Марк Токарь: «Мне мало кто нравится на современной украинской джазовой сцене»

19 Января 2016 5

  • Марк Токарь: «Мне мало кто нравится на современной украинской джазовой сцене», фото №1

    Марк Токарь: «Мне мало кто нравится на современной украинской джазовой сцене», фото №1, фото №1

    Во Львове и в других городах Украины и Польши прошел юбилейный ХV международный джазовый фестиваль Jazz Bez

  • Марк Токарь: «Мне мало кто нравится на современной украинской джазовой сцене», фото №2

    Марк Токарь: «Мне мало кто нравится на современной украинской джазовой сцене», фото №2, фото №2

    Во Львове и в других городах Украины и Польши прошел юбилейный ХV международный джазовый фестиваль Jazz Bez

  • Марк Токарь: «Мне мало кто нравится на современной украинской джазовой сцене», фото №3

    Марк Токарь: «Мне мало кто нравится на современной украинской джазовой сцене», фото №3, фото №3

    Во Львове и в других городах Украины и Польши прошел юбилейный ХV международный джазовый фестиваль Jazz Bez

  • Марк Токарь: «Мне мало кто нравится на современной украинской джазовой сцене», фото №4

    Марк Токарь: «Мне мало кто нравится на современной украинской джазовой сцене», фото №4, фото №4

    Во Львове и в других городах Украины и Польши прошел юбилейный ХV международный джазовый фестиваль Jazz Bez

  • Марк Токарь: «Мне мало кто нравится на современной украинской джазовой сцене», фото №5

    Марк Токарь: «Мне мало кто нравится на современной украинской джазовой сцене», фото №5, фото №5

    Во Львове и в других городах Украины и Польши прошел юбилейный ХV международный джазовый фестиваль Jazz Bez

  • Марк Токарь: «Мне мало кто нравится на современной украинской джазовой сцене», фото №6

    Марк Токарь: «Мне мало кто нравится на современной украинской джазовой сцене», фото №6, фото №6
  • Марк Токарь: «Мне мало кто нравится на современной украинской джазовой сцене», фото №7

    Марк Токарь: «Мне мало кто нравится на современной украинской джазовой сцене», фото №7, фото №7

    Во Львове и в других городах Украины и Польши прошел юбилейный ХV международный джазовый фестиваль Jazz Bez

  • Марк Токарь: «Мне мало кто нравится на современной украинской джазовой сцене», фото №8

    Марк Токарь: «Мне мало кто нравится на современной украинской джазовой сцене», фото №8, фото №8

    Во Львове и в других городах Украины и Польши прошел юбилейный ХV международный джазовый фестиваль Jazz Bez

В конце прошлого года во Львове, Ровно, Луцке, других городах Украины и Польши прошел юбилейный ХV международный джазовый фестиваль Jazz Bez. Его основал Маркиян Иващишин, львовский поэт и культуролог, который руководит фестивалем под эгидой местного художественного сообщества „Дзига”.

Концерты прошли во Львовской филармонии, театре М. Заньковецкой, в клубах, народном доме. В филармонии удалось пообщаться с контрабасистом Марком Токарем, активным участником фестивалей Jazz Bez, хорошо известным в нашей стране и Европе. 

Марк Токарь

– Марк, вы – львовянин, но часто играете в Киеве. Где вы живете?

– В основном в поезде. Моя «младшая» семья – жена и ребенок – в Киеве, а мама – во Львове (Марта Токарь, художница – О.К.). А выступления, в основном, проходят в других городах. Получается, что я массу времени провожу в автобусах, поездах, самолетах. И сейчас мне совершенно безразлично, что называть своим городом.

– Как вы думаете, каковы изменения в развитии джаза в нашей стране с тех пор, как вы им занимаетесь, концертируете?

– В социуме, политике, во всей жизни Украины в связи с войной такие изменения, что очень тяжело говорить о каких-то позитивных сдвигах.

– А чисто в музыкальном плане? Есть ли у нас сформировавшийся собственный стиль, своя джазовая школа?

– Есть опора на собственную национальную украинскую этнику, и татарскую. Кто-то более поверхностно это делает, кто-то ею пользуется глубже. Я исполнитель, и мое мнение субъективно, делать критический анализ я не вижу со своей стороны права. Но скажу, что мне мало кто нравится на современной украинской джазовой сцене. В Киеве я не отношусь к востребованным исполнителям.

– Вы не раз участвовали в Гогольфестах.

– Да, много раз, но у меня нет супер-позитивного мнения об этом фестивале. Там царит анархия. Плюс, все очень странно с финансовой стороны. Этот фестиваль показывает всем, что исполнителю можно не платить, и куча музыкантов на это соглашается. Мне это не понятно. Нужно либо приходить с собственными средствами – приводить собственного спонсора, либо играть «для годится», чтобы просто засветиться. Мне уже за сорок. Те, кто хочет меня знать, уже знают, но пора накапливать позитив. Конечно, хорошо, что этот фестиваль есть. Но он подает всем украинским фестивалям пример того, что исполнителям можно не платить. А это неправильно, хотя вроде бы завязано на нашей ситуации – раненые, беженцы и т.д. Но это – одна из субъективных сторон. А есть объективные вещи: конкретные музыканты, которым нужно жить.

– Марк, расскажите об участи в концертах фестиваля Jazz Bez. 

– Играл с Марьяной Садовской (львовянка, живущая в Кельне, певица, актриса – О.К.). В ее проекте было четыре контрабаса и четыре голоса. В прошлом не участвовал. В 2013-м выступил с Ultramarine (квартет с певицей Ульяной Горбачевской, саксофонистом Пятрасом Вишняускасом и барабанщиком Клаусом Кугелем – О.К.).

– Какова концепция этого фестиваля?

– Начинался он с сотрудничества Львова и польского города Перемышль. За прошедшее время он охватил более десяти городов. В этом году я и мои коллеги играем в Люблине, Вроцлаве, Перемышле. Другие участники будут играть в Харькове, Краматорске. Выступления проходят в Саноке (Польша), Ровно, Луцке, Тернополе, Ивано-Франковске. В прежние годы были концерты в Севастополе. Задача фестиваля – объединение людей культурными, музыкальными интересами. Раньше это была украинско-польская локальная соседская история, а теперь, когда на фестивале играют немцы, американцы, индусы, аргентинцы, она очень расширилась географически и творчески. Благодаря фестивалю люди ближе узнают культуры разных регионов мира.

– Немало украинских джазовые музыкантов, и вы тоже, учились в Польше. Продолжается ли связь наших стран в этой области?

– Много украинских музыкантов теперь учатся, где хотят. Есть большая украинская джазовая тусовка в Берлине, кто-то учится в Америке, как Богдан Гуменюк и Ефим Чупахин. Конечно, границы на запад еще не полностью открылись, однако для украинцев стало гораздо проще реализовываться в мире, не только в своей стране.

– Как, по-вашему, воплощается сформировавшееся в больших городах наличие джазовых сообществ, которое в силу объективных обстоятельств вращается вокруг музыкальных вузов? Крепкие контрабасисты вышли из Харьковской консерватории: Валентин Корниенко, Денис Дудко, Константин Ионенко.

– Думаю, что когда-то это имело смысл, «быть при какой-то консерватории», «проходить какую-то школу». Я для себя решил этого не делать и очень рад, что не прошел консерваторского курса. Наверное, это хорошо – иметь школу. Но в отсутствии привязок к традициям тоже есть позитив. Кстати, считаю, что в украинском джазе вообще пока нельзя говорить о неких сложившихся традициях.

– Алексей Коган находит, что украинская джазовая музыка достаточно «взрослая», и называет отечественные альбомы с разной степенью этничности.

– Сколько украинских исполнителей играют на Alfa Jazz Fest’е?

– На уличных сценах много. Но традиционно на пресс-конференциях перед началом фестиваля часть отечественных журналистов, мало ориентирующаяся в вопросе, спрашивает, когда же украинский джаз выйдет на главную сцену? И Коган дипломатично отвечает, что, с одной стороны, нам надо еще дорасти до уровня этих приглашенных американских суперзвезд, но, с другой, что у нас есть собственная джазовая школа. И главная сцена – не главное. Думаю, это пока действительно «разные весовые категории».

– Если так считать, то украинский джаз никогда не войдет в одну «весовую категорию»” с американским. Уверен, что цель каждого фестиваля, и Alfa Jazz Fest’а, в том числе, не только выводить на сцену мировых исполнителей, но также промотировать собственных музыкантов. Если этого не делать, то навсегда останутся предорогие и пренедоступные мегазвезды и наши, отечественные, «недостойные» выступать на одной сцене с ними.

– Этот выбор принадлежит организаторам. Как известно, нынешним летом на Alfa Jazz Fest’е на главной сцене стояли обладатели около семидесяти Grammy (суммарно).

– Это фестиваль с музыкой не близкого мне формата. И хотя я слушаю его в фанзоне, но на концерт, например, Джорджа Бенсона не ходил. Меня интересует совершенно другое, хотя я рад, что послушал Уэйна Шортера и Чарли Хэйдена. Мне интереснее современная импровизационная музыка, более свежие идеи.

– Да, Бенсон – это поп-джаз. А как, по-вашему, воздействует современная серьезная музыка на развитие джаза, происходит ли обратное влияние?

– Мне, человеку, вышедшему из джазовой среды, очень интересна современная музыка, соединяющая эти два направления. В Киеве круг серьезной музыки мне ближе джазовой. Я играл интересные концерты с Золтаном Алмаши, Максимом Коломийцем, Юрием Зморовичем. Для меня это привлекательнее, чем играть с традиционно джазовыми музыкантами, даже очень хорошими. Мне интересен стык стилей, стык с поэзией, игра в театре с актерами, с визуализацией, чтобы это было интерактивно. Люблю играть с музыкантами из других жанров, как Марианна Садовская. Она человек из мира world music, яркий, глубокий музыкант. И люди, с которыми сотрудничаю, в частности те, с которыми играю в сегодняшнем концерте, это легенды, имеющие собственный глубокий музыкальный мир и собственный музыкальный почерк.

– Как вы познакомились с вашими партнерами?

– Клауса Кугеля знаю столько же, как и саксофониста Сабира Матина. Они играли в Кракове в квартете Стива Свела. Через полгода я с Клаусом участвовал в Jazz Bezz’е 2006 года. С тех пор мы играли вместе в десятках проектов, у нас есть ряд всем известных пластинок. Это Yatoku, Undivided с Вацлавом Зимпелем и Бобби Фью, Varpaj с Андре Пабарчиуте, Five Spot с Петрасом Вишняускасом, Юрием Яремчуком и Робертой Пикет, Op Der Shmelz с Роби Глодом и Робертой Пикет. Последней записью в сотрудничестве с Клаусом у меня является Ultramarine. Там же с нами записался Петрас Вишняускас, известный литовский саксофонист. Этот диск вышел нынешней осенью на польском лейбле, а записан был во Львове три года назад в церкви св. Лазаря.

– Вы – человек с семьей, но музыка, которую играете, не имеет массового спроса. Она скорее элитарна. Как вы сочетаете жизненные потребности с вашими творческими установками?

– Во многих клубах, театрах организаторы мне рады. Но мне не очень нравится играть «за билеты». Больших доходов это не приносит. Приходят специально слушатели, им нужна подобная концептуальная музыка, как сейчас здесь на фестивале. А в Киеве с этим еще сложнее. Считаю, что нужно расширять географию некоммерческой музыки, т.к. сидеть на одном месте – это трясина.

– Педагогикой занимаетесь?

– Иногда бывают какие-то ученики. Но в последнее время скептически отношусь к процессу обучения, сразу говорю неофиту, что учу неправильно. И пусть идет учиться у тех, кто играет правильно. Кому-то советую идти в консерваторию, кому-то – вообще не заниматься музыкой. Если встать на путь профессионального музыканта, то нужно знать, что это нелегкий путь, кроме того, он требует немалых материальных вложений. И если человек думает создавать семью, то лучше выбирать профессию адвоката, стоматолога или политика.

– Есть ли выход на западный музыкальный рынок обычных украинских музыкантов, которые не учились джазу в Беркли или Берлине?

– Об украинском джазе мало кто слышал. Однажды я играл в Вене в Porgy and Bess с Resonance Ensamble саксофониста Кена Вандермарка и там встретился с неким джазовым фанатом-итальянцем. Он долго меня расспрашивал, откуда я и никак не мог понять, где это, «Украина». Говорил: «такой страны нет», а я: «как это нет, если я, украинец, вот стою перед тобой». Он знает Чекасина, Ганелина, а я объясняю ему, что все это – бывший Советский Союз, как и мы… Было это четыре года назад. Но теперь Украину знают лучше, в связи с военными событиями.

Фото предоставлены организаторами фестиваля

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Работа над ошибкой

На прошлой неделе в украинский прокат вышла «Неизвестная» братьев Дарденн, лента...

Какую роскошь наваляли

В этом виде ручного труда главный посыл: не поваляешь, не наденешь. И первое, что...

Сказка, раскраска, игра: три в одном

Книга для детей «Ташенька и кактус», которую написала и проиллюстрировала Слава...

Обманутые ожидания

Во второй половине ноября в украинский прокат вышли фильмы двух видных европейских...

Дизайнеры на куски

1-го и 2 декабря в Днепре намечено масштабное событие в мире моды — шестой сезон Dnipro...

Вводите санкции, графиня

Именно барон Крохбах, делец и острый на язык друг графини, по задумке режиссера и...

А впереди Жванецкий на белом коне

«Жажда перемен — как стояние в пробке, куда угодно, лишь бы отсюда»

Ленин напоказ

Публика штурмовала кассы, желая попасть на «Бал в «Савойе» и услышать...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка