Казаки ручной работы

№8v(736) 6 — 12 марта 2015 г. 04 Марта 2015 3.8

Трудно сказать, кто больше веселился на премьере «Запорожца за Дунаем» — артисты, которые с видимым удовольствием разыгрывали свои сцены, или зрители, с не меньшей утехой следившие за действом.

28 февраля Национальная опера представила премьеру — новую постановку знаменитого музыкального опуса Семена Гулака-Артемовского и, пожалуй, самого почтенного из украинской оперной классики. Надо сказать, что «Запорожец за Дунаем» в особых представлениях не нуждается: сюжет известен, в том числе и по нескольким экранизациям разных лет, а ариозо и дуэты часто исполняются в концертах, в частности патетическая ария с хором «Блаженний день, блаженний час».

Однако создателям новой версии все же удалось приятно удивить публику. Рукоплескать зал начал уже после поднятого занавеса — столь чудесны были декорации, а потом аплодисменты раздавались чуть ли не после каждой финальной каденции.

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №1

    . 28 февраля на сцене Национальной оперы Украины предстала новая редакция жемчужины украинской классики оперы «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Министр культуры — вице-премьер-министр Вячеслав Кириленко пришел на премьеру в формате «без галстука»

    Министр культуры — вице-премьер-министр Вячеслав Кириленко пришел на премьеру в формате «без галстука», фото №2

    Министр культуры — вице-премьер-министр Вячеслав Кириленко пришел на премьеру в формате «без галстука»

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №3

    Николая Дядюра — дирижер-постановщик

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №4

    Итак, она звалась Оксаной — Татьяна Ганина

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №5

    Итак, она звалась Оксаной — Татьяна Ганина

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №6

    . 28 февраля на сцене Национальной оперы Украины предстала новая редакция жемчужины украинской классики оперы «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №7

    . 28 февраля на сцене Национальной оперы Украины предстала новая редакция жемчужины украинской классики оперы «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №8

    Карась с выходом

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №9

    . 28 февраля на сцене Национальной оперы Украины предстала новая редакция жемчужины украинской классики оперы «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №10

    Ни один мускул не дрогнул в лице Карася, когда из зала выкрикнули «пьянству — бой»

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №11

    Явление Султана украинскому народу

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №12

    Явление Султана украинскому народу

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №13

    . 28 февраля на сцене Национальной оперы Украины предстала новая редакция жемчужины украинской классики оперы «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №14

    . 28 февраля на сцене Национальной оперы Украины предстала новая редакция жемчужины украинской классики оперы «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №15

    . 28 февраля на сцене Национальной оперы Украины предстала новая редакция жемчужины украинской классики оперы «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №16

    . 28 февраля на сцене Национальной оперы Украины предстала новая редакция жемчужины украинской классики оперы «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №17

    Преображение в турецкоподданного

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №18

    Преображение в турецкоподданного

    //Катерина ЛАЩИКОВА

Дуже загулявся и к полуштофу не добрался

Особо приветливо публика принимала исполнителя главной партии — Карася — Сергея Магеру. Народный артист был явно в ударе, надеюсь, что в академическом контексте сравнение не прозвучит излишне кощунственно. Тем не менее роль казака лишний раз подчеркнула мощь голосовых данных известного баса, а еще и раскрыла драматический талант исполнителя в первой же арии «Ой, щось дуже загулявся».

Дело в том, что «Запорожец за Дунаем» — сочинение не совсем обычное, отличающееся от канонического оперного произведения. Здесь есть развернутые хореографические номера, а артисты не только поют, но и ведут беседы (монологи) а капелла — без сопровождения оркестра. Вот тут-то как раз и выходит на передний план чистой воды артистизм.

Публика похохатывала всякий раз, когда Карась (Магера) выуживал из красных шаровар полуштоф горилочки или произносил свои реплики, обращаясь к Султану (Александр Бойко), его придворному Селих-аге (Руслан Танский) и к мальчику-арапчонку.

Ни один мускул не дрогнул в лице Карася, когда некто из зала (похоже, ярый член общества борьбы за трезвость) громогласно выкрикнул что-то типа «бутылке — позор» и «пьянству — бой». Впрочем, зарвавшегося зрителя проигнорировала и благовоспитанная публика.

С блеском Сергей Магера и Мария Березовская (жена Карася, Одарка) разыграли сцену супружеской размолвки.

Оксану — приемную дочь Карася — исполнила Татьяна Ганина. Эта роль прекрасно знакома солистке, репертуарная. Когда в 2007-м на киностудии Довженко сняли очередную версию одноименной оперы с участием солистов театра, Оксану сыграла как раз Ганина. Главная роль досталась единственному «непоющему» из актерского состава — Богдану Бенюку. Он воплотился в Карася, хотя изначально казаком должен был стать прекрасный бас Николай Шопша. К сожалению, артист скоропостижно скончался, однако его голосом поет Карась — Бенюк.

Признаюсь, мне очень было интересно послушать недавнего дебютанта на большой сцене — Валентина Дытюка (студента НМАУ им. Чайковского), он готовил партию Андрея. В конце прошлого года молодой тенор завоевал Гран-при Международного вокального конкурса им. Глинки и уже спел Ленского («Евгений Онегин») на киевской сцене.

Однако в день официальной премьеры Андрея пел Дмитрий Кузьмин. Свежо прозвучала его ария «Чорна хмара з-за діброви...», которую артист начал петь едва «сойдя на берег с лодки», и пылко — дуэт Оксаны и Андрея в конце действия. За кулисы артисты уходили под аккомпанемент оваций.

Впрочем, так и должно быть. «Запорожец...» — хороший музыкальный материал, певцам есть где показать тембр и диапазон, продемонстрировать мастерство и даже покуражиться, оркестр ощутимо наслаждается мелодичностью и легкостью оркестровки, а публика восхищается костюмами и декорациями.

Султан на миллион

Эта опера была изначально запрограммирована на успех. Во-первых, середина XIX в.: Гоголь издал «Вечера на хуторе близ Диканьки», в Петербурге и Москве с успехом прошли спектакли «Наталка Полтавка» и «Солдат-чародей» («Москаль-чарiвник»). Главную роль в этих водевилях сыграл легендарный Михаил Щепкин. Тараса Шевченко выкупили из крепачества, развернув невиданную по тем временам, как бы сегодня сказали, арт-акцию.

Колоритная, искрометная комедия на украинском фольклоре и типичных характерах, которых сочно живописал Гоголь, — сварливой жены, хитровато-простецкого казака-мужа, героического народа, не могла не зацепить публику. Во-вторых, главную партию в опере исполнял сам автор, солист императорского театра, певец высочайшего уровня вокальной культуры, владеющий бельканто (а как иначе, ведь с успехом выступал в Италии), — бас-баритон Гулак-Артемовский.

В-третьих, возможно, ощущалась и некоторая нехватка комических опер национального репертуара. В этом жанре итальянцы много и плодотворно работали.

Премьера «Запорожца за Дунаем» состоялась 14 апреля 1863 г. на сцене Мариинского театра в Петербурге. Рецензенты признавали, что «композитор показал свой блестящий комедийный талант».

11 марта 1936-го в Большом театре «Запорожца за Дунаем» представила труппа Киевского театра оперы и балета, привезя несколько своих постановок на Первую декаду украинской литературы и искусства. Сказать, что этот спектакль произвел фурор, — не сказать ничего. Зал бравировал и вызывал артистов на бис, интеллигенция склоняла головы перед силой таланта украинцев: Карася — Михаила Донца, Одарки — Оксаны Петрусенко, Андрея — Юрия Кипоренко-Даманского.

Время от времени главный театр делал новые редакции этого спектакля. Наконец появилась свежая более динамичная трактовка — вместо трех действий в оригинальном либретто Гулака-Артемовского в оркестровке Лядова спектакль уместился в два. Работа над проектом началась аккурат к 200-летнему юбилею композитора, который отмечался в 2013 г.

Сокращения никак не повлияли на логику событий и не затронули вокальных партий — музыкальная редактура, за которую взялся Мирослав Скорик, касается в первую очередь оркестровки.

Сценической версией и постановкой отметился главный режиссер театра Анатолий Соловьяненко, сценография была возложена на художника-постановщика Марию Левитскую.

От самой первой киевской постановки «Запорожца за Дунаем» 1934 г. не осталось ни одного сценического артефакта (все-таки Киев пережил оккупацию), да и времени много прошло. Так что представить довоенный антураж и наряды, которыми поразили украинцы Москву, не представляется возможным.

Зато с каждой новой (или обновленной) постановкой в этом театре не устаю удивляться декорациям, костюмам и вообще художественному оформлению Марии Сергеевны.

Для новых «Запорожцев» сшили почти 280 костюмов ручной работы и такого искусного мастерства, что даже из ложи бельэтажа богатая вышивка, например платья Cултана и его вельмож, поражала воображение. Интересно, но чтобы удешевить бюджет, расписанный на создание костюмов, ткани покупались копеечные. В готовом же виде они выглядели на миллион, никак не меньше. А уж когда на сцену вышел хор и балет, то от обилия украшений, декора засверкало в глазах.

Эффект ряби на широкой глади Дуная был достигнут при помощи направленного света и прозрачной кисеи-завесы, которая колыхалась, создавая почти реальную зыбь. Для кулис было сплошь расписано 2,5 тыс. метров полотна.

Сегодня много говорится о том, что национальные театры должны сосредоточиться на национальном же материале, ставить новые спектакли, возобновлять старые постановки. Но на самом деле украинского репертуара, в частности оперного, достойного и соответствующего многим критериям качества, в том числе и временной целесообразности, не так уж и много. Будем говорить откровенно.

Театральный показатель — еще точнее, это кассовая прибыльность и интерес зрителя. Так вот в этом контексте «Запорожец за Дунаем», как и другая опера из «национального разряда» — «Наталка Полтавка» Лысенко, вполне соответствует формулировке — жемчужин украинского репертуара. Кстати, показывают «Наталку» 2—3 раза в месяц, и количество публики в зале не уменьшается.

По словам Анатолия Соловьяненко, уже сейчас рассматривается и обговаривается несколько вариантов новых постановок на следующий театральный сезон. Опять-таки не будем забывать о жизненных реалиях, ведь полноценный масштабный спектакль — дело весьма затратное.

Впрочем, нынешнюю постановку «Запорожца за Дунаем» театр выпустил без единой копейки финансовой поддержки государства.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Трудно быть Кабачком

Многотонная машина с готовностью вторит человеку: обнимает и отталкивает опасными...

Виктория Булитко: «Над «Муму» я рыдала огромными...

Одна из самых обаятельных комедийных актрис Украины чистосердечно признается в том,...

Кино. Трехминутная готовность

Пока чиновники от киноиндустрии размышляют над тем, как сделать кинематограф...

Горький урожай зрительских симпатий

Чтобы зацепить зрителя, нужно нечто большее, чем желание иностранцев показать нам,...

«Тихое» кино для мам

На «тихие» сеансы мам с младенцами приглашает кинотеатр «Жовтень» (ул....

Фабрика слез

Если вы любите душещипательное индийское кино, если в былые годы не пропускали...

В тембре вальса

Сидишь в кинотеатре, слушаешь себя и думаешь: здесь могла бы и лучше сказать, а вот тут...

Я художник, я так вижу!

Сотни школ, курсов и мастер-классов способны обучить базовым навыкам живописи любого...

Кодай нации

Основной постулат методики Золтана Кодая — чтение нот каждым школьником —...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка