Московский кинофестиваль: азиатский акцент с левым прищуром

№27—28(826) 7—13 июля 2017 г. 04 Июля 2017 3.7

Нынешняя москвичка Орнелла Мути

На прошлой неделе в Москве завершился 39-й международный кинофестиваль. Президент мероприятия Никита Михалков охарактеризовал состояние кинофестиваля словом «стабильность», признав, что в последние годы — с учетом урезания бюджета — московский фестиваль не блещет. Но он остается ярким явлением для киноманов и, безусловно, способен заинтересовать всех, кто не следит за киножизнью с утра до вечера, но однажды летом, по случаю ММКФ, идет в кинотеатр и выбирает себе что-нибудь для получения общего представления.

Каждый большой кинофестиваль — срез жизни нашей планеты, какие бы фильмы и кто бы ни отбирал. Есть фильмы звезд, есть звездные фильмы. Все они могут выбрать другой «первый показ», не Москву, но и ММКФ выберут многие. А кроме того, существует множество программ, помимо конкурсной, в которой есть возможность ознакомиться с фильмами, которые уже получили призы в Каннах, Венеции, Берлине и т. д.

Михалкову стало нелегко привозить в Москву западных коллег, а кроме того, ввиду экономических проблем это просто не особо по карману ММКФ. Президент фестиваля об этом откровенно говорил на брифинге в день закрытия. «Если в доме нету денег, привяжите к (неразборчиво) веник», - сказал он своим неповторимым голосом.

А еще Никита Сергеевич немного повспоминал прошлые времена: «15 лет назад, когда фестиваль возрождался, руководили другие люди, ММКФ имел 12 млн. долл. субсидий, сумасшедшие цифры. Это давало возможность устраивать действительно красивые мероприятия... иностранцы чумели... Конечно, это приятно. Но если бы это осталось, а ядро, само кино, стало разжижаться, это было бы катастрофой. Мы принципиально сокращались не за счет программ, количества фильмов, сеансов. Профессиональная часть немного сузилась, но не катастрофически». И добавил, что, увы, «сейчас нет возможности посылать частный самолет за Мерил Стрип».

Как говорилось в одном старом кино как раз с Михалковым, «чтоб тебе по шее не дали, а дали халат...» Впрочем, за кем-то и при наличии самолета с халатами посылать не было смысла — по политическим соображениям. Об этом президент ММКФ тоже рассказал: «Был страх три года назад, когда начались санкции. Многие боялись и сейчас боятся ехать. На всякий случай. С Крымом решите, тогда... А сейчас страх прошел, приехали... Есть такое мнение, если звезда не приехала, то это звезда, а те, что приехали, — отбросы какие-то. Что есть, то есть. И вдруг мы увидели своих звезд, которых не замечали за блеском приезжих знаменитостей».

Например, есть же «своя» кинозвезда Орнелла Мути, проживающая с прошлого года в Москве (итальянская актриса переехала в столицу России к другу, французскому бизнесмену). Она была включена в жюри, а Микеле Плачидо не только привез отличный фильм «7 минут», но и получил спецприз «за верность принципам школы К. С. Станиславского». Так и встретились в Москве звезды популярного в СССР итальянского фильма 70-х «Народный роман», по сути принесшего обоим известность.

Никита Михалков был очень рад новому члену жюри фестиваля

Если в доме нету денег, попросите у Китая

Лучшим фильмом фестиваля впервые в его истории стала китайская картина - «Хохлатый ибис» Лян Цяо. Этот фильм поднимает вопросы экологии. Главный герой, пекинский журналист, который возвращается в провинцию, где вырос, и хочет написать о птице — символе страны. Хохлатого ибиса можно встретить лишь в экологически чистых районах Китая, съемки проходили на западе, в провинции Шаньси. Авторы двигались к цветному изображению от черно-белого, символизирующего загрязненную китайскую природу.

Вообще в последнее время азиатский акцент звучит на ММКФ все более убедительно, а азиатские фильмы часто отмечаются на фестивале. Иранский режиссер Реза Миркарими, возглавивший жюри после прошлогодней победы с фильмом «Дочь», выигрывал в Москве «Золотого Георгия» два раза. В 2017 г. «Серебряного Георгия» за режиссуру получил турок Фикрет Рейхан («Желтая жара»), лучшим актером стал кореец Сон Хёнчу («Обычный человек»). Этот же фильм получил приз жюри NETPAC, а жюри ФИПРЕССИ отметило японскую ленту Рютаро Накагавы «Апрельский сон длиной в три года».

Турецкая «Желтая жара» также о мигрантах

Что касается Китая, то нелишне отметить, что частью ММКФ стал «круглый стол», посвященный российско-китайскому сотрудничеству в кино. Видные продюсеры — от Тимура Бекмамбетова до Игоря Угольникова и Алексея Петрухина — рассказывали г-же Шу Шузюм, вице-президенту China Film Co-Production Corporation, что же китайским деньгам может предложить российское кино. И хвалились достижениями, которые уже имеют место: например, в прошлом году фильм Индара Джендубаева «Он — дракон» (кстати, по роману наших украинских авторов Марины и Сергея Дяченко) очень хорошо пошел в Китае. В России фильм собрал только 1,7 млн. долл. из общей кассы в 10,7 млн.

По случаю такого воздействия слова «дракон» на китайскую аудиторию, видимо, изменили название готовящегося к выходу совместного мегазвездного продолжения «Вия». «Путешествие в Китай: Тайна Железной маски» превратились в «Тайну Печати дракона. Путешествие в Китай». С этим фильмом, в котором фигурируют Джеки Чан, Арнольд Шварценеггер, Рутгер Хауэр, а также китайские звезды, продюсер Алексей Петрухин намерен установить рекорд бокс-офиса в Китае и собрать порядка 3 млрд. юаней (около 440 млн. долл.) при бюджете около 50 млн. В этот момент над круглым продюсерским столом можно было четко заметить бриллиантовый дым.

Конечно, те, кому не посчастливилось и довелось, подняв веки, узреть «Вия 3D» Петрухина, вероятно, вспоминают об этом с ужасом, но речь же только о деньгах, а тот «Вий» стал самым кассовым фильмом РФ 2014 г. (39 млн. долл). Из той же оперы нашумевшие в этом году «Викинг» (27 млн.) и «Притяжение» (18 млн.) — киносборы в России были на уровне американских блокбастеров. Что об этих фильмах подумал здоровый человек, оказавшийся в кинотеатре, никого не волнует, ведь он уже купил билет.

При этом о качестве современного российского кино Никита Михалков высказался довольно сурово, мол, «кинодеятели сильно постарались, чтобы зрителя потерять», и уже не одно поколение «воспитано на нежелании смотреть российское кино». «Когда появились деньги и любой решил, что может снять кино, уровень режиссуры сам по себе, режиссерский масштаб мышления опустился на невероятно низкий уровень, и это воспитало такого же зрителя. Они приучили либо к чудовищным комедиям, либо к такой же чернухе с продажными попами, милиционерами-оборотнями и т. д. Поднять уровень режиссуры намного сложнее, чем опустить», — заявил на брифинге президент ММКФ. Затем, правда, добавил, что все же «в последние годы появились картины, которые заняли достойное место и в бокс-офисе, картины Федора Сергеевича (Бондарчука), и нашей студии».

В общем, в погоне за деньгами чудовищными фильмами воспитали чудовищного зрителя, для которого теперь нужно снимать все более чудовищно. Разумеется, говоря о массовом кино, все это справедливо далеко не только о России, просто здесь сильнее контраст с фильмами советских лет.

О фильмах на ММКФ (из них в конкурсе Россию представляли целых три), конечно, можно говорить больше хорошего. Например, «Мешок без дна» от Рустама Хамдамова, очень необычного режиссера, редко радующего своих почитателей. На этот раз он не только сделал большой фильм, но и взялся за рассказ Рюноскэ Акутагавы «В чаще», по которому Акира Курасава снял знаменитую картину «Расемон». Да еще и с такими актерами, как Светлана Немоляева, Алла Демидова и Сергей Колтаков. У Хамдамова история Акутагавы становится одной из сказок русской фрейлины «Шахерезады», блестяще сыгранной Немоляевой.

Рустам Хамдамов и Светлана Немоляева

Этот фильм, как и следовало ожидать, удовлетворил кинокритиков, вот и жюри отдало свой специальный приз «Серебряный Георгий» именно картине Хамдамова. Также «Мешок без дна» получил приз жюри российской кинокритики и приз международного жюри Федерации киноклубов «Колючий взгляд» и диплом Федерации киноклубов России «За уникальную визуальную образность и поэтичность».

Рустам Хамдамов наполнил историю, состоящую, как известно, из версий одного убийства, многочисленными художественными образами и цитатами — от Курасавы до французской «новой волны». Вышло красивое сюрреалистическое полотно, которым можно наслаждаться и при этом додумывать смыслы, словно дополнительные показания участников центрального события. Разумеется, это кино совсем не для сборов, к сожалению.

У ленты «Купи меня» Вадима Перельмана, нашего американского киевлянина, шансов в прокате куда больше. История о трудностях девушки из хорошей семьи, предпочитающей «модельную карьеру» в ОАЭ гранту на изучение парижских архивов, со Светланой Устиновой и Анной Адамович (также киевлянкой), — это мейнстрим, который, кстати, публику на ММКФ не вдохновил. Как и «Карп отмороженный» Владимира Котта, хотя здесь, как и в «Мешке без дна», сыграли сразу две выдающиеся актрисы — Марина Неелова и Алиса Фрейндлих. Ну и еще Евгений Миронов.

В Европе все стабильно

Вынырнув из чащи Хамдамова, на ММКФ можно было ознакомиться с тенденциями европейского кино. Если набросать общую картину, то получится нечто подобное: Восточная Европа бедная (на фестивале была программа «Эйфория окраины»), в Испании — леваки («Селфи»), во Франции — ЛГБТ-активисты («120 ударов в минуту»), из Африки продолжает плыть мигрантская лодка («Последний из нас»), в Голландии — гм, нечто странное («Время для жизни»).

До Финляндии, как можно было понять из фильма «Звездачи», докатилась сексуальная революция в несколько странных формах. Герои фильма почему-то именно при собственных детях устраивают нечто вроде свингерских вечеринок; кончается тем, что финские подростки напиваются и чуть не сжигают дом со взрослыми.

Все эти фильмы нельзя было бы назвать чем-то выдающимся, включая и Гран-при Канн-2017 «120 ударов в минуту». Но они вполне заслуживают просмотра. Хотя в случае с каннским лауреатом нужно сделать предупреждение, что для гетеросексуального взгляда работа Робена Кампийо будет тяжела. Гомосексуальную тему режиссер оседлал прочно — в предыдущем фильме — «Мальчики с Востока» — он осветил быт парижских мужчин-проституток.

При этом фильм «120 ударов в минуту», несомненно, талантливо сделан, прекрасно передан ритм посредством музыки и монтажа, интересно посмотреть и на саму историю парижского филиала общества ACT UP (AIDS Coalition to Unleash Power), боровшегося за права вич-инфицированных, например, заливая искусственной кровью лабораторию, которая тянула, по мнению активистов, с выпуском новых лекарств.

Однако, возвращаясь к левакам, все это ужасно напомнило одно место из недавней книги Виктора Пелевина «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами», где политолог со склонностью не только к гомосексуализму, но и к марксизму, поясняет генералу Капустину необходимость мирового «гевалта с радужными флагами» в связи с тем, что «один процент держит за яйца девяносто девять». То есть, в логике Кампийо и его героев, проблема не во всех лабораториях, а только в этой, и лишь в СПИДе.

Небезынтересен испанский фильм «Селфи» Виктора Гарсии Леона. Уже описание на сайте ММКФ притягивало: «Жизнь Боско пошла под откос после того, как его отец — коррумпированный министр — оказался за решеткой. Друзья от него открестились, девушка ушла, Боско выгнали из института и выселили из роскошной виллы. Оставшись без средств к существованию, он вынужден снимать комнату в бедном районе и ходить за пособием в центр занятости населения. Там он встречает девушку мечты — слепую левую активистку, почти такую же дуру, как он сам». Особенно впечатлял этот конец — про дуру-активистку. Правда, из самого фильма совершенно не ясно, почему она дура, разве что потому, что помогает малознакомым людям и голосует за «Подемос». Или просто потому, что левая.

Герои испанского «Селфи», мажор, конечно, справа

В остальном фильм описан верно, герой действительно остается ни с чем. Для усиления драматургии ему не дает денег и мать, да и на черный день мажор ничего не отложил, в отличие от каких-нибудь украинских депутатских детей. По сюжету, Боско все время снимают как бы для реалити-шоу или документального фильма, и в итоге получается нечто вроде передачи про депутатов, пошедших в народ (было такое на украинском ТВ). Однако на уровне же реалити-шоу — в целом и содержание. Герой не перевоспитывается, не становится умнее, перебираясь в квартиру, набитую бедняками и мигрантами. Он немного напоминает генералов на шее у мужика из сказки Салтыкова-Щедрина и просто ждет, когда вернется его старая сладкая жизнь.

Помимо сущности этого «лишнего человека», как правило, представленного в вышеупомянутом одном проценте, Боско явно олицетворяет и Испанию, даже сам говорит, что «он в дерьме, но ему это нравится, потому что мы, испанцы, такие». Соответственно, брошенный коррумпированным отцом и жестокой матерью (Брюсселем-Берлином), Боско-Испания болтается где-то над евробеднотой и тем, кому не досталось и этого. «Но ты же приехал сюда, значит, тут не так плохо?» — спрашивает он соседа, мигранта из ЮАР. И довольно кивает, когда тот признает, что на родине — да, гораздо хуже.

В левый кинодискурс, несомненно, стоит включить и аргентинский фильм «Симфония для Аны», получивший один из самых высоких баллов от зрителей, и приз жюри российской кинокритики. Здесь показана декоммунизация для особо непонятливых, а точнее — события в Аргентине 70-х годов, т. н. «грязная война», когда антикоммунистический альянс (ААА) физически устранял леваков, в т. ч. не закончивших еще школу.

Ана и ее печальная симфония Аргентины 70-х

Картина, собственно, построена на крупных планах юных лиц этих comunistas, marxistas, maoIstas, peronistas (левых), получилась действительно симфония молодости и наивности. Правда, режиссеры Эрнесто Ардито и Вирна Молина сделали главными героями не геев, поэтому для европейского фестиваля картина, пожалуй, безнадежна, но в Москве ее приняли очень тепло. Кстати, по случаю 100-летия революции на ММКФ была специальная программа «Октябрь в «Октябре», ведь основной площадкой фестиваля продолжает быть кинотеатр «Октябрь» на Новом Арбате.

Сказка об утраченной «Славе»

В рубрику «Около Европы» можно объединить болгарский фильм «Слава» из программы «Эйфория окраины» и «Последний из нас» (копродукция Катара, ОАЭ, Ливана и Туниса).

Болгарское кино переживает определенный подъем, два года назад лучшим фильмом ММКФ стали «Лузеры» Ивайло Христова. «Слава» Кристины Грозевой и Петра Вылчанова продолжает евроскептическое настроение «Лузеров», хотя является второй частью другой трилогии. Первый фильм, «Урок», Грозева и Вылчанов также привозили в Москву. И «Урок», в котором учительница ограбила банк, и «Слава», как говорят создатели, вдохновлены реальными случаями.

Интересные в Болгарии случаи. Герой «Славы» — путевой обходчик Цанко Петров — нашел много денег на рельсах, и честно отдал находку полиции. Пиарщица мнистерства транспорта решает воспользоваться случаем, чтобы отвлечь внимание от скандала с воровством на железной дороге. Это ей удается, но только поначалу. Дело в том, что с самим Цанко в минтрансе обошлись не очень хорошо: награда от министра, цифровые часы, оказалась браком, а собственные часы обходчика, советские «Слава» с отцовской надписью, пиарщица в суматохе потеряла. В общем, уже в описании фильма присутствует опасный для украинского читателя градус евроскептицизма.

И откуда в Болгарии такие несознательные режиссеры, да еще и получающие за свои фильмы массу призов на родине? Немало вполне прозрачных намеков и в видеоряде: так, после награждения Цанко Петрова забывают в туалете без штанов (которые ему одолжил сотрудник министерства), а беспринципная пиарщица переодевает юбку в коридоре, прикрываясь флагом Евросоюза.

Фильм местами грустный, но с большим количеством комичных моментов, как и упомянутые выше «Лузеры». Нелепый заикающийся бородач-обходчик, беспокоящийся только о своих кроликах и часах «Слава», в какой-то момент под давлением оппозиционного журналиста решает сорвать покровы и рассказывает о воровстве на железной дороге и о том, что лично сообщил об этом министру, но не вызвал этим никакого интереса. Естественно, для самого Цанко правдорубство не несет ничего хорошего, ему подбрасывают деньги, заставляют извиниться, потом его избивают коллеги. Оппозиционный журналист, к счастью для обходчика, его дальнейшими проблемами уже не занимается. Все идет своим чередом, и даже старые часы «Слава» пиарщица находит у себя в машине.

И это все мы наблюдаем на 10-м году победы евроинтеграции в Болгарии. Впрочем, у кого-то евроинтеграция, а где-то и Аргентина, 1976-й.

А где-то неподалеку и Африка, терра инкогнита, откуда плывут и плывут в Европу за лучшей жизнью. Молодой тунисец Ала Эддин Слим получил приз «Золотой лев будущего» Венецианского кинофестиваля за лучший дебютный фильм. «Последний из нас» также принес ему звание лучшего режиссера по версии Африканской киноакадемии. Слим известен как документалист, вот и в своем первом игровом фильме он обходится почти без слов — они ему не нужны. Главный герой, африканец, идет по пустыне, доходит до моря. Там улучает момент, чтобы угнать моторную лодку у рыбаков и поплыть в Европу.

Это первая часть фильма. Затем мы видим, как герой оказывается на какой-то земле, долго идет по лесу, проваливается в охотничью яму. Потом знакомится с человеком, ее вырывшим, странным дедом в шкурах, нечто среднее между Жаном-Полем Бельмондо и дядюшкой Ау. Этот No Man в неведомой земле ничего не говорит, а только добывает пропитание и по ночам сражается при помощи мачете с дикими зверями. Некоторое время новые Робинзон и Пятница делают это вместе, но дед умирает, и наш герой снова идет вперед один — пока не исчезает у водопада.

В общем, режиссер оставил широкое поле для толкования европейской одиссеи человека из Сахары: здесь можно видеть и трансформацию посредством переодевания в другую шкуру, и встречу с немного одичавшим творцом-создателем, и много другого. Вспоминается, впрочем, и стихотворение Николая Гумилева о бедном абиссинце, который долго-долго шел на север, где «Занзибарские девушки пляшут и любовь продают за деньги». «Двадцать раз обновлялся месяц, Пока он дошел до Каира И вспомнил, что у него нет денег, И пошел назад той же дорогой».

Потому что если в доме нет денег, нужно что-то решать.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Главные сериалы августа: косяки, супергерои,...

Что можно посмотреть, пока не кончилось лето, от «Товарища детектива» до...

Атомная Терон, телохранитель Рейнольдс и новая...

Фильмы-премьеры августа 2017 года, боевики с Терон и Рейнольдсом, цыгане во Франции,...

Одесса в зените

В середине июля центром украинской культурной жизни по традиции станет Одесса. В...

Загрузка...

Юбилей с «Богемой»

8 ноября Национальная опера отмечает свой 150-летний юбилей

Россия слушает Харьков и «Грибы»

За бронь столика на концерт «Грибов» платили до 4000 долларов

Если б я был султан Украины

Перед долгожданным вторым сезоном «Слуги народа» вспоминаем один из самых...

Хиджаб как модный тренд — на пути к размыванию сути?

Неужели мусульманскому головному платку действительно суждено стать новым,...

Ирина Озаринская: «Благодаря книге я из хулиганки...

Ирина Озаринская рассказала «2000», что с отрочества всей прочей литературе...

Не пропустите автобус Яноша Араня!

Если вам еще нет 45 лет и вы пишете стихи и новеллы на венгерском языке, то можете...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка