлечения широкой аудитории здесь идут и на эксперимент, а также обращаются к современным драматургам.

Так, недавно был поставлен спектакль «Зона» по произведению известного писателя Павла Арье, а на малой сцене с успехом идет постановка «Маленькие супружеские преступления» по пьесе французского драматурга Шмитта. Для детской аудитории, где наивысший спрос, поставили музыкальную сказку «Пан Котский». В репертуар также включили патриотический концерт «Ангелы тебя оберегают», куда приглашают и участников АТО с их семьями. Этот концерт и «Маленькие супружеские преступления» поставлены молодыми режиссерами.

Чтобы зрительский интерес не угасал, руководство театра намерено удивлять публику и разнообразить свой почерк. Уже сегодня они пригласили для постановки нового спектакля известного режиссера с Волыни Петра Ластивку, который освежит репертуар новым прочтением классики.

Театр также планирует возобновить творческие встречи зрителей с актерами. Они будут проходить на разных площадках города. Ну а в самом театре им. Шевченко проходят экскурсии. Все это бесплатно, но именно такие проекты приводят публику на спектакли.

Арендуют зал театра им. Т. Шевченко не очень часто, а финансовые проблемы нужно решать. Предложения о выставках на базе театра руководство раньше отметало. Но экономическая ситуация диктует свои правила. В следующем сезоне незначительно изменится и ценовая политика, все будет зависеть от итогов театрального сезона. Здесь регулярно проводят опросы и оценивают потребительскую возможность своих зрителей.

Академический театр русской драмы им. М. Горького

В развитии Днепропетровского академического театра русской драмы им. М. Горького и привлечении нового зрителя активно участвует молодежь. В этом сезоне в афише появилось сразу несколько спектаклей от молодых режиссеров — «Страна слепых», «Река на асфальте», «Доходяги».

[img:91412, 150, right]

— На молодежь мы возлагаем большие надежды, — рассказывает заместитель директора театра русской драмы им. М. Горького Татьяна Кручинина. — Они чрезвычайно талантливы и просто рвутся в работу. У нас очень перспективные молодые режиссеры-постановщики: Алексей Клейменов, Яков Ткаченко и Валерий Зубчик.

Умело составленный репертуарный план, где можно найти спектакли различных жанров, привлекает публику. Но спад зрительского интереса театр все-таки почувствовал, и потому здесь стараются активизировать рекламу, насколько позволяют бюджетные возможности. Вводится интернет-продажа, работает сайт театра им. М. Горького, на котором можно забронировать билеты на любой спектакль. Недавно в фойе установили и плазменный телевизор, теперь зрители, посетив один спектакль, могут ознакомиться и с другими. Театральный коллектив также ездит со спектаклями по области, в летний период — в пришкольные лагеря.

Еще один источник дохода — аренда зала; коммерческие концерты здесь проходят с той же частотой, что и раньше. В основном это гастролеры из украинских государственных и независимых театров. К тому же театр надеется на возобновление творческих связей по проведению городских мероприятий на базе театра, это принесет дополнительный доход. Ведь много финансовых средств забирают постановочные расходы на премьерные спектакли и оплата авторских прав.

Театр ищет новые формы для повышения прибыли. На билеты здесь незначительно подняли цену на 5—10 грн. Более существенно повысить невозможно, ведь платежеспособность зрителя упала. Хотя при наличии 575 мест зал заполняется достаточно хорошо, но не на все спектакли. При этом в театре действует социальная программа, когда зрители могут приобрести билеты всего за 30—40 грн. Также активно развиты благотворительные проекты. Здесь не только предоставляют бесплатные билеты участникам АТО и переселенцам, но и своим примером показывают, как важно помогать другим. Например, театральный коллектив проводит акцию по сбору пластиковых крышек для протезов.

В этом сезоне все три театра нашли возможность покрывать свои расходы так, чтобы этого не почувствовал зритель, покупая билеты. Отметим, что качество спектаклей в театрах остается высоким, следовательно, на этом не экономят. Ведь спектакль — бренд театра.

Следующий сезон поставит условия жестче, и, чтобы зал не пустел, а наоборот — в нем появились новые зрители, руководство театров уже сейчас думает над развитием рекламной кампании и воспитании любви к театру у младшего зрителя.

Впрочем, хотелось бы увидеть изменения в культурной политике государства. Удивительно, что мы еще не пришли к пониманию того, что все жизненные катастрофы случаются именно из-за слабого интеллектуального и духовного воспитания. Если судить более практично, финансовые вложения в культуру окупятся сторицей во всех смыслах. Пока же процветание театров во многом зависит от их руководства. И хотя спонсоры пока не готовы активно инвестировать в развитие культуры в нашем городе, такие примеры есть, и будем надеяться, что в следующем сезоне сотрудничество театров с предпринимателями будет в моде.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Работа над ошибкой

На прошлой неделе в украинский прокат вышла «Неизвестная» братьев Дарденн, лента...

Какую роскошь наваляли

В этом виде ручного труда главный посыл: не поваляешь, не наденешь. И первое, что...

Сказка, раскраска, игра: три в одном

Книга для детей «Ташенька и кактус», которую написала и проиллюстрировала Слава...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка