Лабутены и атентаты

№6(759) 12 — 18 февраля 2016 г. 10 Февраля 2016 1 4.9

Кадры из видеоклипа «Экспонат»

Январь в Украине прошел под музыку «лабутенов». Да и на постсоветском пространстве новый клип группы вызвал небывалую популярность, хотя и ранее Сергей Шнуров не мог пожаловаться на недостаточный интерес к видео на свои песни. Но «Экспонат», снятый студией Fancy Shot, побил все рекорды, выйдя за миллион просмотров уже через сутки после появления на YouTube, за неделю было уже 12 млн. просмотров. Сейчас выложенный 13 января клип посмотрели около 35 млн. пользователей.

Клипы для миллионов

Вообще клипы «Ленинграда» легко завоевывают аудиторию. Снятые также студией Fancy Shot «Сумка», «ЗОЖ», «Карасик», «Дорожная», «Вип», «Молитвенная», «Скоро в школу», еще несколько песен с матюками порой уже в названиях, также набирали просмотры миллионами, но за более продолжительный период. Но не десятками миллионов!

Скажем, очень популярная «Дорожная», припев которой будто создан для нашей сложной жизни, за два года посмотрели 7,4 млн. Перевалил за 7 млн. знаменитый клип о сожжении Москвы «Почем звонят твои колокола?». Затем клипы, вышедшие до «Экспоната», «Вип» и «ЗОЖ», набрали уже в районе 12 млн. каждый, то есть сотрудничество группы с Fancy Shot выходило на крейсерскую скорость. Нынешний успех стал своего рода «голом» после того, как команда создавала голевые моменты один за другим.

Но «на лабутенах-нах» стали особо точным попаданием в широкие массы, и потому аудитория на этот раз оказалась гораздо шире привычной и продолжает расти с каждым днем, несмотря на традиционную для «Ленинграда» нецензурную лексику.

Завоевавшая небывалую популярность стебная и стильная пародия на современную молодежь посвящена барышне, которую позвал «Серега на выставку Ван Гога». Там она и намерена завоевать сердце этого знакомого ей по скайпу молодого человека, став «главным экспонатом».

Данной Золушке Серега видится принцем, а роль кареты и хрустальных туфелек должна сыграть волшебная обувь на красной подошве — «типалабутены», ставшие после этого клипа легендарными — и джинсы. Мечты уносят их хозяйку куда-то прямиком в свадьбу из американского (священник по одеянию и по поставленной улыбке явно не православный) кино.

Однако доброй феи нет. Приходится выкручиваться — во всех смыслах этого слова — самостоятельно, оттого и возвращение в реальность происходит неожиданно и стремительно, и, к сожалению, даже еще до долгожданной встречи. Мечты кончаются жестоким падением и треском о...ительных штанов. Но героиня не сдается и ползет навстречу своему счастью. Зрители поопытнее в этот момент вспоминают «улыбку Кабирии».

Гламурный лабутеновый мир жестоко соседствует с потертой постсоветской действительностью, в основном представленной матерью героини. Наиболее характерный и заведомо эпатирующий пример столкновения миров — в диалоге о хлебе. Девушка видит в хлебе одну из причин ее проблем, о чем она прямо матери и говорит. Та же напоминает о бабушке, которая пережила блокаду. На что дочь отвечает в том ключе, что бабушка пережила, а с ней прямо сейчас случится нечто ужасное (в клипе звучат более «сильные» слова в характерном «ленинградском» стиле). И мать на мгновение превращается в ту самую фею, которой недостает в этой истории...

Анна Пармас

В общем, создан «Экспонат» интригующе. Один из авторов действа — Анна Пармас, кстати, не последний человек в индустрии. Когда-то была режиссером передачи «Осторожно, модерн!» Дмитрия Нагиева и Сергея Роста, вместе с Авдотьей Смирновой сделала фильмы «Два дня» и «Кококо», отмеченные призами на российских кинофестивалях. Именно Анна сняла три последних клипа «Ленинграда», набравшие суммарно более 60 млн. просмотров.

К клипу также приложили руку продюсер Fancy Shot Дмитрий Муравьев и арт-директор Петр Бондаренко, художник-постановщик Анна Козлова, воссоздававшая, как отмечают авторы, атмосферу «Деликатесов» Жана-Пьера Жене и Марка Каро.

Ну а героиню подарила зрителям актриса Юлия Топольницкая. Вот для Юлии эти «лабутены» как раз и стали поистине судьбоносными, и съемка в клипе вполне может открыть 24-летней актрисе клоун-мим-театра «Лицедеи», совсем недавно окончившей Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, дорогу в настоящее кино.

И такая лабутень целый день

И в чем же все-таки феномен сверхпопулярности клипа? Не припомню подобного интереса к песне или клипу со стороны российских СМИ, пожалуй, со времен столь же разошедшегося в интернете, только уже в мировом масштабе, Gangnam Style южнокорейского исполнителя Psy.

В данном случае журналистский интерес рос одновременно с набором просмотров в интернете практически с первого дня. «Экспонат» стал таким же новостным хронотопом*, как козел Тимур с тигром Амуром (раньше еще был кот из Владивостока, съевший морепродукты, но это, конечно, не тот масштаб) или очередь на Серова (тем более что и в песне речь идет о выставке). Так уже повелось, что если новость в топе, например, Яндекса, то все стремятся написать об этом, пока снежный ком материалов по теме не занесет читателей с головой.

__________________________________
*Хронотоп — взаимосвязь временных и пространственных характеристик, выражающая определенный смысл. 

И это несмотря на строгие правила, запрещающие даже ссылки на материалы с нецензурной лексикой. Роскомнадзор в этом плане не шутит, и его предупреждения не пустой звук для работников российских СМИ.

Тем не менее вот заголовки на Яндексе: «Экспонат» от «Ленинграда» возглавил чарты российского iTunes», «Сергей Шнуров познакомился с героиней своего клипа «Экспонат», «На Лабутенах!» «Челябинцы записали мужскую версию на популярный хит», «Christian Louboutin прокомментировал хит «Ленинграда» о «лабутенах», «Станислав Говорухин оценил клип «Ленинграда», «Девушек «на лабутенах» бесплатно пустят на выставку Ван Гога в Москве», «Свердловчане заинтересовались ценой на «лабутены», в общем, эта музыка может быть вечной, или «о лабутены без конца и без края».

Можно было бы заподозрить «Ленинград» в product placement означенной обуви Christian Louboutin — французский бренд действительно, как и Юлия Топольницкая, выглядит бенефициаром в этой истории. По крайней мере по коробке «лабутенов» режиссеру, актрисе и вокалистке группы Алисе Вокс-Бурмистровой фирма явно должна презентовать.

Все может быть, но вот акцию «На лабутенах», которую собирались провести на московской выставке «Ван Гог — Ожившие полотна 2.0», представитель фирмы Christian Louboutin не одобрил, а компания не дала согласия на использование своего названия. Да и от клипа там сразу же открестились. Для отвода глаз? В противном случае отказ от бесплатной рекламы выглядит необдуманно или французская фирма испугалась за свой бренд? Тем более что марка солидная, для обеспеченных людей, а приобрела стараниями Шнура несколько маргинальное звучание.

Но хорошо уже то, что Christian Louboutin не потребовал и из песни выкинуть свое упоминание. Кстати, «лабутены» — именно как определение, а не конкретная марка, стали удачным кодовым словом, тегом ярким, точным и привлекающим. Объектом, вокруг которого фокусируется всеобщее внимание, стержнем хронотопа.

Интерес СМИ не только питал, но и вытекал из соцсетей, в которых работа «Ленинграда» и получила, надо полагать, основное распространение. Сначала Фейсбук-джунгли с ревом и топотом разнесли добычу по норам, потом выбежал отряд нестадных индивидуалистов, не заметивший пародийности данной конкретной работы и главным образом не понимающий всеобщего ажиотажа. С этим отрядом вступили в эпическое сражение уже инфицированные поклонники, и пошла лабутеновая диалектика.

Но чего-то в этой свистопляске все-таки не доставало. И вот еще одна вечнозеленая тема в российских СМИ — украинская — вступила в контакт с неопознанными «лабутенами». На хвост тренду тяжело приземлился Олег Скрипка.

Лабутены забытых предков

Кадр из клипа «Січові стрільці»

И пришел лидер группы «Вопли Видоплясова» на онлайн-конференцию в подвергшуюся декоммунизирующему сжатию до «КП в Украине» украинскую «Комсомолку».

И тосковал он по уничтожению всего украинского в украинском же эфире. И сказал он: «Украинцам срочно надо учиться противостоять российскому культурному колониализму. Ведь сейчас мы живем с вами в стране, где запрещен украинский язык! Для примера: при Кучме в эфирах ТВ и радио было 8% украинской музыки, при Ющенко стало 4%, при Януковиче — 4%, а сейчас — всего 1,5%. Это ужасно. Я уверен, есть структуры, которые сознательно уничтожают украинский язык в Украине. Что это за структуры — не знаю, но их деятельность привела к тому, что наше общество куда охотнее заглатывает «Лабутены» с матом на вражеском(?!) языке, а не песню «Січове військо», в то время как у нас война на востоке идет. Это ненормально. И это лишь маленький пример, чтобы показать, по каким причинам страна сейчас в упадке».

С последним предложением сложно не согласиться. Борьба украинских «митців» с вражескими «лабутенами» действительно является одной из причин наблюдаемого катаклизма. И вот ведь парадокс, даже здесь проигрывают. Они, впрочем, не сдаются, требуя запретить импорт видео- и аудиопродукции из РФ и трансляции российских исполнителей в украинском теле- и радиоэфире.

А как же Макаревич, Гребенщиков, Шевчук, Земфира и прочие реальные или мнимые друзья Украины из «белых списков» министра Кириленко? Очень просто, пусть записывают свои альбомы в украинских студиях, отвечают их киевские коллеги. Пишутся же они в Лондоне, можно и в Киеве заниматься тем же.

И это очень характерный посыл российским деятелям культуры, которые могли счесть, что их политическая позиция выводит их за рамки «москалей» для националистической части украинского общества. Тот же Сергей Шнуров, достаточно конфронтационно настроенный к российским властям, что не раз проявлялось и в его творчестве и привлекало ряд украинских слушателей.

Но и они всегда держали в уме — может, Шнур и не «москаль» (есть его старое фото в соответствующей футболке), но «питерали» тоже нам не земляки. А это первый пункт классификации, украинскость — превыше всего. Да и потом, как говорят местные фейсбук-гуру, нет никаких хороших россиян. Не взрываете там танки и не пускаете под откос поезда, тогда нет от вас никакой пользы современной Украине. А песенки всякие может и Скрипка петь в свободное от раздумий время.

Труднее с интернетом, который и «лабутенизирует» украинскую молодежь. Что ж, нужно просто подойти технически к данному вопросу и при попытке юнака завести на YouTube новый клип «Ленинграда» переадресовывать его на Олега Скрипку. «Вiтаю тебе, любий друже, — скажет он интернет-пользователю, — а тепер послухай мою нову пiсню про сiчових стрiльцiв». Компьютер при этом должен блокироваться и, пока его хозяин будет наслаждаться Скрипкой, попутно проверяться на сепаратизм.

Можно поступить еще хитрее — переделать москальские хиты. Вот телеведущий канала NewsOne Василий Апасов и Дмитрий Присяжнюк уже слепили свою поделку на тему «Экспоната». Блин получился так себе, «Водив мене Сергийко на выставку Шевченко». Рифму начинающие авторы еще не освоили. Уже бы Петренко водил на Шевченко. А можно еще актуальнее. «Водив мене Валера на выставку Бандери. На виставцi Бандери я главний атентат».

Как и эти герои, Олег Скрипка нашел-таки свое местечко в шлейфе лабутеновой славы, удостоился даже ответа от пресс-службы «Ленинграда» (мол, слово-то французское, к французам, любимым Олегом, и претензии). Но куда больше лидер «ВВ» получил насмешек, причем по обе стороны границы. В Фейсбуке популярность приобрела картинка, на которой девушка просит бандуриста «заспiвати про лабутени» и слышит в ответ «ще не вмерли лабутени».

Что же до шедевра Скрипки, то клип «ВВ» «Січові стрільці», размещенный 5 декабря, набрал пока только 59 тысяч просмотров. Но может быть, после рекламы, добытой за счет привязки к «Экспонату», удастся нарастить этот показатель тысяч до 62—63. Хотя удивляет уже сама постановка вопроса. Ведь если загрузить работу «ВВ» вы услышите заунывную мелодию с текстом, призывающим победить всех «воріженьків», после чего, согласно расчетам, «не буде в нас лиха».

Ну а сам клип представляет собой видеоряд музыкантов вместе с оркестром ВСУ где-то на крыше. Наблюдая суровые лица Скрипки и его коллег в черно-красных вышиванках, иногда глаз может отдохнуть на кадрах Днепра.

Почему лицезрение сурового Скрипки должно вызывать у зрителей такой же интерес, как комичные страдания героини с «ленинградскими лабутенами», остается загадкой. Или Олег Скрипка, прославившийся в конце 80-х песней «Танцi», не знает, что такое популярная музыка для — в первую очередь молодежной — аудитории?

Впрочем, и как гимн его «Січові стрільці», увы, не состоялся. Ведь песнь, гимн, марш, чтобы их хотелось исполнять, должны не только нести некую, даже патриотическую, идею, но должны быть созданы талантливо, захватывать слушателя. Кстати, это особенно важно как раз для патриотического произведения. И, боюсь, те украинские солдаты, которых Олег Скрипка одарил своим творением, не станут петь его у костра. И скорее предпочтут всем известную «Лентой за лентой» хотя бы за ее безусловную музыкальность, мелодичность, ритмичность. Зато, если сравнить клип «Січові стрільці» с черно-белыми «Танцами» резвящихся исполнителей «ВВ» 80-х, легко проанализировать творчество «ВВ» по схеме «что же с нами всеми стало».

Как пелось в те далекие годы, «где каждый в душе Сид Вишес, а на деле Иосиф Кобзон», и Скрипка прошел этим путем. Не до Кобзона, конечно, но до смеси Михаила Поплавского с Иво Бобулом. Наверное, это совершенно закономерный процесс. Похоже, что как при создании партий у наших политиков в руководстве всегда получается политбюро КПСС, так и из пожилых рокеров и нонконформистов выходят отличные члены наблюдательных советов и комиссий по запрету. В украинском случае они еще дадут фору советским цензорам печати и молодежной музыки.

К сожалению, талантливый артист, чья музыка в свое время звучала и в Европе, и в России (где он, несмотря на всю нынешнюю нетерпимость, никогда не чурался выступать, записываться и сниматься, в том числе до последнего времени), выглядит одной из многих жертв борьбы с «вражеским искусством».

И вовсе не случайно последние десять лет, со времен «оранжевой» революции, его имя звучит не в связи с новыми песнями, альбомами, клипами, а благодаря запретительным высказываниям. Когда-то людей шокировало его утверждение о необходимости отмены праздника 9 Мая. Дожили и до этого. Теперь новые задачи. Может, и клипы «Ленинграда» удастся запретить, вот только «сичовые» песни самого Скрипки от этого популярнее не станут. Есть, похоже, некая критическая масса любителей подобного творчества.

Хотя... Граждане Северной Кореи тоже, наверное, не знакомы с Gangnam Style и пока довольствуются творчеством своих же скрипок. Но они и не претендуют на то, что они — южнокорейцы, но говоря уже о европейцах.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Работа над ошибкой

На прошлой неделе в украинский прокат вышла «Неизвестная» братьев Дарденн, лента...

Какую роскошь наваляли

В этом виде ручного труда главный посыл: не поваляешь, не наденешь. И первое, что...

Сказка, раскраска, игра: три в одном

Книга для детей «Ташенька и кактус», которую написала и проиллюстрировала Слава...

Обманутые ожидания

Во второй половине ноября в украинский прокат вышли фильмы двух видных европейских...

Дизайнеры на куски

1-го и 2 декабря в Днепре намечено масштабное событие в мире моды — шестой сезон Dnipro...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Могильщик Мыздобулов
14 Февраля 2016, Могильщик Мыздобулов

Андрею спасибо за статью с характерным авторским юмором) Рад снова видеть одногруппника в команде авторов "2000"!

- 12 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка