Я — шут, я — Арлекин, я — просто смерть

16 Мая 2016 4.8

  • Я — шут, я — Арлекин, я — просто смерть, фото №1

    Я — шут, я — Арлекин, я — просто смерть, фото №1, фото №1
  • Теперь все это богатство ждет новых хозяев

    Теперь все это богатство ждет новых хозяев, фото №2

    Теперь все это богатство ждет новых хозяев

  • Каноническая комедия дель арте

    Каноническая комедия дель арте, фото №3

    Каноническая комедия дель арте

  • Арлекин и Коломбина

    Арлекин и Коломбина, фото №4

    Арлекин и Коломбина

  • Я — шут, я — Арлекин, я — просто смерть, фото №5

    Я — шут, я — Арлекин, я — просто смерть, фото №5, фото №5
  • Костюмы и реквизит труппы чрезвычайно изысканны

    Костюмы и реквизит труппы чрезвычайно изысканны, фото №6

    Костюмы и реквизит труппы чрезвычайно изысканны

Фото 1 из 6

Трагический финал увенчал некогда блистательную историю уникального парижского Театра итальянской комедии (Théâtre de la Comédie Italienne). Эта единственная во Франции маленькая итальянская сцена, где истово блюдут старинные традиции дель арте и драматургов ее прославивших, вынуждена объявить о распродаже своих уникальных костюмов, элементах декораций, мебели, реквизита.

Открытый в 1980 г. на Веселой улице (rue de la Gaîté), неподалеку от башни Монпарнаса, знаменитым итальянским актером и режиссером, ведущим экспертом по комедии дель арте Аттилио Маджулли, театр лишился финансирования государства. Даже те немногие субсидии, которые ежегодно выделял муниципалитет, также перестали поступать. Пару лет кое-как труппа из четырех человек крутилась, как могла, в том числе выживала и за счет пожертвований меценатов. Сегодня же вместо смеха — непременного сопровождения каждого их спектакля, принимает соболезнования от публики. Ведущие французские издания, такие как «Фигаро» (Le Figaro), «Паризьен» (Le Parisien), «Монд» (Le Monde) посвятили отдельные статьи печальной истории итальянской комедии.

Официальных заявлений чиновников пока не последовало.

Устав сражаться за искусство, два года назад директор Маджулли решился на радикальный шаг, дабы привлечь внимание отдела культуры департамента Иль-де-Франс, он сжег куклу Арлекина, в полном парадном облачении. Этот отчаянный жест ни к чему не привел. Позже, градус бессилия перед чиновниками спровоцировал режиссера на безумную выходку: он, сидя за рулем автомобиля, пошел на таран, и врезался в ограду президентского дворца Франсуа Олланда.

Несчастный, он думал, заставить о себе говорить, поднять тему культуры, восстановить справедливость, но… Вот взять хотя бы Украину. У нас ты можешь сжечь не только манекен, но еще заодно и машины посольства или самого себя, все равно никакого резонанса не последует. Ну разве что затушат огонь, а то ненароком на зевак перекинется.

Ну или в прошлом году сгорел Черкасский областной музыкально-драматический театр. Конечно, все это трагическая случайность, не чей-то демарш. Но, тем не менее, спустя год труппа играет свои спектакли на разных сценах, потому как в родном здании так и не проведены восстановительные работы и нет крыши. Так это государственный театр, а не частная сцена.

Зато, надо признать, французское государство все же взяло на себя заботу по лечению в психбольнице несчастного маэстро Маджулли. Выполнив, таким образом, христианский долг, режиссера отпустили восвояси.

23 апреля театр отыграл свое последнее представление — постановку про Казанову, которая шла на этой сцене 145 раз. Надо сказать, что в репертуаре этого коллектива — итальянские комедии классиков, таких как Карло Гольдони, например. Интересно, что все это разыгрывают на французском языке. Это, действительно, большая редкость.

Здесь разыскивают и ставят пьесы незаслуженно забытые, которые один-два века назад забавляли публику, но сегодня о них никто и слыхом не слыхивал. В общем, труппа взяла на себя просветительскую функцию и служение музе поставили на самый высокий пьедестал. Не вдаваясь в популярный ныне псевдоарт, где кривляния и нарочитость ничего, кроме брезгливости и неловкости, у образованной публики не вызывает.

О том, как правильно играть в духе дель арте нынешний владелец и режиссер знает не понаслышке. Он — ученик знаменитейшего итальянца Джорджо Стрелера, открывшего в 1947 г. в Милане первый после войны стационарный театр «Пикколо». Их знаковый спектакль «Слуга двух господ» Гольдони увидели зрители всего мира — труппа частенько выезжала на гастроли. Говорят, что каноны традиций дель арте, которые демонстрировал здешний театр, породили безумное количество последователей и подражателей.

Получив крепкие навыки от этих и других учителей, освоив технику буффонады, пения, танцев, мимики и циркового искусства (работал в (цирк дю Солей) Аттилио Маджулли вместе с супругой Еленой, актрисой, обосновались в Париже.

Кстати, традиция итальянских театров, разыгрывавших комедии, ведет свое исчисление с конца XVI в., когда первые лицедеи предстали перед двором короля Карла IX.

Современный Театр итальянской комедии открыли в здании бывшей тюрьмы — приземистом, камерном, с низкими потолками, и всего на сотню посадочных мест. Сделали из него настоящее чудо — как называют завсегдатаи — «бонбоньерку» — сказочную коробку конфет. Содержание пьес, фрески, которыми сплошь расписана сцена и потолок, инвентарь «под золото» полностью соответствует доминирующей здесь эпохе. Даже клетки, где раньше содержались подозреваемые, тоже пошли в дело — став изысканными ложами.

Костюмами и декорациями, с которыми они вынуждены расстаться, труппа гордилась особо. Делались они на заказ, многие наряды использовались в нескольких спектаклях, сшиты из дорогих тканей с богатым декором, бусинами, стразами. Их разрабатывали только итальянские мастера, поднаторевшие в стилистике дель арте. Шляпы и маски — атрибуты героев комедий, восхищали поколения зрителей.

С сегодняшнего дня все это пойдет «под нож». Хотя, вдруг, весь этот эксклюзивный товар послужит для пользы дела другого энтузиаста.

К чему это я рассказала вам эту печальную историю? К тому, что подобный сценарий, вполне может разыграться и в нашей стране.

Люди — не острова в океане.

И если по ком то звонит колокол, возможно, он уже звонит и по тебе?

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Работа над ошибкой

На прошлой неделе в украинский прокат вышла «Неизвестная» братьев Дарденн, лента...

Какую роскошь наваляли

В этом виде ручного труда главный посыл: не поваляешь, не наденешь. И первое, что...

Сказка, раскраска, игра: три в одном

Книга для детей «Ташенька и кактус», которую написала и проиллюстрировала Слава...

Обманутые ожидания

Во второй половине ноября в украинский прокат вышли фильмы двух видных европейских...

Дизайнеры на куски

1-го и 2 декабря в Днепре намечено масштабное событие в мире моды — шестой сезон Dnipro...

Вводите санкции, графиня

Именно барон Крохбах, делец и острый на язык друг графини, по задумке режиссера и...

А впереди Жванецкий на белом коне

«Жажда перемен — как стояние в пробке, куда угодно, лишь бы отсюда»

Ленин напоказ

Публика штурмовала кассы, желая попасть на «Бал в «Савойе» и услышать...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка