«Молодость-45» — «ягодка» опять?

№27–28(742) 2 — 8 октября 2015 г. 30 Сентября 2015 5

Кадры из фильма «Племя» // novezakarpattya.com
Кадры из фильма «Племя» // novezakarpattya.com

На презентации очередного, 45-го, выпуска самого главного украинского МКФ «Молодость» в шикарном комплексе «Арена-Сити», что на столичной Бессарабке, было официально объявлено, что фестиваль состоится при любой погоде и в традиционное время, т. е. 24—31 октября. При этом руководители проекта столь же определенно сообщили: необходимых для проведения киноконкурса финансов у них пока нет. Оказалось, что разрешить это противоречие предстоит... всем поклонникам фестиваля.

А еще присутствовавший на вводной пресс-конференции Филипп Ильенко, новый, постмайданный, руководитель Госкино Украины, отметил огромное значение «Молодости» для культурной жизни страны и символически сравнил МКФ с «воротами, широко распахнутыми в мир». Посему журналисты, пытавшиеся выяснить, чего новенького можно будет увидеть в этих самых «воротах», в такой образной системе сами себя поставили в довольно щекотливое положение. И все же...

Ветераны — молодым

Как всегда на фестивале должно быть показано несколько конкурсных программ по четырем разделам. Так, «Международный конкурс» будет включать подборку студенческих работ, внеучебные короткие (до 45 минут) дебюты и полнометражные картины. «Национальный конкурс» — только отечественные и только короткометражные фильмы, зато во всем видовом спектре — игровые, документальные и анимационные.

Раздел «Параллельные конкурсы» будет состоять из двух позиций — «Молодость — детям» и «Солнечный зайчик» (Sunny Bunny), т. е. «Молодость» — ЛГБТ-меньшинствам. Концептуально такая классификация почти гениальна и демократически всеохватна. С одной стороны, здесь представлены киноинтересы как взрослой (то бишь половозрелой) киноаудитории, так и детской. С другой — интересы как тех, кто хочет и может иметь детей, так и тех, кто хочет только друг друга. Поистине всем сестрам и братцам в каждое ухо — по серьге.

 Роман БалаянИз потребных для такой ситуации шести глав жюри пока известна только одна кандидатура: режиссер Роман Балаян возглавит жюри национального конкурса. В этом, как мне кажется, тоже есть определенная логика и затаенная мудрость бессменного руководителя «Молодости» Андрея Халпахчи. Дело в том, что, как известно, самым прославленным дебютом в нашем кино как последнего, так и всех других времен стал фильм Мирослава Слабошпицкого «Племя» (2014). Шутка ль сказать: картина получила с полсотни призов на разных МКФ, среди коих «Пальмовая ветвь» Канн и европейский «Оскар». И при том молодой режиссер сам не раз писал и говорил об особой роли именно Романа Гургеновича в сенсационном успехе своей ленты.

Ведь много лет тому назад мэтр Балаян тоже снял фильм с похожим сюжетом, разворачивающимся в замкнутом сообществе глухонемых. «Ночь светла» (2003) ветерана сама по себе не имела особых успехов, но, очевидно, в силу приоритета кое-чему научила молодого режиссера-последователя и таким образом в известной мере предопределила настоящий международный триумф «Племени». Так кому же как не многоопытному автору «Ночи...» ныне оценивать и давать путевки в жизнь другим молодым коллегам в их творческих поисках?

По тому же принципу (ветераны — молодым) задуман и такой ныне уже традиционный сектор фестиваля, как «Мастерская талантов» (Talant Workshop). Помнится, еще в 1996 г. какой-то местный кинокритик писал о приметах творческого увядания тогда еще 20-летней «Молодости» и о путях возможного креативного омоложения фестиваля. В частности, предлагалось именно это — «Мастерская талантов» — серия мастер-классов для киномолодежи от приехавших на фестиваль киномастеров со всего света. Потом эта идея была реализована... на «Берлинале».

И вот не прошло и двух десятков лет, как подобная же прифестивальная киношкола прижилась как на «Молодости», так и на Одесском МКФ. Отлично! Одно обидно: как всегда отечественными идеями на родине пренебрегают и лишь со временем находят им применение, причем — в более позднем зарубежном переиздании. А время при этом теряется. Между тем то же «Племя» того же Слабошпицкого, возможно, потрясло бы уже киноманов 1990-х, да и вся судьба автора иначе сложилась бы. Глядь, к 2015 году у нас была бы совсем другая история кино. И не только кино. А пока фестивалю уже 45, «ягодка» ли он опять? Или все же «новые ворота»?

Господин хороший, дай миллион!

Печальные, но легко предсказуемые новости поведали журналистам руководители фестиваля по линии финансовой обеспеченности предстоящего кинофорума. Как и следовало ожидать, сегодня денег на «Молодость» категорически не хватает. Государство выделяет на все про все только 552 тыс. грн., что вдвое меньше, чем в прошлом году, и многократно — чем это было еще раньше.

И послемайданный Киев вместо обещанного 1 млн. грн. раскошелился лишь на 200 тыс. В этой связи г-н Халпахчи не без угрозы в голосе напомнил, что полное наименование «Молодости» включает в себя и определение «киевский». И, мол, если так дальше пойдет, то не исключено, что киевская муниципальная честь может быть уязвлена фестивальным отречением от официальной связи с городским бюджетом. Мэр Кличко, услышав такое, небось, побледнел бы... Ну не покраснел бы же!

Далее от шефа «Молодости» последовал краткий прейскурант с самыми свежими коэффициентами надбавок по валютным статьям экономического базиса МКФ. Естественно, в соответствии с новым курсом у. е. выросли и цены на билеты для приезда почетных гостей и участников конкурса, затраты на их проживание. Меньше стало и возможностей приглашать на внеконкурсные показы самые громкие премьеры самых авторитетных МКФ, а также оплачивать визиты звезд.

Очевидно, от многого придется просто отказаться. Пример уже налицо: анонсированная в качестве фильма-открытия «Юность» итальянца Паоло Соррентино изъята из программы. На это место поставлена другая работа с созвучным нынешнему смотру названием — «45 лет» англичанина Эндрю Хея. Главные роли в этой ленте получили «Серебряных медведей» на последнем «Берлинале». Понятно, иные деликатесы текущего мирового киносезона будут отклонены и без дополнительных разъяснений.

Зато в конкурсных программах публику ждет невиданное изобилие и разнообразие. Тут предложение намного опередило спрос. А качество? Бог его знает. Все работы уже по регламенту — дебюты и, стало быть, авторы преимущественно неизвестны. В общем, в «новых воротах» новой «Молодости» пока видно только прежнего почетного президента фестиваля в лице экс-президента Виктора Ющенко и... режим всеобщей экономии, наивозможного секвестра и повсеместного урезания кинематографических количеств и качеств. В целом, как было сказано, потребный на фестиваль бюджет пока обеспечен примерно на 5%. Так может, и весь такой импозантный МКФ нашей стране уже не по карману?

В качестве ответа на такие малодушные сомнения выглядели бюджетные нововведения «Молодости-45». Например, позаимствованный из практики западного арт-продюсирования опыт crowd-funding'a, т. е. финансирования «всем миром», по подписке, в складчину кто сколько может. Иначе говоря, чтоб окончательно не протянуть ноги, «Молодости» приходится впервые за свою историю за подаянием протянуть руку к любому «прохожему». Впрочем, это вполне в духе времени. Разве не так — Христа ради — даже воюет нынче наша страна?

Кино в окопах АТО

К тому же, как известно, прошлогодняя «Молодость», сводившая в одном кинозале активистов ЛГБТ-сообществ с ненавидящими их членами «Правого сектора», высекла искру, от которой сгорел исторический кинотеатр «Жовтень». Та же ситуация сохраняется и в нынешнем году.

Корреспондент «2000» спросил у гендиректора фестиваля: «Если ничего не изменится, хватит ли нам «Жовтней» на последующие «Молодости»?» Г-н Халпахчи успокоил: мол, исторический «Жовтень» до начала фестиваля успеют отремонтировать, а вообще-то в этом году гомосексуальное кино планируется пустить на другой площадке — в кинотеатре «Киев». Так ведь и исторический «Киев» тоже как-то жалковато...

Второй вопрос от «2000» к дирекции фестиваля был в развитие милитарной темы: «При составлении программ фестиваля учитывалось ли фактическое табу на показ российского кино на Украине?» «А никакого такого табу у нас нет и не было, — отвечал г-н Халпахчи. — Особую программу премьер из РФ мы отменили, но только потому, что пропагандистское кино страны-агрессора мы показывать не собираемся, а тамошние авторские фильмы «моральной тревоги» российские прокатчики нам, судя по прошлогоднему опыту, давать не собираются...»

Халпахчи пообещал, что все равно российские картины будут во всех программах. Что ж, поглядим. «Если покажут», — с ехидством сказал мне внутренний голос. Например, особо хотелось бы видеть категорически непропагандистский, художественно высоклассный и истинно молодежный по всем параметрам последний фильм Валерии Германики «Да и да». И нелишним было бы присутствие самой аполитичной «вундеркиндессы» Валерии на «Молодости»...

«Размечтался!» — гаркнул некто третий и, похоже, передернул затвор. Но тут неожиданно на пресс-конференции надежду внушил чудесный коктейль от одного из спонсоров фестиваля — водочной фирмы Finlandia. Напиток совсем в духе юбилея «Молодости» игриво назывался «Ягодка». Верхний слой — нежный экзотический сок, средний — крепкая водка, нижний — жгучий луизианский соус tabasco. Если пить все сразу, выглядит как вкусовая модель жизни человеческой — от сладостной юности до горькой старости. Остается надеяться, что по впечатлениям грядущая «Молодость» окажется не менее неожиданной, разнообразной и яркой.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Работа над ошибкой

На прошлой неделе в украинский прокат вышла «Неизвестная» братьев Дарденн, лента...

Forbes назвал популярнейшие рождественские фильмы

Рейтинг включает 25 лент, лидером среди которых стал фильм "Один дома"

Дагне Вильджюнайте: У меня не было выбора, какой фильм...

Какими качествами должен обладать хороший продюсер? Почему некоторые из них пафосу...

Старик и Молодость

Ходоровски не признает никаких границ приличия и делает только то, что позволяет ему...

«Портал» на Армянской

«Надменные бездельники последней советской поры, циничные и образованные, нежные и...

Какую роскошь наваляли

В этом виде ручного труда главный посыл: не поваляешь, не наденешь. И первое, что...

Сказка, раскраска, игра: три в одном

Книга для детей «Ташенька и кактус», которую написала и проиллюстрировала Слава...

Обманутые ожидания

Во второй половине ноября в украинский прокат вышли фильмы двух видных европейских...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка