Машина прошедшего времени

№24(823) 16 -- 22 июня 2017 г. 14 Июня 2017 0

Сергей Петько и Ирина Мак в спектакле Игоря Гринберга «Не оставляй меня»

На прошлой неделе Театр на левом берегу Днепра показал публике последнюю премьеру сезона. Любовная драма «Не оставляй меня!..» режиссера Игоря Гринберга по пьесе «Глубокое синее море» Теренса Рэттигана примечательна тем, что ничем не примечательна. Именно поэтому о ней необходимо написать.

Молодая художница Хестер не любила своего мужа, состоятельного судью Уильяма Коллера, и ушла от него к бывшему летчику-асу, красавцу, гуляке и выпивохе Фредди Пейджу. Хестер любит Фредди сильно и беззаветно, а вот Фредди любит Хестер не так, как ей хочется, и даже забывает о ее дне рожденья, поэтому Хестер решает отравиться газом. Поскольку покончить с собой у Хестер не получается, ей приходится долго выяснять отношения и с мужем, который умоляет ее вернуться, и с любовником, который собирается ее бросить. Еще в пьесе есть бывший доктор Миллер с загадочным криминальным прошлым, который дает Хестер спасительные советы, как, зачем и почему нужно жить.

Так выглядит канва популярной пьесы британского драматурга Теренса Рэттигана «Глубокое синее море», написанной в 1952 году, ставившейся во многих театрах мира, дважды экранизированной — в 1954-м с Вивьен Ли и в 2011-м с Рэйчел Вайс (вторая явно лучше первой). По существу, это классическая история несчастной любви, объект которой не соответствует изначальным представлениям субъекта, история крушения иллюзий, разрушения идеалов, жестокого разочарования, которое героине представляется несовместимым с жизнью. Конечно, драматургический материал диктует свои условия, однако современный театр допускает любые вольности. В общем-то, по канве Рэттигана можно было вышить все что угодно.

Игорь Гринберг, режиссер, к экспериментам не склонный, в пристрастии к новаторству не замеченный, ничего этакого вышивать не стал. В его постановке напрочь отсутствуют какие-либо излишества, она во всех отношениях традиционна. Декораций минимум: на сцене только стол, стулья да пустые картинные рамы. Музыкальное сопровождение лирическое, достаточно невыразительное, чтобы оставаться незаметным. Актеры играют сдержанно, без экзальтации и тем более без эксцентрики. Название спектакля показательным образом отличается от названия пьесы: вместо экзистенциальной тоски по счастью появился отчаянный женский крик, сентиментальность которого доведена до предела восклицательным знаком и многоточием.

Чем могут брать подобные работы? Пожалуй, при отсутствии оригинальных режиссерских идей хотя бы неординарными режиссерскими акцентами, но их здесь не отыщет даже самый лояльный рецензент, не то что придирчивый. Определенно, глубиной психологизма, и тут надо отдать должное исполнителям — они стараются как могут, хотя в такой академической постановке развернуться особенно негде. Наконец, актерской харизмой, но с этим есть некоторые проблемы деликатного свойства. Дело в том, что Хестер в исполнении Ирины Мак не вполне соответствует определению «молодая художница», которое значится в аннотации к спектаклю, а Фредди в обличье Сергея Петько достаточно безалаберен, но куда менее неотразим, чем ему положено по тексту пьесы.

В актерском ансамбле спектакля можно выделить Петра Миронова, привнесшего индивидуальные черты в образ того самого мистера Миллера, который оказывает Хестер первую помощь и наставляет ее на путь истинный. Любопытная деталь: зрителю сообщают о том, что Миллер тоже пытался покончить с собой, а потом сидел в тюрьме, но причины его жизненной драмы и у Гринберга, и у Рэттигана остаются не названными. Черновой вариант пьесы был более откровенным — в нем упоминалось, что Миллер пострадал из-за своей гомосексуальности. Сам Рэттиган тоже был геем, имел множество однополых связей, но ни с кем из своих партнеров надолго не сходился. А еще в годы войны он служил в боевой авиации хвостовым стрелком. Если учесть эти факты, уже не покажется странным, что в образе Фредди драматург вывел самого себя, а в образе Хестер — одного из своих любовников.

В целом «Не оставляй меня!..» — этакая машина времени, отправляющая зрителя на полвека назад, когда никакого театра, кроме традиционного, в Киеве не существовало. Наверное, такие спектакли тоже нужны, и они непременно найдут своего зрителя так же, как находят его душещипательные телесериалы о тяжелой женской доле. Но возникает вопрос: отчего именно левый берег? Почему подобная постановка появляется в одном из ведущих драматических театров столицы, который все-таки, хоть и со многими оговорками, старался сохранять ориентацию на творческий поиск и художественный эксперимент?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Тамара Антропова: «Мне хочется съесть эту жизнь здесь,...

Тамара Антропова рассказала «2000» о том, что привыкла устраиваться с книгой на...

Левый марш

Подборку Oscar Shorts-2017, вышедшую на прошлой неделе в украинский прокат, составили пять...

Это не как-либо что, а что-либо как

29-го и 30 июня театральный сезон завершит совершенно новое произведение — балет...

В Киеве открылась фотостудия Lightfield Productions — отличное...

Теперь у киевских фотографов появилась отличная возможность — в городе открылась...

Да, тюрки мы

В 2008 г. ЮНЕСКО объявило азербайджанский мугам одним из шедевров устного и...

Признак оперы

Тема привидений, да еще и в старинном замке, настолько благодатная, что ее не могли...

Загрузка...
Загрузка...

Оправданные ожидания

На прошлой неделе на экраны страны вышел фильм Ахтема Сейтаблаева «Чужая...

Музыкальное расширение на восток

Ошибочно думать, что в ассоциацию Opera Europa входят лишь европейские театры. Среди ее...

Трансляция Евровидения стала сигналом к началу...

Главный песенный конкурс континента завершился, и руководители Евровидения в ходе...

Виталина Библив: «Я за любой кипеж, кроме валидола»

Обидно то, что в Париже фильм украинского режиссера шел в 32 кинотеатрах, а у нас только...

Как казаки в хоррор попали

Советской классике тоже досталась сомнительная слава после того, как Татьяна Королева...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка