Как музеи адаптируются к культуре селфи

№45–46(751) 4 — 10 декабря 2015 г. 02 Декабря 2015 5

Невидимые кураторы музеев будущего смогут не только определять, в каком выставочном зале мы находимся в данный момент, но и понимать, чем именно нам хотелось бы полюбоваться. С помощью миниатюрных Bluetooth-маячков, размещенных по всей территории музейного комплекса, продвинутая система управления рассылает на телефоны посетителей уведомления с рекомендацией посетить интересующую их экспозицию. Определяет круг наших интересов анализ истории просмотра нами сайтов музейных коллекций. Подобный музей будет функционировать так же безупречно, как магазин приложений Apple, выдавать столь же уместные рекомендации, как сайт Amazon, общаться с нами на современном и понятном языке, а также благосклонно относиться к тяге человека к селфи.

Музеев такого типа в мире пока еще нет. Тем не менее многие из этих культурных учреждений без лишней рекламы и шумихи активно внедряют новаторские технологические решения, позволяющие максимально заинтересовать потенциальных посетителей.

Конечно, не стоит забывать, что в нашем мире в противовес поклонникам гаджетов и приложений есть стремящиеся к уединению энтузиасты аналоговых ощущений, убежденные в том, что яркие экраны и интерактивные устройства полностью противоречат глубинной сути и цели традиционного похода в музей. Идеал таких людей — вдумчивое созерцание мирового шедевра, навевающее размышления о его роли и месте в истории, и уж, конечно, без вторжения в этот процесс технологических раздражителей.

Противостояние этих двух философий, скорее всего, будет вечным, но многие отмечают: в современных музеях полным ходом идут перемены, судя по всему, наиболее стремительные со времен появления в 50-е годы первых систем аудиогидов. Музеи пытаются не остаться на обочине в мире, где видео уже одержало решительную победу над аудио.

Так, Окружной музей искусств Лос-Анджелеса — LACMA — недавно выпустил мобильное приложение «Аудиотур», содержащее базу данных выставленных экспонатов с возможностью поиска, информацию о выложенной в интернет коллекции. Кроме того, это приложение умеет отправлять посетителям уведомления о точном времени включения иллюминации на одном из ценных экспонатов музея — скульптуре Urban Light. Также информирует гуляющего по галереям визитера о том, сколько солнечных панелей установлено на крышах зданий комплекса.

Музей Broad в Лос-Анджелесе запустил подобное приложение, сообщающее посетителям о самых интересных экспозициях. Предусмотрены в нем и аудиогиды, посвященные архитектуре, обсуждению мировых шедевров известными художниками. Есть даже их версии для детей.

Библиотека Хантингтона (Сан-Марино, Калифорния) в отреставрированных исторических залах установила планшеты iPad с информацией о хранящейся здесь коллекции. Цифровые сенсорные столы в экспозиции «Мумии» Музея естественной истории Лос-Анджелеса позволяют гостям в виртуальном режиме «раздевать» мумии, получая при этом информацию о жизни людей в доисторические времена. Нажатие сенсорной кнопки «дагерротипы», в галерее музея Autry, в посвященной гражданской войне в США выводит на экран меню с короткометражными фильмами, повествующими о событиях тех времен от первого лица.

В авангарде глобального процесса оцифровки музейных коллекций особое место занимает Центр Гетти, стремящийся сделать свое хранилище максимально доступным для ученых и всего мирового сообщества.

«Изменилось многое, и сегодня все приносят с собой мобильные устройства, что привело к пересмотру самой бизнес-модели музея. Главным образом музеи Лос-Анджелеса теперь заняты созданием мобильных приложений. Мы живем в эпоху культуры селфи: у каждого есть телефон, и люди с их помощью проверяют, имеется ли у нас соответствующее приложение или нет», — поясняют в администрации музея Broad.

В Музее искусств Кливленда (CMA) установлена «Стена коллекции» — дисплей с диагональю 40 дюймов: с его помощью можно просмотреть все шедевры постоянных коллекций, — а это свыше 4200 наименований. В лондонском Tate Modern функционирует система Bloomberg Connects: на большом вытянутом сенсорном дисплее представлена информация о хранящихся в музее более чем 35 000 работ 750 художников. Посетители Смитсновского музея дизайна в Нью-Йорке с помощью сенсорных экранов не только просматривают полную коллекцию, но и запрашивают необходимую информацию и дополнительные изображения.

Некоторые кураторы и посетители кардинально меняющих свой стиль музеев испытывают нескрываемое раздражение при виде засилья экранов и телефонов: они уверены — главная задача музея состоит в обеспечении непосредственного контакта между посетителем и прекрасным. Более того, некоторые эксперты уже успели окрестить происходящий сегодня в музеях процесс (в особенности специализирующихся на истории) «диснеефикацией»...

Однако, такие дебаты не останавливают руководство многих учреждений культуры на пути решительного освоения цифрового пространства, и упомянутое представление о музее будущего может стать реальностью гораздо раньше, чем мы предполагаем.

© 2015 Los Angeles Times/TNS

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Работа над ошибкой

На прошлой неделе в украинский прокат вышла «Неизвестная» братьев Дарденн, лента...

Какую роскошь наваляли

В этом виде ручного труда главный посыл: не поваляешь, не наденешь. И первое, что...

Сказка, раскраска, игра: три в одном

Книга для детей «Ташенька и кактус», которую написала и проиллюстрировала Слава...

Обманутые ожидания

Во второй половине ноября в украинский прокат вышли фильмы двух видных европейских...

Дизайнеры на куски

1-го и 2 декабря в Днепре намечено масштабное событие в мире моды — шестой сезон Dnipro...

Вводите санкции, графиня

Именно барон Крохбах, делец и острый на язык друг графини, по задумке режиссера и...

А впереди Жванецкий на белом коне

«Жажда перемен — как стояние в пробке, куда угодно, лишь бы отсюда»

Ленин напоказ

Публика штурмовала кассы, желая попасть на «Бал в «Савойе» и услышать...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка