Киев: от Днепра до самых до окраин

№13(813) 31 марта -- 6 апреля 2017 г. 28 Марта 2017 4.5

  • Александр Хвостенко-Хвостов. «Крещатик строится», 1954 г.

    Александр Хвостенко-Хвостов. «Крещатик строится», 1954 г., фото №1

    Александр Хвостенко-Хвостов. «Крещатик строится», 1954 г.

  • Аким Левич. «Киевская старина», 1983 г.

    Аким Левич. «Киевская старина», 1983 г., фото №2

    Аким Левич. «Киевская старина», 1983 г.

  • Владислав Мамсиков. «Улица Притиско-Никольская», 1992 г.

    Владислав Мамсиков. «Улица Притиско-Никольская», 1992 г., фото №3

    Владислав Мамсиков. «Улица Притиско-Никольская», 1992 г.

  • Александр Павлов. «Бессарабский рынок. Киев», 1982 г.

    Александр Павлов. «Бессарабский рынок. Киев», 1982 г., фото №4

    Александр Павлов. «Бессарабский рынок. Киев», 1982 г.

  • Сергей Шишко. «Днепр осенью», 1957 г.

    Сергей Шишко. «Днепр осенью», 1957 г., фото №5

    Сергей Шишко. «Днепр осенью», 1957 г.

  • Михаил Вайнштейн. «Киев. Львовская площадь», 1979 г.

    Михаил Вайнштейн. «Киев. Львовская площадь», 1979 г., фото №6

    Михаил Вайнштейн. «Киев. Львовская площадь», 1979 г.

  • Сергей Светославский. «Околица Киева», конец ХІХ в.

    Сергей Светославский. «Околица Киева», конец ХІХ в., фото №7

    Сергей Светославский. «Околица Киева», конец ХІХ в.

  • Александр Хвостенко-Хвостов. «Киев. Мост Патона», около 1954 г.

    Александр Хвостенко-Хвостов. «Киев. Мост Патона», около 1954 г., фото №8

    Александр Хвостенко-Хвостов. «Киев. Мост Патона», около 1954 г.

Фото 1 из 8

Назвать точное количество работ с изображением столичного пейзажа, что хранятся в фондах Музея истории Киева, не берется никто. Это тема отдельного научного исследования. Татьяна Костенко, первый заместитель генерального директора музея, говорит, что счет идет на сотни. И это неудивительно. Ведь десятки лет музей целенаправленно собирал собственную коллекцию городских видов, которая, как уверяют компетентные лица, ныне самая большая в стране. Возможно, и в мире. Потому как тема, сами понимаете, специфическая.

Увидеть большую часть этой коллекции, а также шедевры из других музейных, галерейных и, вполне возможно, частных собраний предлагают организаторы нового арт-проекта «Киевский пейзаж». Масштабную экспозицию, которую планируют проводить в формате биеннале, то есть с периодичностью раз в два года, можно посмотреть уже с 27 апреля в Киеве.

Дата — конец апреля — выбрана не просто так. Столица проводит «Евровидение», встречает гостей из-за рубежа и ожидает большей туристической активности как киевлян, так и приезжих. Потому так важно вкупе с атмосферой нынешнего Киева презентовать городские достопримечательности 20—50-летней давности.

«Киевский пейзаж» совпадает по времени с другим крупным художественным событием — неделей Kyiv Art Week (4—7 мая).

К слову, идею включения художественных работ в единое пейзажное пространство время от времени воплощают галеристы и кураторы. В столице несколько лет назад ярко прозвучал проект «Киев живописный» (автор и куратор Татьяна Литвиненко). Интересна его предыстория: в течение трех лет (с 2010-го по 2013 г.) более ста художников из разных уголков страны приезжали в столицу на пленэры. Результатом арт-командировок стала выставка и солидный альбом с одноименным названием, куда поместили более 300 иллюстраций. Это издание (составители: Юрий Осламовский, Татьяна Литвиненко и Александр Заика) выдвигалось на Шевченковскую премию 2015 г. в номинации «Литературоведение и искусствоведение».

«Киевский пейзаж» задумывается намного шире. Конечно, есть в нем произведения современных художников, но это лишь одна из составляющих. К слову, наполнением этого художественного сегмента занялся Евгений Карась, известный столичный эксперт, основатель галереи «Карась» на Андреевском спуске. «Еще год назад в своей галерее мы сделали пилотный проект, — говорит Евгений. — Почему вообще образовалась эта тема — «Киевский пейзаж»? Поколение новых, молодых художников, заявивших о себе в конце 80-х — начале 90-х, пыталось противостоять засилью того соцреализма, который нас окружал везде — в музеях, административных зданиях, санаториях, больницах. Целая волна авторов пыталась отойти от жанра, который изобиловал видами Кабинета Министров и прочих.

Уходили от реализма в более острые и радикальные пластические формы. Но к началу 2000-х вновь возродился интерес к живописи и пейзажу. Однако преемственность поколений прервалась, и сейчас нам очень важно протянуть нити между прошлым и будущим. Сшивать историю.

В рамках проекта мы также объявляем конкурс, открываем двери для лидеров украинского искусства и для молодых, менее известных художников. Кстати, киевский пейзаж необязательно должны отображать столичные авторы.

Интересно проследить данную тему в исторической динамике. Ведь художник своим обостренным взглядом улавливает те вещи, которые обычному человеку увидеть сложно, наполняет живописным, интеллектуальным, эмоциональным смыслом».

Думается, что проследить эту самую историческую динамику будет несложно. Работы современников будут встречать публику практически за входной дверью — весь первый этаж Музея истории Киева отдадут под экспозицию.

А на третьем этаже разместятся самые настоящие раритеты, проверенные временем и подтвержденные именем. Эту, наверное, самую сложную часть экспозиции сформируют благодаря в том числе потенциалу партнеров — Киевской картинной галереи (бывший Киевский музей русского искусства) и Национального художественного музея.

«На протяжении нескольких лет, когда у музея отсутствовало свое помещение, мы не имели возможности экспонировать коллекцию пейзажей, — говорит Татьяна Костенко, комиссар проекта «Киевский пейзаж». — Чаще всего проходили отдельные выставки живописных работ, например, Григория Светлицкого, Сергея Шишко, кстати, больше всего его работ собраны тоже в нашей коллекции. Теперь же можно рассматривать эту коллекцию как концептуальный проект.

Например, экспонировать раритетные произведения живописи и графики, которые в силу разных причин выставлялись крайне редко. Это произведения классиков украинского пейзажа — Сергея Светославского, Григория Светлицкого, шедевры звезд авангарда — Николая Бурачека, Льва Крамаренко, Александра Богомазова, Анатолия Петрицкого, Александра Хвостенко-Хвостова.

На выставке также будут представлены малоизвестные работы очень известных авторов — множество рисунков, например, Татьяны Яблонской — их еще никто не видел, Сергея Григорьева. Кроме этого — знаковые работы нонкомформистов 70—80-х — Олексы Захарчука, Михаила Вайнштейна, Виктора Рыжих».

И, конечно, одними выставками дело с пейзажем не закончится, иначе проект не будет завершенным. Так считает Константин Кожемяка, комиссар проекта, президент фонда Art Huss: «Любой качественный контент должен быть хорош не только по своему наполнению, но и сопровожден качественным, достойным полиграфическим продуктом. В нашем случае это подарочный альбом на украинском и английском языках».

Остается добавить, что «Киевский пейзаж» будет демонстрироваться до 24 мая в Музее истории Киева (ул. Б. Хмельницкого, 7, kyivhistorymuseum.org). Работают в ПН с 11.00 до 16.00, ВТ — ВС с 11.00 до 19.00 (касса прекращает работу за час до закрытия музея). Билеты 15—30 грн. Наблюдать за наполнением экспозиции проекта и отслеживать новости можно на его официальной страничке в ФБ (Київський Пейзаж/ Kyiv Landscape).

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Юбилей с «Богемой»

8 ноября Национальная опера отмечает свой 150-летний юбилей

Россия слушает Харьков и «Грибы»

За бронь столика на концерт «Грибов» платили до 4000 долларов

Если б я был султан Украины

Перед долгожданным вторым сезоном «Слуги народа» вспоминаем один из самых...

Хиджаб как модный тренд — на пути к размыванию сути?

Неужели мусульманскому головному платку действительно суждено стать новым,...

Ирина Озаринская: «Благодаря книге я из хулиганки...

Ирина Озаринская рассказала «2000», что с отрочества всей прочей литературе...

Не пропустите автобус Яноша Араня!

Если вам еще нет 45 лет и вы пишете стихи и новеллы на венгерском языке, то можете...

Загрузка...

Шаг вперед и три назад

Из претендентов на «Золотого Дюка» зрители высоко оценили комедии, а ленты с...

ШЕ не вмер

Тут отбрасывают клише, коими успели наградить поэта предыдущие поколения критиков и...

Как это сделали в Одессе

В середине лета Одесса стала не только кинематографической, но и литературной...

Женский взгляд

Героини всех романов нынешнего обозрения женщины, а вот среди авторов затесался один...

Как оценивает музыку Макс Фадеев

Не все знают, что популярный продюсер начал терять слух

Митя Герасимов: «Я переехал в Украину благодаря любви...

Митя Герасимов рассказал «2000», что его отец поступал с ним в детстве, как...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка