Как отказаться от 600 миллионов

№41(791) 14 — 20 октября 2016 г. 11 Октября 2016 3

Дмитрий Олийнык и Инна Скорина-Калаба в спектакле «Як не стати порохом»

Киевский театр «Золотые ворота» представил первую премьеру нового сезона — спектакль «Як не стати порохом». Постановка Ореста Пастуха по пьесе Дьердя Шпиро призвана убедить зрителей в том, что счастье не только не в деньгах, но даже не в их количестве.

Начну, как сказали бы продвинутые веб-юзеры, с дисклеймера. Конечно, смешно, что слово «порох» в середине 2010-х сразу вызывает в памяти фамилию украинского президента, но как бы то ни было, спектакль вовсе не о том, как не стать Петром Порошенко. Он также и не о том порохе, который взрывчатое вещество, так что к войне постановка отношения не имеет. На самом деле имеется в виду тот порох, что по-русски прах. Именно так — «Прах» — и называется пьеса.

Чуть больше полугода назад я писал о спектакле тех же «Золотых ворот» «Як двоє бідних румунів польською розмовляли», поставленном Тамарой Труновой по пьесе Дороты Масловской. Теперь у меня дежавю — между постановками Труновой и молодого ивано-франковского режиссера Ореста Пастуха обнаруживается великое множество параллелей. Совпадения? Не думаю. Скорее, любопытная и показательная тенденция.

За основу опять взята пьеса восточноевропейского автора — на сей раз патриарха венгерской драматургии Дьердя Шпиро. Название обоих спектаклей начинаются с одного и того же слова «як», которого нет в названиях пьес. Обе постановки выполнены в жанре драмеди, то есть сочетании драмы с комедией. Вернее, комедии с драмой. Оба спектакля начинаются с залихватского фарса, бешеного темпа, искрометного остроумия, но ближе к финалу дело принимает серьезный оборот, и героям приходится решать нешуточные проблемы.

Еще одно сходство: и в польской, и в венгерской пьесе речь идет о людях с невысоким достатком и довольно унылым образом жизни, который они давно и безуспешно мечтают изменить. Персонажам «Праха» вроде бы улыбается удача: муж неожиданно приходит домой посреди рабочего дня и демонстрирует жене лотерейный билет с выигрышем на 600 миллионов. Однако дальше начинается классическая история о внезапно свалившемся богатстве, которое приносит вовсе не заветное счастье, а лишь хлопоты, сложности и даже бедствия.

Дело в том, что супруги решительно неспособны договориться друг с другом о том, как поступить с легкими деньгами. Разность мнений порождает спор, который стремительно перерастает в конфликт. Клочок бумаги с зачеркнутыми циферками из символа грядущего благополучия превращается в средоточие зла, и перед героями разверзается чуть ли не экзистенциальная бездна. Оказывается, без этих проклятых 600 миллионов жить гораздо проще и комфортней, чем с ними.

Тут напрашивается вывод, что не в богатстве счастье, что легкие деньги добра принести не могут и все такое. Однако у этой хорошо знакомой медали есть оборотная сторона, и на ней начертано, что рожденный ползать летать не может. Осел останется ослом, хотя осыпь его звездами, индивидуум с ментальностью холопа не станет барином, даже если судьба решит отвалить ему полмиллиарда. Герои «Праха» ругаются не потому, что деньги зло, а потому, что плебейский менталитет и внутренняя несвобода не позволяют разумно ими распорядиться.

А теперь придется вернуться к нашим параллелям. «Як не стати порохом» похож на «Як двоє бідних румунів польською розмовляли» не только достоинствами, но и недостатками. Молодые актеры Дмитрий Олийнык и особенно Инна Скорина-Калаба блестяще дают комедию, но когда дело доходит до драмы, становятся куда менее убедительными. Еще одна слабость постановки Ореста Пастуха — невыразительный финал. Если забыть последние двадцать минут этого спектакля, то его можно признать замечательным. Пока что мне не удается, но я еще попробую.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АДМИНИСТРАЦИЕЙ ТЕАТРА

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Тамара Антропова: «Мне хочется съесть эту жизнь здесь,...

Тамара Антропова рассказала «2000» о том, что привыкла устраиваться с книгой на...

Проня Прокоповна теперь танцует

Конец театрального сезона Национальная опера Украины отметит премьерой балета «За...

Пьеса украинского драматурга завоевала высшую премию...

В Германии были представлены работы украинских режиссеров, перфомеров и драматургов

Русский, Могучий, Козловский...

«Золотая маска»-2017: Жолдак в 4015-м, одесские плеяды, пост-Чехов и Островский в...

Пятнадцать плюс-минус одна

27 марта в Международный день театра состоялось награждение лауреатов 25 сезона...

Околонаучная статья о театрах Украины и их связях с...

Определены отдельные векторы развития театральной среды Украины и роль театра в...

Загрузка...
Загрузка...

Машина прошедшего времени

На прошлой неделе Театр на левом берегу Днепра показал публике последнюю премьеру...

Левый марш

Подборку Oscar Shorts-2017, вышедшую на прошлой неделе в украинский прокат, составили пять...

Это не как-либо что, а что-либо как

29-го и 30 июня театральный сезон завершит совершенно новое произведение — балет...

В Киеве открылась фотостудия Lightfield Productions — отличное...

Теперь у киевских фотографов появилась отличная возможность — в городе открылась...

Да, тюрки мы

В 2008 г. ЮНЕСКО объявило азербайджанский мугам одним из шедевров устного и...

Признак оперы

Тема привидений, да еще и в старинном замке, настолько благодатная, что ее не могли...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка