Казаки ручной работы

№8v(736) 6 — 12 марта 2015 г. 04 Марта 2015 3.8

Трудно сказать, кто больше веселился на премьере «Запорожца за Дунаем» — артисты, которые с видимым удовольствием разыгрывали свои сцены, или зрители, с не меньшей утехой следившие за действом.

28 февраля Национальная опера представила премьеру — новую постановку знаменитого музыкального опуса Семена Гулака-Артемовского и, пожалуй, самого почтенного из украинской оперной классики. Надо сказать, что «Запорожец за Дунаем» в особых представлениях не нуждается: сюжет известен, в том числе и по нескольким экранизациям разных лет, а ариозо и дуэты часто исполняются в концертах, в частности патетическая ария с хором «Блаженний день, блаженний час».

Однако создателям новой версии все же удалось приятно удивить публику. Рукоплескать зал начал уже после поднятого занавеса — столь чудесны были декорации, а потом аплодисменты раздавались чуть ли не после каждой финальной каденции.

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №1

    . 28 февраля на сцене Национальной оперы Украины предстала новая редакция жемчужины украинской классики оперы «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Министр культуры — вице-премьер-министр Вячеслав Кириленко пришел на премьеру в формате «без галстука»

    Министр культуры — вице-премьер-министр Вячеслав Кириленко пришел на премьеру в формате «без галстука», фото №2

    Министр культуры — вице-премьер-министр Вячеслав Кириленко пришел на премьеру в формате «без галстука»

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №3

    Николая Дядюра — дирижер-постановщик

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №4

    Итак, она звалась Оксаной — Татьяна Ганина

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №5

    Итак, она звалась Оксаной — Татьяна Ганина

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №6

    . 28 февраля на сцене Национальной оперы Украины предстала новая редакция жемчужины украинской классики оперы «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №7

    . 28 февраля на сцене Национальной оперы Украины предстала новая редакция жемчужины украинской классики оперы «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №8

    Карась с выходом

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №9

    . 28 февраля на сцене Национальной оперы Украины предстала новая редакция жемчужины украинской классики оперы «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №10

    Ни один мускул не дрогнул в лице Карася, когда из зала выкрикнули «пьянству — бой»

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №11

    Явление Султана украинскому народу

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №12

    Явление Султана украинскому народу

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №13

    . 28 февраля на сцене Национальной оперы Украины предстала новая редакция жемчужины украинской классики оперы «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №14

    . 28 февраля на сцене Национальной оперы Украины предстала новая редакция жемчужины украинской классики оперы «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №15

    . 28 февраля на сцене Национальной оперы Украины предстала новая редакция жемчужины украинской классики оперы «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №16

    . 28 февраля на сцене Национальной оперы Украины предстала новая редакция жемчужины украинской классики оперы «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №17

    Преображение в турецкоподданного

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • На голубом Дунае казаки гуляли

    На голубом Дунае казаки гуляли, фото №18

    Преображение в турецкоподданного

    //Катерина ЛАЩИКОВА

Дуже загулявся и к полуштофу не добрался

Особо приветливо публика принимала исполнителя главной партии — Карася — Сергея Магеру. Народный артист был явно в ударе, надеюсь, что в академическом контексте сравнение не прозвучит излишне кощунственно. Тем не менее роль казака лишний раз подчеркнула мощь голосовых данных известного баса, а еще и раскрыла драматический талант исполнителя в первой же арии «Ой, щось дуже загулявся».

Дело в том, что «Запорожец за Дунаем» — сочинение не совсем обычное, отличающееся от канонического оперного произведения. Здесь есть развернутые хореографические номера, а артисты не только поют, но и ведут беседы (монологи) а капелла — без сопровождения оркестра. Вот тут-то как раз и выходит на передний план чистой воды артистизм.

Публика похохатывала всякий раз, когда Карась (Магера) выуживал из красных шаровар полуштоф горилочки или произносил свои реплики, обращаясь к Султану (Александр Бойко), его придворному Селих-аге (Руслан Танский) и к мальчику-арапчонку.

Ни один мускул не дрогнул в лице Карася, когда некто из зала (похоже, ярый член общества борьбы за трезвость) громогласно выкрикнул что-то типа «бутылке — позор» и «пьянству — бой». Впрочем, зарвавшегося зрителя проигнорировала и благовоспитанная публика.

С блеском Сергей Магера и Мария Березовская (жена Карася, Одарка) разыграли сцену супружеской размолвки.

Оксану — приемную дочь Карася — исполнила Татьяна Ганина. Эта роль прекрасно знакома солистке, репертуарная. Когда в 2007-м на киностудии Довженко сняли очередную версию одноименной оперы с участием солистов театра, Оксану сыграла как раз Ганина. Главная роль досталась единственному «непоющему» из актерского состава — Богдану Бенюку. Он воплотился в Карася, хотя изначально казаком должен был стать прекрасный бас Николай Шопша. К сожалению, артист скоропостижно скончался, однако его голосом поет Карась — Бенюк.

Признаюсь, мне очень было интересно послушать недавнего дебютанта на большой сцене — Валентина Дытюка (студента НМАУ им. Чайковского), он готовил партию Андрея. В конце прошлого года молодой тенор завоевал Гран-при Международного вокального конкурса им. Глинки и уже спел Ленского («Евгений Онегин») на киевской сцене.

Однако в день официальной премьеры Андрея пел Дмитрий Кузьмин. Свежо прозвучала его ария «Чорна хмара з-за діброви...», которую артист начал петь едва «сойдя на берег с лодки», и пылко — дуэт Оксаны и Андрея в конце действия. За кулисы артисты уходили под аккомпанемент оваций.

Впрочем, так и должно быть. «Запорожец...» — хороший музыкальный материал, певцам есть где показать тембр и диапазон, продемонстрировать мастерство и даже покуражиться, оркестр ощутимо наслаждается мелодичностью и легкостью оркестровки, а публика восхищается костюмами и декорациями.

Султан на миллион

Эта опера была изначально запрограммирована на успех. Во-первых, середина XIX в.: Гоголь издал «Вечера на хуторе близ Диканьки», в Петербурге и Москве с успехом прошли спектакли «Наталка Полтавка» и «Солдат-чародей» («Москаль-чарiвник»). Главную роль в этих водевилях сыграл легендарный Михаил Щепкин. Тараса Шевченко выкупили из крепачества, развернув невиданную по тем временам, как бы сегодня сказали, арт-акцию.

Колоритная, искрометная комедия на украинском фольклоре и типичных характерах, которых сочно живописал Гоголь, — сварливой жены, хитровато-простецкого казака-мужа, героического народа, не могла не зацепить публику. Во-вторых, главную партию в опере исполнял сам автор, солист императорского театра, певец высочайшего уровня вокальной культуры, владеющий бельканто (а как иначе, ведь с успехом выступал в Италии), — бас-баритон Гулак-Артемовский.

В-третьих, возможно, ощущалась и некоторая нехватка комических опер национального репертуара. В этом жанре итальянцы много и плодотворно работали.

Премьера «Запорожца за Дунаем» состоялась 14 апреля 1863 г. на сцене Мариинского театра в Петербурге. Рецензенты признавали, что «композитор показал свой блестящий комедийный талант».

11 марта 1936-го в Большом театре «Запорожца за Дунаем» представила труппа Киевского театра оперы и балета, привезя несколько своих постановок на Первую декаду украинской литературы и искусства. Сказать, что этот спектакль произвел фурор, — не сказать ничего. Зал бравировал и вызывал артистов на бис, интеллигенция склоняла головы перед силой таланта украинцев: Карася — Михаила Донца, Одарки — Оксаны Петрусенко, Андрея — Юрия Кипоренко-Даманского.

Время от времени главный театр делал новые редакции этого спектакля. Наконец появилась свежая более динамичная трактовка — вместо трех действий в оригинальном либретто Гулака-Артемовского в оркестровке Лядова спектакль уместился в два. Работа над проектом началась аккурат к 200-летнему юбилею композитора, который отмечался в 2013 г.

Сокращения никак не повлияли на логику событий и не затронули вокальных партий — музыкальная редактура, за которую взялся Мирослав Скорик, касается в первую очередь оркестровки.

Сценической версией и постановкой отметился главный режиссер театра Анатолий Соловьяненко, сценография была возложена на художника-постановщика Марию Левитскую.

От самой первой киевской постановки «Запорожца за Дунаем» 1934 г. не осталось ни одного сценического артефакта (все-таки Киев пережил оккупацию), да и времени много прошло. Так что представить довоенный антураж и наряды, которыми поразили украинцы Москву, не представляется возможным.

Зато с каждой новой (или обновленной) постановкой в этом театре не устаю удивляться декорациям, костюмам и вообще художественному оформлению Марии Сергеевны.

Для новых «Запорожцев» сшили почти 280 костюмов ручной работы и такого искусного мастерства, что даже из ложи бельэтажа богатая вышивка, например платья Cултана и его вельмож, поражала воображение. Интересно, но чтобы удешевить бюджет, расписанный на создание костюмов, ткани покупались копеечные. В готовом же виде они выглядели на миллион, никак не меньше. А уж когда на сцену вышел хор и балет, то от обилия украшений, декора засверкало в глазах.

Эффект ряби на широкой глади Дуная был достигнут при помощи направленного света и прозрачной кисеи-завесы, которая колыхалась, создавая почти реальную зыбь. Для кулис было сплошь расписано 2,5 тыс. метров полотна.

Сегодня много говорится о том, что национальные театры должны сосредоточиться на национальном же материале, ставить новые спектакли, возобновлять старые постановки. Но на самом деле украинского репертуара, в частности оперного, достойного и соответствующего многим критериям качества, в том числе и временной целесообразности, не так уж и много. Будем говорить откровенно.

Театральный показатель — еще точнее, это кассовая прибыльность и интерес зрителя. Так вот в этом контексте «Запорожец за Дунаем», как и другая опера из «национального разряда» — «Наталка Полтавка» Лысенко, вполне соответствует формулировке — жемчужин украинского репертуара. Кстати, показывают «Наталку» 2—3 раза в месяц, и количество публики в зале не уменьшается.

По словам Анатолия Соловьяненко, уже сейчас рассматривается и обговаривается несколько вариантов новых постановок на следующий театральный сезон. Опять-таки не будем забывать о жизненных реалиях, ведь полноценный масштабный спектакль — дело весьма затратное.

Впрочем, нынешнюю постановку «Запорожца за Дунаем» театр выпустил без единой копейки финансовой поддержки государства.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Большой привет Большому Брату

В четверг в украинский прокат вышел фильм Джеймса Понсольдта «Сфера». Содержание...

Русский, Могучий, Козловский...

«Золотая маска»-2017: Жолдак в 4015-м, одесские плеяды, пост-Чехов и Островский в...

Людмила Губианури: «В трудное время я открываю Чехова...

Людмила Губианури рассказала «2000», что с детства воспринимает библиотеку как...

Как это батально

«Они выбирали меня снова и снова...И я... пела самые изысканные арии... голой на стуле......

Пейзаж без человека

С нынешнего четверга Терренс Малик показывает украинским синефилам электронную...

Загрузка...

Краса писаная

90—60—90 — это не параметры идеальной женской фигуры, а яйцо ко Христову дню

На любви поставили Тоску

Ее голос — необъятной мощи и такого спектра оттенков, что впору использовать для их...

Пятнадцать плюс-минус одна

27 марта в Международный день театра состоялось награждение лауреатов 25 сезона...

«Мой идеальный дом — это библиотека»

Композитор Виктория Полевая рассказала «2000», что до сих пор хранит свои...

Скорбное предчувствие

В прошлую пятницу в столичном Дворце культуры КПИ состоялась премьера проекта...

Киев: от Днепра до самых до окраин

Назвать точное количество работ с изображением столичного пейзажа, что хранятся в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка