Коротко и просто

№20(772) 20 — 26 мая 2016 г. 18 Мая 2016 0

Кадр из короткометражного фильма «Заика» — обладателя «Оскара»-2016 // ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ «АРТХАУС ТРАФИК»

На прошлой неделе в украинский прокат вышла подборка Oscar Shorts — 2016, состоящая из короткометражных фильмов — финалистов недавнего «Оскара». Каждая из пяти лент снята в своем жанре: милая лирическая, остроумная комическая, нервная драматическая, примитивная идеологическая и еще одна настолько душераздирающая, что может считаться образцом дурного вкуса.

Короткий метр почти всегда лаборатория. Мэтры его обычно не жалуют, разве что снимут походя какую-нибудь безделку для альманаха со множеством громких имен, да и вернутся к полнометражным лентам. Короткий метр — удел подающих надежды, недавних или даже нынешних студентов, тех, чьи имена получат широкую известность когда-нибудь потом. Кстати, вовсе не обязательно получат — это уж как талант позволит, карта ляжет и звезды встанут.

Талант, карта и звезды привели к последнему оскаровскому шорт-листу пятерых режиссеров. Лишь один из них представляет США, остальные фильмы сняты в копродукции. Всего в титрах значится восемь стран, в том числе существующая лишь на бумаге Палестина и полупризнанное Косово. В целом картина весьма показательная: в двух лентах рассказаны забавные анекдоты (один смешной, другой сентиментальный), в двух других присутствует ярко выраженная антивоенная дидактика (мягко говоря, не слишком удачная) и еще в одном предпринята попытка создания остросюжетной психологической драмы. Разберемся, у кого что получилось.

«Заика», режиссер Бенджамин Клири, Великобритания—Ирландия. Симпатичная лента о молодом человеке, заикающемся настолько сильно, что на произнесение одной короткой фразы у него уходит целая минута. Юноша так стесняется своего недостатка, что предпочитает притворяться глухим и изучать жестовый язык. После долгих сомнений и тягостных раздумий он все-таки отваживается на встречу с девушкой, с которой целых полгода переписывается в интернете. Финал у совсем коротенькой 12-минутной британско-ирландской картины вроде бы остроумный и трогательный, но очень уж предсказуемый: надеюсь, вы уже догадались, по какой причине девушка волнуется перед встречей ничуть не меньше юноши. Предсказуемость не помешала Клири получить заветный «Оскар» — именно его работу американские киноакадемики признали наилучшей.

«Аве Мария», режиссер Базиль Халил, Палестина—Франция. Еврейская семья, проезжая мимо католического монастыря на пустынной арабской территории, умудряется влепиться в постамент с гипсовой Девой Марией. Бестолковой троице в составе мужа, жены и свекрови требуется помощь, оказать которую могут только пятеро местных монахинь. Задача усложняется тем, что наступает суббота, в период которой ортодоксальным иудеям запрещена любая работа (даже поднести к уху телефонную трубку считается грехом), а монахини хранят обет молчания. Добродушную комедию Базиля Халила венчает примиряющий хэппи-энд, однако уж слишком сильно чувствуется что фильм не израильский, а именно палестинский. Евреи в нем чудаковатые склочные недотепы, а благородные монахини творят добро с чувством высокомерного и слегка брезгливого снисхождения.

«Все будет хорошо», режиссер Патрик Вольрат, Германия—Австрия. «Воскресный папа» забирает дочку вроде бы на выходной, однако вскоре зрителю становится ясно, что планы у него гораздо более обширные и не вполне законные. Мы так и не узнаем, хотел отец увезти восьмилетнюю Леу за тридевять земель просто на недельку-другую или задумал похитить ее у матери насовсем. В фильме Вольрата четкий динамичный ритм, в нем замечательно переданы тревога и психологическое напряжение, здесь отличные актерские работы, но финал в виде многоточия производит странное впечатление: история обрывается на полуслове.

«Друг», режиссер Джейми Донахью, Великобритания—Косово. С одной стороны несчастные косовские дети, не понимающие, что торговать с проклятыми оккупантами — страшное зло и огромный риск. С другой — злобные, бесчестные, подлые сербские каратели, способные на любую мерзость. Да, мы помним о страшных этнических чистках в Косово, о военных преступлениях, совершенных югославской армией, но Донахью изображает ситуацию настолько плоско и предвзято, что его картина больше похожа не на художественное кино, а на пропагандистский ролик.

«День первый», режиссер Генри Хьюджес, США. Арабка Феда, новая переводчица, поступившая в отряд американских военных в Афганистане, сразу же попадает в серьезный переплет. Глубоко беременная жена пойманного боевика принимается рожать, и бедная Феда оказывается единственным человеком, который может ей помочь. Мужчинам касаться роженицы запрещено: радикальный ислам еще строже, чем ортодоксальный иудаизм. Дальше Хьюджес использует все возможные средства, чтобы пробить зрителя на слезу. Неправдоподобие и пафос достигают в его ленте таких запредельных высот, что, похоже, в скором будущем парню светит неплохой голливудский контракт.

В течение ближайшей недели Oscar Shorts можно посмотреть в Киеве, Виннице, Днепропетровске, Львове, Одессе и Харькове.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Работа над ошибкой

На прошлой неделе в украинский прокат вышла «Неизвестная» братьев Дарденн, лента...

Какую роскошь наваляли

В этом виде ручного труда главный посыл: не поваляешь, не наденешь. И первое, что...

Сказка, раскраска, игра: три в одном

Книга для детей «Ташенька и кактус», которую написала и проиллюстрировала Слава...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка