Красный Элвис из Одессы

18 Сентября 2015 5

Американская группа Red Elvises, созданная советскими эмигрантами, совершила качественный скачок в популярности в конце 90-х — после выхода забавного фильма «Шестиструнный самурай». В этой антиутопии гитаристы искали счастья в городе Лост-Вегас после поражения Штатов в ядерной войне. Игорь Юзов, Олег Бернов и другие «красные элвисы» сыграли яркие роли второго плана, а их музыка стала главным украшением картины.

Игорь Юзов // VIMEOCDN.COM
Игорь Юзов // VIMEOCDN.COM

С помощью в том числе этого фильма Red Elvises перешагнули с улиц калифорнийских городов в ротацию канала MTV и заставили говорить о себе на покинутой родине.

Лидером «красных элвисов» все эти годы является одессит Игорь Юзов, и Одесса несомненно присутствует в стилистике группы, текстах песен и даже американском английском, на котором поют Red Elvises. Вечно гастролирующие, колесящие по американским просторам на автобусе и всплывающие в Москве, Питере и даже Барнауле со своей огромной красной бас-балалайкой, всегда веселые и верные заветам великого Элвиса — они немного напоминают героев фильма «Мы из джаза», пусть они и из другой музыки и другого кино.

Может быть, Red Elvises подарили поклонникам не так много хитов, хотя My love is killing me, Siberia, Boogie on the Beach, I Wanna See You Bellydance, «Космонавт Петров» знают на постсоветском и американском пространствах даже те, кого никак не запишешь в фанаты этого коллектива. Но совершенно точно группа и сейчас дарит публике настоящее веселье, и сколько людей не окажется на ее концерте, они обязательно почувствуют себя частью этого удивительного советско-калифорнийско-эмигрантского рок-н-ролла.

В США через «Лимпопо»

— Группа Red Elvises отмечает 20-летие. Как настроение, какие вехи можете зафиксировать на этом пройденном творческом пути?

— Самим не верится, что так долго все это длилось и длится. Казалось, что закончится гораздо раньше, но все только начинается. Настроение прекрасное. Готовы еще 20—30 лет выдать.

— Как менялись за эти годы вы и ваша музыка?

— Очень сильно менялись и группа наша, и музыка. Научились играть на гитарах наконец-то! Что касается нашего направления, то каждый год оно у нас чуть-чуть меняется. Как говорили древние, все течет, все изменяется.

— Не так много информации о вас до отъезда в США. Как вы пополнили Элвис-ряды, когда взяли гитару в руки?

— Взял гитару рано, наверное, лет в шесть. Играл в Одессе по клубам, на свадьбах. У моего старшего брата была группа, я у него был басистом лет с 11—12. Были попытки создать коллектив в Одессе, но ничего толком не получилось, а когда приехал в Москву, собрал в институте группу «Лимпопо». Нас как-то сразу заметили и стали посылать за границу в разные Польши да Болгарии. Можно сказать, направили нас на экспорт.

— Одесса была рок-н-ролльным городом в те годы? Моряки привозили пластинки и т. д.

— В этом плане да, была возможность найти пластинки. А вот рок-н-ролльной я бы ту Одессу не назвал, по духу Москва в этом смысле была впереди. В Одессе были популярны такие, знаете, одесские песни, которыми город и знаменит. Сейчас, может, там побольше рок-групп, но не сказал бы, что рок-н-ролльная жизнь кипит. Даже наоборот, для такого большого города было довольно слабо с рок-музыкой, собственно, поэтому я в Москву и переехал. Там были «Машина времени», «Браво», в общем, поинтереснее.

— Одесских куплетов, как поется в песне Игоря Ганькевича, вы не сочиняли?

— Сочинял, до сих пор сочиняю. Вот у меня есть «Одесское танго». И вообще сочинял в такой стилистике, больше для смеха, конечно. Там все это в воздухе витает.

— Но в Одессе вы не частый гость.

— Да, как ни странно, по всему миру переиграл, а в родном городе выступал только раз. Очень успешно, это был небольшой клуб, хорошо нас встречали, но почему-то так и не получилось повторить. Сейчас тем будет более сложно.

— Вы не в черном списке?

— Не знаю, я, наверное, в розовом. Хотя туда езжу довольно регулярно.

Играть на улице можно бесконечно

— Чем занимались первые годы в США до запуска Red Elvises?

— Часть моей группы «Лимпопо» перебралась в Штаты, и мы занимались тем же самым, начали выступать на улицах, потом это перешло в частные гулянки, фестивали, рекламы какие-то делали.

— Тогда можно было просто выйти и играть на улице, ни с кем не надо было договариваться, начиная с государства и заканчивая местными донами Корлеоне?

— Тогда не надо, а сейчас нужно получать лицензию. А в те времена была довольно привольная жизнь для уличных музыкантов, и зарабатывали хорошо, к тому же был позитивный интерес к России. И мы помоложе были, «моргали» лучше. Была беззаботная уличная жизнь, веселая, я иногда ностальгирую по тем временам. Вышел, отыграл пару часов, заработал и пошел догуливать. А сейчас нужно от концерта до концерта по 6 часов на автобусе или поезде ехать. На улице было попроще.

— Когда идете по Арбату и видите через каждые пять метров ребят-музыкантов, чувствуете с ними родство?

— Конечно, я ощущаю с ними связь, но иной раз, особенно в холодные дождливые дни, подумаешь — ой, хорошо, что я тут не играю. Я чуть-чуть играл на Арбате, ну, может, раз пять. Но тоже неплохо зарабатывали.

— Тогда можно было так легко выйти и занять точку на Арбате?

— Ну да, тогда же была перестройка, народу навалило, что ой-ой-ой. Тоже было очень весело. «Бременские музыканты», вся жизнь —мультфильм. У меня до сих пор болезнь — в какой город ни приеду, иду по улице и отмечаю: «О, тут хорошее место, чтобы стать, люди будут бросать». Недавно ходил по Лондону, а я там тоже когда-то играл на улице, и увидел на одном месте, которое раньше считал только своим, целую очередь из команд. А в те времена на той маленькой улочке я был один.

— Сколько часов подряд можно так петь, играть? Как молодые битлы в гамбургских клубах?

— Можно бесконечно. Смотря сколько денег надо. Мы играли в среднем часа три. Когда только приехали в Штаты, то вообще без остановок сутками играли. И все время переводили деньги в рубли и прикидывали — ничего себе, так это ж столько моя мама за месяц получает, ну-ка быстро на заработки. Поиграем часа три, отдохнем немного и опять часов на пять зарядим! А если считать по черному рынку, так мы вообще миллионерами были.

— Америка ассоциируется с роуд-стори, роуд-муви, и вы кажетесь очень подходящей для этого жанра группой, учитывая, сколько вы ездили на гастроли и продолжаете этим заниматься. Какой фильм можно было бы снять по итогам ваших странствий, помимо уже принесшего вам славу «Шестиструнного самурая», и насколько кинематографичны реальные путешествия по США?

— Некоторые «независимые фильммейкеры» что-то пробовали снимать, намечался даже один большой проект, довольно серьезные дяди хотели сделать документальный фильм с нашим участием. Одно время к нам прислали писателей-комедиантов, и они ходили за нами, смотрели, как наша жизнь проходит. То есть они уже начали писать сценарий, значит, кто-то вложился в это дело. Но потом где-то там на МТВ зарубили проект. Конечно, нужно было бы снять фильм, вот у нас все фанаты по Фейсбуку следят за нашими приключениями, пишут — мы слышали, что вы в Монтане колесо пробили, а там застряли где-то в луже. Народ все знает.

— А вы ездите на таком автобусе, как в фильме Magical Mystery Tour?

— Немного поменьше. На «Спринтере» типа «Газели». Сара (Джонсон — американская часть «Элвисов») выставляет в соцсети все снимки и народ следит, для них это как реалити-шоу.

— Истории в стиле фильмов братьев Коэнов на американских дорогах не случались?

— Было разное — и смешное, и грустное, и арестовывали нас. Когда-то ехали по Монтане, на дороге вообще никого не было, и Олег (Бернов) впарил так хорошо, миль сто в час. А потом я вижу, что за нами полицейский уже где-то час гонится. Он думал, что мы от него удираем, а мы его просто не заметили. Так нас вытащили из машины, руки на автобус, приехала группа захвата, обыскивали.

— Мог и выстрелить.

— Конечно, он так сразу: «Ну-ка дети, не баловаться, а то застрелю».

— А при обыске нашли у вас огромную балалайку.

— А они не понимают, что это такое. И в России не все знают, что такое бас-балалайка. Вот Тимур сам сделал большую балалайку собственными руками.

Разговор плавно переходит на бас-балалайки. Нынешний басист Red Elvises Тимур объясняет, в чем преимущества этого инструмента: «Своеобразный тембр, инструмент производится из абсолютно русских пород дерева — сосны, ели, а бас-гитары делают из ольхи или ясеня болотного. Чуть более насыщенный, густой, объемный звук. В этом его прелесть».

В самом удаленном уголке мира можно найти русских

— Учитывая, что вы все же красные Элвисы, и сейчас очередной виток обострения всегда непростых отношений между Россией и США, не появилась настороженность по отношению к вам? Не косятся, как на часть красной угрозы?

— Не-а. Во-первых, там вообще вот эти события почти не освещаются. Это тут о политике ящик говорит день и ночь. Там больше про Ирак говорят, про Сирию. Мне кажется, многие и не знают, что тут конфликт происходит. Они решили, наверное, где-то там в медиа, что это не особенно интересно американскому обывателю, поэтому говорят о нем, но совсем чуть-чуть.

— А русские эмигранты как реагируют?

— Они очень болезненно воспринимают, постоянные споры, мне они, честно говоря, надоели, потому что каждый видит правду со своей точки и ни к чему, кроме раздоров и каких-то обид вроде разваленной дружбы или даже разбитой семьи, это не ведет.

— Делятся эмигранты в политических предпочтениях на тех, кто приехал из России и Украины?

— Нет, большинство ж уехали еще из СССР, поэтому я бы не сказал, что точки зрения делятся в зависимости от места отъезда. По крайней мере в моем кругу так. Но люди действительно очень болезненно воспринимают то, что происходит.

— Как вам как одесситу прошлогодние события в родном городе?

— Не только прошлогодние, а вообще все эти события… Это ужасно, конечно, то, что сейчас творится, и с одной стороны, и с другой. Хотелось бы, чтобы это поскорее закончилось и забылось, как очень постыдный момент в истории наших народов. Я никогда не думал, что это разные народы.

— Насколько отрываются люди, которые столько лет живут там, от русской культуры?

— Мои друзья, которые приехали со мной 25 лет назад, сильно оторвались. Особенно если жены американки, тогда переключаешься сильнее. Зависит от окружения, у меня и те, и другие, как-то 50 на 50. Когда стал приезжать в Россию, все возобновилось. Я не был дома первые пять лет и отвык, и страна изменилась сильно. Чувствовал себя полным иностранцем, будто на Марсе нахожусь, когда первый раз приехал где-то в 96-м году. Было очень странно. А потом стал регулярно ездить, и все стало по-прежнему. А многие становятся весьма далеки от проблем того общества, и им тяжело понять, что тут происходит. Кто-то старается следить, кто-то безразличен.

— А молодое поколение, дети вашей волны эмиграции?

— Большинство переключились, и для них это вообще что-то непонятное. Может, они и говорят по-русски, но уже довольно далеки.

— В современном глобальном мире с его интернетом и прочими возможностями все это не столь важно, и в России молодежь нормально осваивает английский. В общем, былой оторванности нет?

— Конечно. У моего друга жена — полька, дочь говорит на трех языках свободно. У меня сын знает португальский и английский, а по-русски не говорит. Там двумя-тремя языками никого не удивишь. В больших городах не особо уделяют внимание, откуда ты приехал. Ну эмигрант, ну и что. Очень смешанное общество, люди здесь со всего мира и никто в этом не видит никакого дива дивного. Вот у меня друг из Никарагуа приехал, а этот — из Германии. Обыкновенное дело.

— В чем отличие американской глубинки от русской?

—В том, что в любом, самом удаленном уголке мира можно найти русских. Куда бы мы ни заезжали, на какие-то острова, куда-то вообще в невообразимую даль — везде встретишь русского. А вот в русской глубинке американца не найдешь.

А так, глубинки бывают разные, хотя, с другой стороны, глубинка — она и в Африке глубинка. Наверное, там люди больше перемещаются между штатами. И, конечно, в США глубинка, как и вся страна, очень мультикультурна.

— А по эмоциям во время концертов какие отличия?

— Американцы быстрее раскачиваются, обычно на второй песне уже все побежали плясать. В России все гораздо дольше, люди могут простоять все шоу и на последней песне разойтись, кричать «давай-давай, еще, еще!» Где ж вы были все время? А тут они выпили и им захотелось музыки, но уже музыки нет! Ну уж если раскачаются, тогда не остановишь.

Одна из афиш
Одна из афиш

Рок-н-ролл там, где начинался

— Как у вас с коллегами складываются отношения? Вы записывали песню Don’t Crucify Me с ныне покойным Михаилом Горшеневым из «Короля и Шута». Какие-то аналогичные планы есть?

— Сейчас с Балу (Александром Балуновым), бывшим басистом «Короля и Шута», что-то пишем. Он меня с Горшком и познакомил. А вообще я больше работаю над своими песнями.

— А просто дружеские контакты с кем поддерживаете?

— Недавно ездили с группой The Reverend Horton Heat — это довольно известная в США рокабильная команда. Такие матерые дядьки, популярнее нас. Обалденно проехали, посмотрели, как они работают. У них стиль рокабилли-панк, и меня поразило, что в Америке это такое сильное течение. На нас приходят рокабильщики, но не в таких количествах, а там тысячи, и молодежь, и люди постарше, и все набриолиненные, в черных рубашках, такие ребята с бензоколонки, шофера. Думал, эта стилистика уже вымерла в 50-е, — вовсе нет.

— Рок-н-ролл не мертв.

— В Америке это очень чувствуется. Может быть, он не выходит на огромные арены, по сути сейчас он там же, где и начинался, в каких-то клубах. То есть занял свою нишу, как, например, русская народная музыка.

— В США ведь и кантри сохраняет большую популярность.

— Музыка кантри сейчас самая богатая, посещаемость у них отличная. Модный кантри, поп-кантри собирает огромную аудиторию, по 20—30 тысяч на одно шоу, путешествуют огромные автобусы. С кантри одно время рэп шел на равных, но мне кажется, сейчас он отстал по заработкам.

— Вы и Gogol Bordello отчасти ретранслируете для американской публики русский рок, какие-то риффы, идеи и на примере Евгения Гудзя получается, что эта музыка способна завоевывать и США.

— Не сказал бы, что у них обязательно есть интерес к русской музыке. У нас есть фанаты нашей группы, а те, кто ходит на Gogol Bordello, может, и не совсем понимают, откуда он. Не думаю, что у американцев есть интерес к русской рок- или поп-музыке. Им понравилась команда — и они ходят. Они вообще не слушают песни на иностранных языках. Единичные случаи, когда песня на немецком или итальянском становится популярной. Может, на испанском, Gipsy Kings, и то из-за того, что много испаноговорящих людей. Поэтому большого интереса к русской музыке нет, к сожалению. В 80-е этот интерес был больше.

— И эмигранты, как вы отмечали, на вас не слишком ходят.

— Нас, увы, эмигранты почти не поддерживают, какие-то единицы, друзья. Мы в эту тусовку не попадаем. Ну и Бог с ними. Но я бы хотел, конечно, чтобы они на нас ходили. А вот американцы с удовольствием посещают концерты.

— Хотел прояснить по поводу Элвиса Пресли, который, согласно легенде, явился вам во сне и благословил на создание Red Elvises. Буквально вчера по телевизору видел очередной документальный фильм о том, умер ли он или нет. Так все-таки, Элвис жив?

— Конечно же, жив. И рок-н-ролл жив, и Элвис жив, и Ленин жив — все живы.

— А как он выглядел тогда в вашем сне?

— Хорошо выглядел — в очках и в красном платье. Передавал всем привет. Так что с ним все нормально.

Пятнадцать плюс-минус одна

27 марта в Международный день театра состоялось награждение лауреатов 25 сезона...

«Мой идеальный дом — это библиотека»

Композитор Виктория Полевая рассказала «2000», что до сих пор хранит свои...

Скорбное предчувствие

В прошлую пятницу в столичном Дворце культуры КПИ состоялась премьера проекта...

Киев: от Днепра до самых до окраин

Назвать точное количество работ с изображением столичного пейзажа, что хранятся в...

Трудно быть Кабачком

Многотонная машина с готовностью вторит человеку: обнимает и отталкивает опасными...

Загрузка...

Виктория Булитко: «Над «Муму» я рыдала огромными...

Одна из самых обаятельных комедийных актрис Украины чистосердечно признается в том,...

Кино. Трехминутная готовность

Пока чиновники от киноиндустрии размышляют над тем, как сделать кинематограф...

Горький урожай зрительских симпатий

Чтобы зацепить зрителя, нужно нечто большее, чем желание иностранцев показать нам,...

«Тихое» кино для мам

На «тихие» сеансы мам с младенцами приглашает кинотеатр «Жовтень» (ул....

Фабрика слез

Если вы любите душещипательное индийское кино, если в былые годы не пропускали...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка