Луч света в темной банке

24 Июня 2015 5

Фотовыставка «Безобъективный взгляд», открытая на прошлой неделе в Запорожье, вызвала нешуточный зрительский ажиотаж. Еще бы: все четыре десятка экспонатов сделаны не чем иным, как фабричной жестянкой из-под кофе. Примитивный фотоинструмент в руках мастера Андрея БОНДАРЕНКО творит эстетические чудеса. Это последний — и неоспоримый — аргумент для тех, кто еще сомневается в сентенции «снимает не фотоаппарат, а фотограф».

Андрей Бондаренко жестом факира демонстрирует, как работает его чудо-фотоаппарат. Правда, демонстрация без фотопленки, но все поверили.
Андрей Бондаренко жестом факира демонстрирует, как работает его чудо-фотоаппарат. Правда, демонстрация без фотопленки, но все поверили

Черно-белые фото, развешанные на стенах выставочного зала запорожской областной организации Союза фотохудожников Украины, завораживают и локациями съемки, и настроением. Узнаваемые уличные скульптуры, центральные кварталы и площади города, индустриальные пейзажи, портреты земляков и приезжих покрыты флером размытости.

Некоторые люди на фотографиях как будто вглядываются в слегка вогнутое зеркало; линии зданий закруглены; цветы, деревья и камни будто нарисованы старательным художником-минималистом. И еще тут силен элемент неожиданности — как для зрителей, так и для самого автора.

«Приступая к работе, никогда не знаешь, каким будет результат. Можно только представлять себе, что именно получится на фотографии, а в остальном — полагаться на Божье провидение», — комментирует прелесть своего искусства фотолюбитель Бондаренко.

Весь этот бытовой сюрреализм вызван эффектом съемки с длинной выдержкой на фотопленку, помещенную в банку из-под кофе. Второй видимый результат экзотического съемочного процесса выражается в сильной вытянутости готовых фотографий в длину: примерно 1,2 м при ширине 30—40 см. Заряжают банку всего одним кадром пленки, поэтому Андрей берет с собой на фотовылазки, как правило, несколько банок, а то и целый их чемодан.

Емкость плотно закрыта крышкой, в которой проделана дырочка диаметром меньше 0,5 мм — она служит диафрагмой «фотоаппарата», сквозь которую проникает световой луч. В конструкции также есть самодельный «затвор» — подручная крышечка: ею закрывают отверстие по окончании съемки. Отправляясь снимать, фотограф не забывает штатив. Вот и все составляющие фототехники XXI века. Никаких линз, объективов, карт памяти и фильтров.

  • Эти фотографии сделаны банкой из-под кофе

    Эти фотографии сделаны банкой из-под кофе, фото №1

    Эти фотографии сделаны банкой из-под кофе

  • Эти фотографии сделаны банкой из-под кофе

    Эти фотографии сделаны банкой из-под кофе, фото №2

    Эти фотографии сделаны банкой из-под кофе

  • Эти фотографии сделаны банкой из-под кофе

    Эти фотографии сделаны банкой из-под кофе, фото №3

    Эти фотографии сделаны банкой из-под кофе

  • Эти фотографии сделаны банкой из-под кофе

    Эти фотографии сделаны банкой из-под кофе, фото №4

    Эти фотографии сделаны банкой из-под кофе

  • Эти фотографии сделаны банкой из-под кофе

    Эти фотографии сделаны банкой из-под кофе, фото №5

    Эти фотографии сделаны банкой из-под кофе

  • Эти фотографии сделаны банкой из-под кофе

    Эти фотографии сделаны банкой из-под кофе, фото №6

    Эти фотографии сделаны банкой из-под кофе

Эти фотографии сделаны банкой из-под кофе

На вопрос, зачем мастер-электрик металлургического комбината «Запорожсталь» Бондаренко сотворил прапрабабушку современной цифровой фотокамеры да еще и посвящает ей столько свободного времени, он отвечает, что фотографирование «банкой» сродни письму чернилами. Человек выводит буквы аккуратно, медленно и вдумчиво, получая удовольствие от процесса записи. «Ведь когда распечатываешь текст на принтере, таких ощущений нет и близко!» — справедливо замечает Андрей.

Нюансы фотографирования с помощью банки он описывает так: «Здесь необъятный простор для творчества. Технология отличается от обычной съемки бесконечной глубиной резкости. Нет разницы, находится ли объект рядом с тобой или на горизонте. Снимать можно все, кроме репортажей — в них нужно молниеносно фиксировать действие, а здесь это невозможно». Поэтому снимать Андрей начал с архитектурных объектов — она не убежит, хотя потом решился и на портреты.

Людей ради участия в интересном деле можно убедить долго не двигаться, не дышать, не моргать. Ведь выдержка составляет минимум полминуты, а вообще ее рассчитывают по специальной формуле.

Почему мастер пользуется именно банкой из-под кофе? Да просто удобно: ее высота (6 см) отвечает ширине среднеформатной пленки.

После съемки все происходит почти как в старые добрые времена: Андрей проявляет, а потом печатает фотографии. «Почти», потому что, пользуясь сканером, оцифровывает снимок и уже с цифровой копии переводит его на бумагу. Раньше Бондаренко снимал той же техникой, что и остальные фотолюбители. Но не было бы счастья, так несчастье помогло. «После того как у меня в поезде украли цифровой фотоаппарат, в результате некоторых раздумий вместо новой камеры я купил дорогой сканер, чтобы качественно сканировать пленку», — вспоминает он. Кстати, больше всего проблем именно с фотопленкой: ее сейчас не сыщешь днем с огнем, приходится заказывать в западноевропейских странах либо в Китае.

Руководитель запорожской организации Союза фотохудожников, старейшина фотодела в Запорожье Олег Бурбовский доволен, если не сказать, восхищен работой коллеги. «Раньше для получения столь интересных ракурсов фотографы приобретали сверхширокоугольные объективы, а сейчас оказалось, что желаемого можно достичь, пользуясь обычной банкой», — просвещает Олег Александрович заинтересованную публику.

«Но при этом, чтобы добиться успеха, у автора фото должны быть художественный вкус и увлеченность методом, который применяли изобретатели фотографии 175 лет назад. Первые снимки были сделаны камерой-обскурой — простой коробкой с отверстием для проникновения света, не имеющей объектива. Сейчас в мире есть сообщество людей, которые снова увлеклись архивным способом фотосъемки, пользуясь разными рукотворными камерами с диафрагмой диаметром с иголку», — добавляет он.

Новое — хорошо забытое старое, но за неполных двести лет, как видим, забыто далеко не все. Разве что новое название для жанра придумали — пинхол (от «pin» — «булавка» и «hole» — «дырочка»). Андрей Бондаренко, имеющий много виртуальных друзей, увлеченных пинхолом, по всему миру, признается, что из множества кадров удачными оказываются считаные из них.

Но для передачи ощущения окружающей жизни, которое дает людям фотографическое искусство, необязательно гнаться за количеством снимков. И обойтись без навороченной техники можно вполне.

Справка «2000»

Выставочный зал Запорожской областной организации Союза фотохудожников Украины: Запорожье, просп. Ленина, 159, тел. (061) 233-1189.

Выставка «Безобъективный взгляд» открыта до 30 июня, вход свободный.

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Работа над ошибкой

На прошлой неделе в украинский прокат вышла «Неизвестная» братьев Дарденн, лента...

Какую роскошь наваляли

В этом виде ручного труда главный посыл: не поваляешь, не наденешь. И первое, что...

Сказка, раскраска, игра: три в одном

Книга для детей «Ташенька и кактус», которую написала и проиллюстрировала Слава...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка