Мягкое оружие от ГалицияКульт

№40(790) 7 — 13 октября 2016 г. 05 Октября 2016 1 2

Над созданием выставки «Круг общения» совместно работали 6 харьковских и 5 львовских художников

«ГалицияКульт» уже в Харькове. Мощный львовский десант высадился в восточном городе и готов завоевывать и покорять. Но одновременно — взаимодействовать и трансформироваться. В общем, проделывать все то, что, кажется, удалось чуть раньше «ДонКульту» и его десанту — в Киеве и Львове.

«2000» встретились с организатором форума Ольгой САГАЙДАК, чтобы узнать, как родилась идея «ДонКульта» и как знакомство с современной культурой Донбасса изменило мнения киевлян и львовян. А еще мы беседовали с Ольгой о нынешнем проекте — мощной экспансии в Харьков в рамках форума «ГалицияКульт».

Другой Донбасс

Ольга САГАЙДАК

— Все начиналось с «ДонКульта», правильно? А как он возник?

— Идея проекта появилась два года назад. Я и мои коллеги — люди, связанные и с бизнесом, и с искусством (Ольга — совладелец аукционного дома «Корнерс». — С. М. ). Мы, как и многие украинцы, в очередной раз обсуждали, почему началась война в Донбассе, и пришли к выводу, что все это связано с крайне низким уровнем образования и культуры в регионе Донбасс и в Украине в целом.

Картинка, которую демонстрировало нам телевидение в те дни, была однозначной. Нам пытались внушить, что Донбасс плохой, там сепаратисты, люди, чуждые Украине. Ни я, ни мои коллеги никогда не были в Донецке и Луганске. И это тоже стало поводом для нашей печали.

Мы устроили мозговой штурм, вспоминая, что знаем о Донбассе культурном. К стыду моему, вспомнили немногих: Куинджи, Кончаловского, Прокофьева, Сосюру, Стуса. Тогда позвали театралов и музыковедов, попросили помочь. Набралось 80 пунктов в импровизированном списке «Донбасс — как регион культуры». По этому списку за один месяц мы подготовили «ДонКульт». Форум был профинансирован практически полностью нашими деньгами, поддержкой бизнеса.

Мы не планировали делать это постоянным проектом. Важно было просто громко сказать, что есть и другой Донбасс, и стоит об этом помнить.

«ДонКульт» прошел в Киеве в октябре—ноябре 2014 г., имел широкий резонанс, его посетили 15 тыс. человек за две недели. Но стали слышаться возгласы: «Конечно, в Киеве можно показать форум про Донбасс, а вот показать бы это в Галичине!» Нас зацепил этот вызов, и летом 2015 г. мы показали «ДонКульт» во Львове. СПРАВКА «2000»

Социокультурный форум «ГалицияКульт» (www.dofa.fund) — это более 80 событий: театральные спектакли, кинопоказы, концерты, литературные чтения, художественные выставки, лекции и дискуссии, которые объединяют восток и запад Украины.

С 4-го по 18 октября в Харькове собираются более 300 художников, писателей, музыкантов Галичины и Слобожанщины.

Цель форума — познакомить регионы, развеять стереотипы украинцев друг о друге и с помощью искусства наладить диалог между ними.

Вход на все события — бесплатный. Первый этап форума — культурные резиденции (мастерские, объединяющие участников проекта для общей работы) — состоялся в Харькове в августе. Предыдущий подобный форум — «ДонКульт» — проходил в Киеве и Львове и был посвящен искусству Донбасса.

Львовские стереотипы

Форум во Львове мы делали уже с другими смыслами и контекстами, хотелось развенчать стереотипы, которые имеют о Донбассе галичане.

Мы старались говорить на том языке, который воспринимался бы во Львове. У нас появились прекрасные партнерские институции, например Центр городской истории помог нам подготовить лекционно-дискуссионную программу. В ней мы показали, как много общего у регионов, которые находятся не в центре, вдали от столицы. И такая трагедия, которая произошла в Донбассе, может произойти в любом другом регионе.

Во время форума во Львове мы проводили анкетирование, получили тысячу анкет. Это само по себе уникально, потому что в Украине в культурной среде не проводятся соцопросы. 80% опрошенных сказали, что после форума их мнение о Донбассе изменилось. У большинства — в лучшую сторону: они уже не хотели так легко отторгнуть Донбасс, они готовы были думать о нем. Тогда стало понятно, что механизм работает и можно влиять через культуру.

Во время проведения форума во Львове мы обросли знакомствами, связями, партнерами, и созрел новый проект — «ГалицияКульт». Это больше чем фестиваль, это именно форум: мы везем события культуры и искусства, которые должны спровоцировать обсуждение! И эти события выстраиваем не только со львовскими кураторами, львовяне и харьковчане работают вместе. Одни диктуют проблематику, другие стараются найти ответы на вопросы. И наоборот.

В результате выяснилось, что большинство наших замечательных, образованных львовских кураторов никогда не были в Харькове. Обсуждая подготовку форума со львовскими актерами, музыкантами, художниками, мы узнали, что многие из них тоже никогда не были в Харькове.

Был заметен стереотип, что Харьков недружелюбен, что их там не примут, что отнесутся негативно к их украинской речи. Зимой мы с кураторами поехали в Харьков. И оказалось, что город схватывает любую идею на лету, что институции открывают двери и говорят: «Да, мы будем в этом участвовать, нам интересно! А давайте потом будем делать про Харьков!»

— Вы заметили, что у киевлян были свои стереотипы о Донбассе, у львовян — свои. А чем киевские стереотипы отличаются от львовских?

— Киев как любой мегаполис принимает приезжих из разных регионов. Киев толерантнее. Не потому, что мы, киевляне, гуманнее. Просто мы привыкли постоянно вариться в котле с разными региональными культурами, которые вливаются в столицу. Галичина однозначнее в своих оценках востока. Регион теряет в АТО своих ребят, поэтому для галичан ответ на вопрос, «нужен ли нам Донбасс», был однозначным. «Донбасс пророссийский, он сам туда хочет, значит, надо его отрезать», — считали они.

Я в таких случаях привожу пример: если у тебя заболит какой-то орган, ты же не будешь его отрезать, а попытаешься лечить. Если бы украинцы ощущали страну единым организмом и понимали, что регионы — это органы, и все они жизненно важные, то нам было бы страшно сказать: «Ладно, отрезайте мне руку или ухо!» Мы бы боролись до последнего. Цель нашего проекта — помочь украинцам ощутить себя таким единым организмом.

— Сколько стоит ваша культурная борьба? В какую сумму обходится подготовка форума?

— Впервые мы получили грант на проведение форума, когда готовили «ГалицияКульт». Подавались на ряд программ и неожиданно для себя выиграли европейский конкурс культурных инициатив Advocate Europe, в котором участвовали 668 проектов. Мы были единственными претендентами из Украины.

Но полученный грант не покрывает и половины общей стоимости форума, она составляет около 2,5 млн. грн. Мы постоянно в поисках финансирования. Собираем по крохам. Хорошо, что в Украине так много понимания и взаимовыручки. Многие институции приглашают нас без оплаты аренды. Кто-то помогает полиграфией, кто-то — транспортом. Например, наш перевозчик — львовянин Андрей Федоренко — владелец транспортной компании «Сармат».

Перед «ДонКультом» я приехала пообщаться со львовскими бизнесменами. Пока я рассказывала про гуманитарные вещи, им было неинтересно. Понимать начали, когда я заговорила с ними о своем бизнесе, аукционах и сделках. Спросили: «Слушай, зачем тебе эти культурные форумы?» Я объяснила, что сейчас моим бизнесом сложно зарабатывать, искусство сегодня — не в приоритете. И пока пушки не замолчат, музы не заговорят. Раз не можешь зарабатывать материальный капитал, стоит подумать о социальном, который гораздо важнее.

Тогда один из моих оппонентов сказал: «Хорошо, я — один из крупнейших украинских перевозчиков, я буду вас везти!» Он транспортировал выставку из Донбасса во Львов, сейчас доставил из Галичины в Харьков, а потом привезет обратно. Вот на таких людях и помощи базируется практически половина нашего форума.

Непотерянный город

— И все-таки — почему именно Слобожанщина и Галичина?

— Крайняя восточная точка, город-миллионник, который мы, к счастью, не потеряли. Галичина — регион, в который мы интегрировались благодаря «ДонКульту», поняли, с кем там можно работать. Сейчас так же внедряемся в Харьков, проникаемся его духом. И следующий форум, конечно, должен быть о Слобожанщине. Мы не хотим говорить о ней из Киева, но готовы помочь Слобожанщине рассказать о себе, например, на Буковине или в Закарпатье.

Наша задача — создавать площадку и возможность, чтобы регионы сами друг с другом знакомились и работали. Опыт показывает, что во время форума запускается масса проектов, которые потом продолжают жить.

Георг Жено с Натальей Ворожбит хотели делать театр переселенцев. Они предложили: давайте попробуем, возьмем переселенцев во Львове и две недели с ними поработаем. В итоге появился спектакль, который полностью поменял отношение львовян. Переселенцы на сцене проговаривали свои чувства, каково им было оставлять свой любимый город.

К примеру, один рокер рассказывал, что Донецк — город роз и такого количества роз вы больше не увидите нигде. Он говорил о местах, где любил пить пиво, безумно скучал по своей гитаре. Мы посоветовали ему сходить во Дворец искусств и уже через три дня узнали, что он репетирует с местной группой. Иногда достаточно просто дать возможность. Театр переселенцев, который попробовал себя во Львове, теперь — успешный проект. Уже 12 спектаклей сделали, их принимают и Гогольfest, и европейские фестивали.

В августе мы открыли мастерские в Харькове — галичане и харьковчане работали в шести направлениях. Они уже получили общий культурный продукт, созданный двумя регионами. И теперь готовы его презентовать.

Пока 10-летние харьковчане создавали мультфильм с ивано-франковским аниматором Романом Дзвонковским, они заговорили на украинском. Художники Сергей и Виталий Грех, которые вместе с харьковскими коллегами разрисовывали огромные турбины «Турбоатома», потом заявили, что Харьков гораздо лучше их родного Ивано-Франковска подходит для стрит-арта. Львовские режиссеры со слобожанскими коллегами снимали документальный фильм о первом советском небоскребе — Госпроме. Мультфильм и ленту будут презентовать на «ГалицияКульт».

Выставка «Круг общения» в ЕрмиловЦентр — результат сотрудничества художников двух регионов

Услышать Харьков

— Как вы находите всех этих мультипликаторов, художников, сценаристов в разных регионах страны?

— С нами работают отличные кураторы, каждый из них — значимая личность в украинской культуре. Это известный музыковед Люба Морозова, Оксана Баршинова, которая заведует отделом современного искусства в Национальном музее, Ирина Мацевко, заместитель директора Центра городской истории Центрально-Восточной Европы, поэтесса Люба Якимчук, она подбирает литературный контекст, Наталья Ворожбит, которая знает всех театралов. Они мониторят Украину и умеют показать лучшее от каждого региона.

Наша задача — только создавать условия, остальное делают кураторы. Они придумывают, как связать Львов и Харьков. Причем они приглашают местных сокураторов, которые подсказывают: «Да, это прочитается. Нет, так делать не стоит». Когда мы обсуждали название форума, думали о таком: «ГаличинаКульт». Харьковчане подсказали: так не надо, это вызовет у многих ассоциацию с СС «Галичина». Благодаря такой схеме работы мы постоянно слушаем и тот, и другой регион.

— Какова во всем этом роль «Турбоатома»?

— Мы не могли найти стены для стрит-арта в Харькове. Как-то сложно строилась коммуникация с городскими властями, нам долго не отвечали. Завод охотно отозвался, даже провел экскурсии по территории для художников. Единственным условием было — создавать муралы в индустриальной тематике. Художники пошли на компромисс, завод не лимитировал их в трактовке темы. «Турбоатом» стоит углом на двух больших проспектах — Московском и Гагарина. Муралы сейчас доступны всем харьковчанам.

— Расскажите, пожалуйста, об истории с легендарным домом «Слово»*.

— Дом «Слово» в Харькове — это безусловный памятник литературы. Одна из тех культурных точек в Украине, которые каждый должен знать и помнить. Сейчас большинство жильцов дома — люди, которые не имеют никакого отношения к литераторам. Это была наша самая сложная работа.

Я очень благодарна Ирине Магдыш. Вы, наверное, помните: Ирина была главой департамента культуры во Львове. После ее достаточно резких заявлений случился скандал с Садовым, и она была в одночасье уволена. Ирина — потрясающий профессионал, она стала куратором программы резиденций на нашем проекте. Магдыш и ребята из известного харьковского архитектурного бюро Дроздова придумали такую фишку: соединить людей не только из разных регионов, но еще и разных профессий. Дом «Слово» был мастерской для культурологов, социологов и архитекторов.

Нынешние жильцы дома мало знают о предыдущих. Зачастую не хотят знать, потому что боятся этой трагической истории, она им некомфортна. Задачей нашей группы резидентов было, с одной стороны, проговорить это с жителями дома, с другой — предложить городу некое урбанистическое решение, как в жилом доме создать своего рода мемориальное место. Опять же — о стереотипах. Нам говорили, что жильцы не захотят с нами даже разговаривать. Они разговаривали, приглашали на чай с пирогами и были настроены очень дружелюбно.

Ребята поработали, определили проблематику и разъехались. И мы сейчас заинтригованы и ждем — какое же они предложат решение. Я точно знаю, что включились современные технологии: есть идея с QR-кодами, они будут расположены в определенных местах, а информацию можно будет считывать, не напрягая жильцов громогласными экскурсиями, появились Фейсбук-страница, Инстаграм-канал.

— Вы глубоко погрузились в тему, возможно, у вас есть свой рецепт, как наладить диалог с Донбассом?

— Видите, сколько стратегов размышляют, но рецепта пока не нашли. Я могу говорить только о культурной политике. Такие форумы, как наш, должны стать частью большой государственной программы. Сколько бы ни было волонтеров, желающих спасать страну, культура — это часть государственной политики.

Нужно просчитывать на несколько шагов вперед, чтобы мы могли принять Донбасс, если он захочет стать Украиной. Чтобы не было отторжения, мы должны уже сейчас говорить о Донбассе, почему он хорош. Любыми способами сообщать тем, кто там остался, что мы будем рады помочь, если они позовут нас в гости. Если бы меня пригласили участвовать в переговорах в Донецке, я бы поехала. Кроме языка политики и войны, есть еще много каналов коммуникации, которые мы, к сожалению, не используем.

Конечно, мы радикально и быстро ничего не изменим нашими форумами, но это работа на перспективу. Очень бы хотелось, чтобы государство обратило внимание на такие проекты, как наш. Я не говорю о финансовой поддержке, понимаю, что ситуация в стране очень сложная, но для нас важна даже возможность прорваться в информационное поле.

Все информационные блоки заняты проблемами политики и войны, а культура — то мягкое оружие, которое может сработать.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Сто лет «хаты с краю»

Первая попытка создания аутентичного украинского сериала вызвала неоднозначную...

Алло, Смольный!

Как в Николаеве из девочек делают... девочек

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Работа над ошибкой

На прошлой неделе в украинский прокат вышла «Неизвестная» братьев Дарденн, лента...

Какую роскошь наваляли

В этом виде ручного труда главный посыл: не поваляешь, не наденешь. И первое, что...

Сказка, раскраска, игра: три в одном

Книга для детей «Ташенька и кактус», которую написала и проиллюстрировала Слава...

Обманутые ожидания

Во второй половине ноября в украинский прокат вышли фильмы двух видных европейских...

Дизайнеры на куски

1-го и 2 декабря в Днепре намечено масштабное событие в мире моды — шестой сезон Dnipro...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
serr

Лицемерная укроцентричная ассимиляция, - вот как это называется.
Особо радуют перлы: «Турбоатом» стоит углом на двух больших проспектах — Московском и Гагарина.
Двоечники, Турбоатом расположен на пересечении Московского и проспекта 50-летия СССР.

- 11 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка