Месть Пастернака

№14v(742) 17 — 23 апреля 2015 г. 15 Апреля 2015 5

16 апреля в украинский прокат вышел фильм аргентинского режиссера Дамиана Шифрона «Дикие истории». Черная комедия, номинированная на «Оскар» и боровшаяся за «Золотую пальмовую ветвь», рассказывает о том, как легко и просто в человеке просыпается зверь.

Обидел Пастернака — пеняй  на себя.Дарио Грандинетти в роли музыкального критика
Обидел Пастернака — пеняй  на себя.Дарио Грандинетти  в роли музыкального критика

До недавних пор имя Дамиана Шифрона знали только специалисты. Его и пишут-то по-разному, кто «Шифрон», кто «Сифрон» — испанская фонетика дело тонкое. К 2014 году в активе 39-летнего режиссера было два телесериала и два полнометражных фильма, завоевавших второстепенные призы на третьестепенных кинофестивалях, и только «Дикие истории» стали настоящим прорывом. Участие в основном конкурсе Канна, оскаровская номинация, беспрецедентный кассовый успех на родине и десять призов Аргентинской киноакадемии — успех серьезный, а главное, заслуженный.

Двухчасовая лента Шифрона представляет собой киноальманах из шести остросюжетных новелл, персонажи которых совершают акты насилия разной степени разрушительности, от непреднамеренного одиночного убийства до хорошо продуманного теракта с десятками трупов. Каждая история действительно дикая, как в смысле экстраординарности происходящего, так и в значении «нечеловеческая». Все шесть сняты в яркой динамичной манере с мрачным, порой откровенно циничным юмором.

Как ни удивительно, финал картины вполне можно считать хеппи-эндом. Последняя и самая длинная новелла фильма рассказывает о помпезной свадьбе, на которой невеста узнает, что у жениха есть любовница, присутствующая среди гостей. Симпатичная веселая девушка за считаные минуты превращается сначала в безутешную страдалицу, а затем в бешеную фурию, одержимую жаждой мести. Впрочем, месть получается не такая уж страшная. Название этой новеллы, «Пока смерть не разлучит нас», хоть и звучит тревожно, на самом деле является издевательски-примиряющим — молодые супруги друг друга стоят. В общем, вполне оптимистическая история. Можно сказать, жизнеутверждающая.

Какими бы дикими ни были сюжеты Шифрона, все они довольно архетипические. В «Предложении» богатый папаша, пытаясь спасти от тюрьмы сынка-мажора, сбившего на авто беременную женщину, уговаривает садовника за мзду в полмиллиона песо взять вину на себя. В «Маленькой бомбе» взрывник, попавший в жернова бездушной государственной машины, устраивает над обидчиками громкий самосуд. В «Крысах» девушка из придорожного кафе узнает в посетителе мерзавца, который довел до самоубийства ее отца, подсыпает ему яду, а потом с ужасом замечает, что к мерзавцу за стол подсаживается сын-подросток.

Что-то знакомое, не находите? Многие находят. Одним «Дикие истории» напоминают Тарантино, другим — фон Триера, третьим — Альмодовара. Последняя ассоциация почти формальная, поскольку дон Педро имеет к фильму Шифрона самое непосредственное отношение — в «Диких историях» он выступил в качестве продюсера. Есть параллели и более конкретные — например, «Предложение» отчетливо перекликается с «Тремя обезьянами» Нури Бильге Джейлана. Короче говоря, такие сюжеты уже были в десятках фильмов. Другое дело, что вместе их до сих пор никто не собирал.

Самая удачная новелла альманаха — «Сильнейший». Роскошный «ауди» догоняет на пустынном шоссе ржавый «пежо», водитель которого из чувства классовой ненависти не желает уступать дорогу. Дальше все происходит почти как в басне про двух баранов, встретившихся на узком мосту, только гораздо более брутально и живописно. Кроме того, в последней сцене «Сильнейшего» имеется один занятный нюанс, превращающий эту новеллу в настоящий шедевр. Давайте считать, что несмотря на элементы спойлера, мне все-таки удалось вас заинтриговать.

В разговоре о первой новелле картины без спойлера уж точно не обойтись. Короткий пролог под названием «Пастернак» отчасти напоминает «Десять негритят» Агаты Кристи. Мужчина и женщина, флиртующие на борту самолета, случайно выясняют, что у них есть общий знакомый, бездарный музыкант по имени Габриэль Пастернак. К разговору присоединяются другие пассажиры — оказывается, все они были знакомы с Пастернаком, и каждый чем-то его обидел. Тут в салон заходит перепуганная стюардесса и сообщает, что Габриэль Пастернак работает стюардом на этом рейсе. Что пару минут назад он вошел в кабину пилотов, и теперь она намертво закрыта...

Пройдет время, и это кино будет восприниматься просто как кино, так же, как оно воспринималось во время Каннского фестиваля и оскаровской гонки. Но весной нынешнего года «Пастернак» мгновенно ассоциируется со страшной катастрофой самолета А320, летевшего из Барселоны в Дюссельдорф. Второй пилот рейса 9525 авиакомпании Germanwings Андреас Любиц, правда, не собирал на борту своих обидчиков, но реальная и кинематографическая история с заблокированной дверью и направленным в землю аэропланом во многом совпадают. Реальность подражает искусству в той же мере, в какой искусство отражает реальность.

А теперь самое интересное. Незадолго до катастрофы «Дикие истории» вышли в немецкий прокат, и Андреас Любиц вполне мог их посмотреть. Можно даже предположить, что лента Шифрона стала для него непосредственным руководством к действию. Наконец, можно сделать далеко идущие выводы и ратовать за запрет произведений искусства, провоцирующих агрессию, насилие и противоправные действия. Тем, кто действительно так думает, смотреть «Дикие истории» категорически не рекомендуется.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Какую роскошь наваляли

В этом виде ручного труда главный посыл: не поваляешь, не наденешь. И первое, что...

Сказка, раскраска, игра: три в одном

Книга для детей «Ташенька и кактус», которую написала и проиллюстрировала Слава...

Обманутые ожидания

Во второй половине ноября в украинский прокат вышли фильмы двух видных европейских...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка