Красный Элвис из Одессы

18 Сентября 2015 5

Американская группа Red Elvises, созданная советскими эмигрантами, совершила качественный скачок в популярности в конце 90-х — после выхода забавного фильма «Шестиструнный самурай». В этой антиутопии гитаристы искали счастья в городе Лост-Вегас после поражения Штатов в ядерной войне. Игорь Юзов, Олег Бернов и другие «красные элвисы» сыграли яркие роли второго плана, а их музыка стала главным украшением картины.

Игорь Юзов // VIMEOCDN.COM
Игорь Юзов // VIMEOCDN.COM

С помощью в том числе этого фильма Red Elvises перешагнули с улиц калифорнийских городов в ротацию канала MTV и заставили говорить о себе на покинутой родине.

Лидером «красных элвисов» все эти годы является одессит Игорь Юзов, и Одесса несомненно присутствует в стилистике группы, текстах песен и даже американском английском, на котором поют Red Elvises. Вечно гастролирующие, колесящие по американским просторам на автобусе и всплывающие в Москве, Питере и даже Барнауле со своей огромной красной бас-балалайкой, всегда веселые и верные заветам великого Элвиса — они немного напоминают героев фильма «Мы из джаза», пусть они и из другой музыки и другого кино.

Может быть, Red Elvises подарили поклонникам не так много хитов, хотя My love is killing me, Siberia, Boogie on the Beach, I Wanna See You Bellydance, «Космонавт Петров» знают на постсоветском и американском пространствах даже те, кого никак не запишешь в фанаты этого коллектива. Но совершенно точно группа и сейчас дарит публике настоящее веселье, и сколько людей не окажется на ее концерте, они обязательно почувствуют себя частью этого удивительного советско-калифорнийско-эмигрантского рок-н-ролла.

В США через «Лимпопо»

— Группа Red Elvises отмечает 20-летие. Как настроение, какие вехи можете зафиксировать на этом пройденном творческом пути?

— Самим не верится, что так долго все это длилось и длится. Казалось, что закончится гораздо раньше, но все только начинается. Настроение прекрасное. Готовы еще 20—30 лет выдать.

— Как менялись за эти годы вы и ваша музыка?

— Очень сильно менялись и группа наша, и музыка. Научились играть на гитарах наконец-то! Что касается нашего направления, то каждый год оно у нас чуть-чуть меняется. Как говорили древние, все течет, все изменяется.

— Не так много информации о вас до отъезда в США. Как вы пополнили Элвис-ряды, когда взяли гитару в руки?

— Взял гитару рано, наверное, лет в шесть. Играл в Одессе по клубам, на свадьбах. У моего старшего брата была группа, я у него был басистом лет с 11—12. Были попытки создать коллектив в Одессе, но ничего толком не получилось, а когда приехал в Москву, собрал в институте группу «Лимпопо». Нас как-то сразу заметили и стали посылать за границу в разные Польши да Болгарии. Можно сказать, направили нас на экспорт.

— Одесса была рок-н-ролльным городом в те годы? Моряки привозили пластинки и т. д.

— В этом плане да, была возможность найти пластинки. А вот рок-н-ролльной я бы ту Одессу не назвал, по духу Москва в этом смысле была впереди. В Одессе были популярны такие, знаете, одесские песни, которыми город и знаменит. Сейчас, может, там побольше рок-групп, но не сказал бы, что рок-н-ролльная жизнь кипит. Даже наоборот, для такого большого города было довольно слабо с рок-музыкой, собственно, поэтому я в Москву и переехал. Там были «Машина времени», «Браво», в общем, поинтереснее.

— Одесских куплетов, как поется в песне Игоря Ганькевича, вы не сочиняли?

— Сочинял, до сих пор сочиняю. Вот у меня есть «Одесское танго». И вообще сочинял в такой стилистике, больше для смеха, конечно. Там все это в воздухе витает.

— Но в Одессе вы не частый гость.

— Да, как ни странно, по всему миру переиграл, а в родном городе выступал только раз. Очень успешно, это был небольшой клуб, хорошо нас встречали, но почему-то так и не получилось повторить. Сейчас тем будет более сложно.

— Вы не в черном списке?

— Не знаю, я, наверное, в розовом. Хотя туда езжу довольно регулярно.

Играть на улице можно бесконечно

— Чем занимались первые годы в США до запуска Red Elvises?

— Часть моей группы «Лимпопо» перебралась в Штаты, и мы занимались тем же самым, начали выступать на улицах, потом это перешло в частные гулянки, фестивали, рекламы какие-то делали.

— Тогда можно было просто выйти и играть на улице, ни с кем не надо было договариваться, начиная с государства и заканчивая местными донами Корлеоне?

— Тогда не надо, а сейчас нужно получать лицензию. А в те времена была довольно привольная жизнь для уличных музыкантов, и зарабатывали хорошо, к тому же был позитивный интерес к России. И мы помоложе были, «моргали» лучше. Была беззаботная уличная жизнь, веселая, я иногда ностальгирую по тем временам. Вышел, отыграл пару часов, заработал и пошел догуливать. А сейчас нужно от концерта до концерта по 6 часов на автобусе или поезде ехать. На улице было попроще.

— Когда идете по Арбату и видите через каждые пять метров ребят-музыкантов, чувствуете с ними родство?

— Конечно, я ощущаю с ними связь, но иной раз, особенно в холодные дождливые дни, подумаешь — ой, хорошо, что я тут не играю. Я чуть-чуть играл на Арбате, ну, может, раз пять. Но тоже неплохо зарабатывали.

— Тогда можно было так легко выйти и занять точку на Арбате?

— Ну да, тогда же была перестройка, народу навалило, что ой-ой-ой. Тоже было очень весело. «Бременские музыканты», вся жизнь —мультфильм. У меня до сих пор болезнь — в какой город ни приеду, иду по улице и отмечаю: «О, тут хорошее место, чтобы стать, люди будут бросать». Недавно ходил по Лондону, а я там тоже когда-то играл на улице, и увидел на одном месте, которое раньше считал только своим, целую очередь из команд. А в те времена на той маленькой улочке я был один.

— Сколько часов подряд можно так петь, играть? Как молодые битлы в гамбургских клубах?

— Можно бесконечно. Смотря сколько денег надо. Мы играли в среднем часа три. Когда только приехали в Штаты, то вообще без остановок сутками играли. И все время переводили деньги в рубли и прикидывали — ничего себе, так это ж столько моя мама за месяц получает, ну-ка быстро на заработки. Поиграем часа три, отдохнем немного и опять часов на пять зарядим! А если считать по черному рынку, так мы вообще миллионерами были.

— Америка ассоциируется с роуд-стори, роуд-муви, и вы кажетесь очень подходящей для этого жанра группой, учитывая, сколько вы ездили на гастроли и продолжаете этим заниматься. Какой фильм можно было бы снять по итогам ваших странствий, помимо уже принесшего вам славу «Шестиструнного самурая», и насколько кинематографичны реальные путешествия по США?

— Некоторые «независимые фильммейкеры» что-то пробовали снимать, намечался даже один большой проект, довольно серьезные дяди хотели сделать документальный фильм с нашим участием. Одно время к нам прислали писателей-комедиантов, и они ходили за нами, смотрели, как наша жизнь проходит. То есть они уже начали писать сценарий, значит, кто-то вложился в это дело. Но потом где-то там на МТВ зарубили проект. Конечно, нужно было бы снять фильм, вот у нас все фанаты по Фейсбуку следят за нашими приключениями, пишут — мы слышали, что вы в Монтане колесо пробили, а там застряли где-то в луже. Народ все знает.

— А вы ездите на таком автобусе, как в фильме Magical Mystery Tour?

— Немного поменьше. На «Спринтере» типа «Газели». Сара (Джонсон — американская часть «Элвисов») выставляет в соцсети все снимки и народ следит, для них это как реалити-шоу.

— Истории в стиле фильмов братьев Коэнов на американских дорогах не случались?

— Было разное — и смешное, и грустное, и арестовывали нас. Когда-то ехали по Монтане, на дороге вообще никого не было, и Олег (Бернов) впарил так хорошо, миль сто в час. А потом я вижу, что за нами полицейский уже где-то час гонится. Он думал, что мы от него удираем, а мы его просто не заметили. Так нас вытащили из машины, руки на автобус, приехала группа захвата, обыскивали.

— Мог и выстрелить.

— Конечно, он так сразу: «Ну-ка дети, не баловаться, а то застрелю».

— А при обыске нашли у вас огромную балалайку.

— А они не понимают, что это такое. И в России не все знают, что такое бас-балалайка. Вот Тимур сам сделал большую балалайку собственными руками.

Разговор плавно переходит на бас-балалайки. Нынешний басист Red Elvises Тимур объясняет, в чем преимущества этого инструмента: «Своеобразный тембр, инструмент производится из абсолютно русских пород дерева — сосны, ели, а бас-гитары делают из ольхи или ясеня болотного. Чуть более насыщенный, густой, объемный звук. В этом его прелесть».

В самом удаленном уголке мира можно найти русских

— Учитывая, что вы все же красные Элвисы, и сейчас очередной виток обострения всегда непростых отношений между Россией и США, не появилась настороженность по отношению к вам? Не косятся, как на часть красной угрозы?

— Не-а. Во-первых, там вообще вот эти события почти не освещаются. Это тут о политике ящик говорит день и ночь. Там больше про Ирак говорят, про Сирию. Мне кажется, многие и не знают, что тут конфликт происходит. Они решили, наверное, где-то там в медиа, что это не особенно интересно американскому обывателю, поэтому говорят о нем, но совсем чуть-чуть.

— А русские эмигранты как реагируют?

— Они очень болезненно воспринимают, постоянные споры, мне они, честно говоря, надоели, потому что каждый видит правду со своей точки и ни к чему, кроме раздоров и каких-то обид вроде разваленной дружбы или даже разбитой семьи, это не ведет.

— Делятся эмигранты в политических предпочтениях на тех, кто приехал из России и Украины?

— Нет, большинство ж уехали еще из СССР, поэтому я бы не сказал, что точки зрения делятся в зависимости от места отъезда. По крайней мере в моем кругу так. Но люди действительно очень болезненно воспринимают то, что происходит.

— Как вам как одесситу прошлогодние события в родном городе?

— Не только прошлогодние, а вообще все эти события… Это ужасно, конечно, то, что сейчас творится, и с одной стороны, и с другой. Хотелось бы, чтобы это поскорее закончилось и забылось, как очень постыдный момент в истории наших народов. Я никогда не думал, что это разные народы.

— Насколько отрываются люди, которые столько лет живут там, от русской культуры?

— Мои друзья, которые приехали со мной 25 лет назад, сильно оторвались. Особенно если жены американки, тогда переключаешься сильнее. Зависит от окружения, у меня и те, и другие, как-то 50 на 50. Когда стал приезжать в Россию, все возобновилось. Я не был дома первые пять лет и отвык, и страна изменилась сильно. Чувствовал себя полным иностранцем, будто на Марсе нахожусь, когда первый раз приехал где-то в 96-м году. Было очень странно. А потом стал регулярно ездить, и все стало по-прежнему. А многие становятся весьма далеки от проблем того общества, и им тяжело понять, что тут происходит. Кто-то старается следить, кто-то безразличен.

— А молодое поколение, дети вашей волны эмиграции?

— Большинство переключились, и для них это вообще что-то непонятное. Может, они и говорят по-русски, но уже довольно далеки.

— В современном глобальном мире с его интернетом и прочими возможностями все это не столь важно, и в России молодежь нормально осваивает английский. В общем, былой оторванности нет?

— Конечно. У моего друга жена — полька, дочь говорит на трех языках свободно. У меня сын знает португальский и английский, а по-русски не говорит. Там двумя-тремя языками никого не удивишь. В больших городах не особо уделяют внимание, откуда ты приехал. Ну эмигрант, ну и что. Очень смешанное общество, люди здесь со всего мира и никто в этом не видит никакого дива дивного. Вот у меня друг из Никарагуа приехал, а этот — из Германии. Обыкновенное дело.

— В чем отличие американской глубинки от русской?

—В том, что в любом, самом удаленном уголке мира можно найти русских. Куда бы мы ни заезжали, на какие-то острова, куда-то вообще в невообразимую даль — везде встретишь русского. А вот в русской глубинке американца не найдешь.

А так, глубинки бывают разные, хотя, с другой стороны, глубинка — она и в Африке глубинка. Наверное, там люди больше перемещаются между штатами. И, конечно, в США глубинка, как и вся страна, очень мультикультурна.

— А по эмоциям во время концертов какие отличия?

— Американцы быстрее раскачиваются, обычно на второй песне уже все побежали плясать. В России все гораздо дольше, люди могут простоять все шоу и на последней песне разойтись, кричать «давай-давай, еще, еще!» Где ж вы были все время? А тут они выпили и им захотелось музыки, но уже музыки нет! Ну уж если раскачаются, тогда не остановишь.

Одна из афиш
Одна из афиш

Рок-н-ролл там, где начинался

— Как у вас с коллегами складываются отношения? Вы записывали песню Don’t Crucify Me с ныне покойным Михаилом Горшеневым из «Короля и Шута». Какие-то аналогичные планы есть?

— Сейчас с Балу (Александром Балуновым), бывшим басистом «Короля и Шута», что-то пишем. Он меня с Горшком и познакомил. А вообще я больше работаю над своими песнями.

— А просто дружеские контакты с кем поддерживаете?

— Недавно ездили с группой The Reverend Horton Heat — это довольно известная в США рокабильная команда. Такие матерые дядьки, популярнее нас. Обалденно проехали, посмотрели, как они работают. У них стиль рокабилли-панк, и меня поразило, что в Америке это такое сильное течение. На нас приходят рокабильщики, но не в таких количествах, а там тысячи, и молодежь, и люди постарше, и все набриолиненные, в черных рубашках, такие ребята с бензоколонки, шофера. Думал, эта стилистика уже вымерла в 50-е, — вовсе нет.

— Рок-н-ролл не мертв.

— В Америке это очень чувствуется. Может быть, он не выходит на огромные арены, по сути сейчас он там же, где и начинался, в каких-то клубах. То есть занял свою нишу, как, например, русская народная музыка.

— В США ведь и кантри сохраняет большую популярность.

— Музыка кантри сейчас самая богатая, посещаемость у них отличная. Модный кантри, поп-кантри собирает огромную аудиторию, по 20—30 тысяч на одно шоу, путешествуют огромные автобусы. С кантри одно время рэп шел на равных, но мне кажется, сейчас он отстал по заработкам.

— Вы и Gogol Bordello отчасти ретранслируете для американской публики русский рок, какие-то риффы, идеи и на примере Евгения Гудзя получается, что эта музыка способна завоевывать и США.

— Не сказал бы, что у них обязательно есть интерес к русской музыке. У нас есть фанаты нашей группы, а те, кто ходит на Gogol Bordello, может, и не совсем понимают, откуда он. Не думаю, что у американцев есть интерес к русской рок- или поп-музыке. Им понравилась команда — и они ходят. Они вообще не слушают песни на иностранных языках. Единичные случаи, когда песня на немецком или итальянском становится популярной. Может, на испанском, Gipsy Kings, и то из-за того, что много испаноговорящих людей. Поэтому большого интереса к русской музыке нет, к сожалению. В 80-е этот интерес был больше.

— И эмигранты, как вы отмечали, на вас не слишком ходят.

— Нас, увы, эмигранты почти не поддерживают, какие-то единицы, друзья. Мы в эту тусовку не попадаем. Ну и Бог с ними. Но я бы хотел, конечно, чтобы они на нас ходили. А вот американцы с удовольствием посещают концерты.

— Хотел прояснить по поводу Элвиса Пресли, который, согласно легенде, явился вам во сне и благословил на создание Red Elvises. Буквально вчера по телевизору видел очередной документальный фильм о том, умер ли он или нет. Так все-таки, Элвис жив?

— Конечно же, жив. И рок-н-ролл жив, и Элвис жив, и Ленин жив — все живы.

— А как он выглядел тогда в вашем сне?

— Хорошо выглядел — в очках и в красном платье. Передавал всем привет. Так что с ним все нормально.

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Работа над ошибкой

На прошлой неделе в украинский прокат вышла «Неизвестная» братьев Дарденн, лента...

Какую роскошь наваляли

В этом виде ручного труда главный посыл: не поваляешь, не наденешь. И первое, что...

Сказка, раскраска, игра: три в одном

Книга для детей «Ташенька и кактус», которую написала и проиллюстрировала Слава...

Обманутые ожидания

Во второй половине ноября в украинский прокат вышли фильмы двух видных европейских...

Дизайнеры на куски

1-го и 2 декабря в Днепре намечено масштабное событие в мире моды — шестой сезон Dnipro...

Вводите санкции, графиня

Именно барон Крохбах, делец и острый на язык друг графини, по задумке режиссера и...

А впереди Жванецкий на белом коне

«Жажда перемен — как стояние в пробке, куда угодно, лишь бы отсюда»

Ленин напоказ

Публика штурмовала кассы, желая попасть на «Бал в «Савойе» и услышать...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка